Творческий отчет по теме: "Игровые технологии"
опыты и эксперименты по математике

Корнеева Ольга Владимировна

В отчете представлены игровые моменты на уроках математики и обучающие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot.odt25.91 КБ

Предварительный просмотр:

                             ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

                     О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          учителя математики   Корнеевой Ольги Владимировны

   «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву — это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

                                                        (К.Д. Ушинский)

                                        МОУ «Ильмень -Суворовская СОШ»

                         «Всё, что без этого было темно, сомнительно и неверно,

                          математика сделала ясным, верным и очевидным».

                                                                           (М.В.Ломоносов)

   Скажите, разве математика скучная наука? Учителя математики - главные виновники, но вовсе не потому, что большинство из нас сухари. Многолетние наблюдения показали, что среди математиков «зануд» ничуть не больше, чем среди литераторов или историков. Наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный или исторический; к тому же для усвоения его, кроме желания и старания ученика, требуется, чтобы не обошла его стороной «божья благодать» на сей предмет. Вот и приходится прикладывать максимум усилий, чтобы дать всем детям минимум знаний, который предусмотрен школьной программой. А если учесть, что основная часть наших выпускников поступает в вузы, где надо сдавать математику, причём в объёме, куда превосходящем школьную программу, то станет понятно, почему нам порой некогда вспомнить, что мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, но сделать это, не побеспокоив душу, - нельзя! Но хотя математика не владеет таким арсеналом средств воздействия на чувства, как литература, история и т.п., но всё-таки и у нас есть кое-что.

   Готовясь к уроку я так подбираю материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. Кроме того я стараюсь преугадать те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю методы её стимуляции путём чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, весёлого, т.е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку. Уже несколько лет на своих уроках я это делаю путём введения в них занимательных элементов. Занимательные элементы на уроке могут быть напрямую связаны с изучаемой темой, а могут быть с ней совсем не связаны. Например, урок в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Дети устали, выполняя однотипные упражнения, говорю: «Я вижу, что 18 из вас уже научились складывать дроби, а 16 — хорошо вычитают. А вы теперь сообразите, сколько у нас в классе ребят, которые научились уже складывать, и вычитать дроби, если всего на уроке сегодня 21 человек?» Это внешний элемент занимательности, так как выполнение этого задания не имеет никакого отношения к сложению и вычитанию дробей. Кроме главной задачи — дать необходимый минимум знаний, и второстепенной — сделать это нескучно, можно решить попутно и несколько других, например, аргументировать пользу алгебраического способа решения и поговорить о теории обоснований. Следует отличать элементы, занимательные по форме, от элементов по содержанию. Можно взять любое задание из школьного учебника и подать его как игру. Например: обычная форма задания: функция задана формулой у=х+3. Найдите значения функции при х=0,7,-5,1,... Занимательная форма задания: приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано у=х+3. На доске заготовлена таблица. Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, подставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х, и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса - «угадать» формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первый назовёт формулу. Занимательные моменты на уроках математики могут быть непосредственно связаны с программным материалом, а могут быть с ним не связаны. Например, я изображаю на доске картинку и комментирую её так: «Точки — жилища Бабы-Яги и Кощея. Линия внизу — речка. Задумали как -то нечистые построить на её берегу общую купальню, да только никак не могут прийти к согласию относительно места,где её делать. Надо ведь устроить так, чтобы расстояния от неё до их жилищ были равными. Помогите нечисти!» На уроке геометрии, тема которого «Подобие треугольников», эта задача играет роль «внешнего» занимательного элемента, а на уроке по теме «Свойства серединного перпендикуляра», эта задача играет роль «внутреннего» занимательного элемента. Но и в том, и в другом случае это учебное занимательное задание. Урок будет продуктивнее, если занимательный материал органично вольётся в него, а не будет «торчать» инородным телом. Не надо увлекаться занимательностью, а применять изредко, чередуя с другими формами работы, при подборе материала руководствоваться интересами большинства учащимися класса: кому-то пообещать показать фокус, кому-то — логическую задачу; с кем-то поиграть в «крестики-нолики», ну а где-то и Омара Хайяма почитать. Какой бы приём занимательности ни использовался на уроке, самое главное — соблюсти разумный баланс между «развлекаловкой» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьёзно. При формировании этого баланса неоходимо считаться с возрастом учащихся.

 Кроме занимательных элементов на уроках математики я использую и дидактические игры. Дидактическая игра — одна из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их творческую деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Основная цель проведения дидактических игр на уроке — обучающая. В процессе игры дети усваивают новые знания, у них формируются математические умения и навыки. Школьник, выполняя игровые действия, непроизвольно, преднамеренно выполняет большое число математических действий, упражнений, задач. Возникающие в игре положительные мотивы и эмоции активизируют деятельность детей, направленную на развитие произвольного внимания, памяти, умений анализировать, наблюдать, фантазировать, обобщать. Кроме того, ряд познавательных игр способствует интенсивному развитию у детей воображения и творческого мышления. Дидактические игры дают возможность осуществлять связь уроков математики с жизнью. Ряд игр позволяет детям увидеть практическое применение математических знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя различные профессиональные «функции» лётчика, водителя машин, оператора ЭВМ, космонавта, конструктора и т.д. В этом смысле дидактические игры выполняют профориентационную роль. Таким образом, в процессе дидактической игры развиваются три функции обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются педагогом в целях воспитания и обучения детей. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. По характеру познавательной деятельности дидактическте игры можно отнести к следующим группам:

  • игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют дейстаия по образцу.
  • игры, требующие воспроизведения действий. Они направлены на формирование вычислительных навыков.
  • игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
  • игры, включающие элементы поиска и творчества.

 Среди составляющих дидактические игры выделяют:

  • дидактическую задачу;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • подведение итогов, результаты.

 Дидактические игры делятся на следующие виды:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

Дидактическую игру можно проводить на любом этапе урока. В начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся, в середине — усвоения темы, игры в конце урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности. Необходимо учитывать психолого-педагогические особенности во время проведения дидактических игр:

  1. Во время игры в классе должна быть атмосфера доверия. Учитель должен быть доброжелательным, тактичным, уметь поощрять и одобрять действия детей.
  2. Игра должна быть хорошо подготовлена. Если в процессе игры требуется наглядность, то необходимо её подготовить.
  3. Учителю следует проявлять внимательность к подготовленности учащихся к игре, особенно к творческим играм, где детям представляется большая самостоятельность.
  4. При определении состава команд для игры необходимо, чтобы в каждой группе должен быть лидер.

Приведу примеры дидактических игр на своих уроках.

                                      ЭСТАФЕТА

Эта форма работы очень эффективна в начале урока, когда надо или быстро перестроить мысли учащихся на рабочий лад, или повторить определённую тему, или оценить степень усвоения того или иного материала, или с пользой и удовольствием «скоротать» время, пока кто-нибудь из учеников выносит на доску важный момент домашней работы. Эстафету можно выполнять устно, а можно с привлечением черновиков. Она может быть посвящена одной теме, а может быть «сборной». Задания эстафеты могут содержать не только материал, предусмотренный школьной программой, но и дополнительной, причём самого разного уровня сложности, а также включать вопросы нематематического характера. Количество заданий в одной эстафете может быть разным, лучше всего от 5 до 7. Например, в 7 классе можно провести такую эстафету:

  1. Решить уравнение х+1=5
  2. Найти корень уравнения 0,2 : х = 0,04
  3. При каком х справедливо равенство ½ х = 1?
  4. Сколько человек тянули репку в сказке «Репка»?
  5. Найдите х, если х :10 = 9,3.

Как проводить эстафету? Я предлагаю ученикам задания, записанные на доске, но не по порядку, а следующим образом: сначала всегда выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего задания ит.д. Окончательный ответ, записанный на листочке, ученик показывает учителю (молча). Первым трём ученикам , показавшим правильные ответы можно поставить «5»; можно прекратить эстафету как только появились подсказки; можно вызвать одного ученика к доске, который объяснит всему классу как он вынолнил работу; обязательно нужно познакомить с этими условиями учащихся в начале эстафеты.

                        УРОК-ИГРА «СКАЧКИ»

Каждый учитель знает, как трудно проводить уроки в последний день четверти, когда оценки уже выведены и у детей совершенно нерабочее настроение. В этом случае можно провести игру «Скачки». Правила игры:

1.выделить несколько групп (заездов) по 3 ученика в каждой (участников заездов), но обязательно — в заезде должны быть участники одного уровня знаний.

2.Ученики на листочках с одной стороны ставят свою фамилию, а с другой — столбик цифр по количеству заездов. Я объявляю: «В первом заезде участвуют...» и называю три фамилии. Каждый ученик выбирает из них того, кто победит, и записывает его фамилию против цифры 1. Сами участники заезда тоже выбирают. Затем я вызываю участников второго заезда, ребята записывают фамилию своео избранника против цифры 2 и т.д.

3. После того как ставки сделаны, я собираю листочки и объявляю приз. Приз достаётся тому кто в своём листочке правильно определил победителей.

4.Соревнования: первая тройка участников выходит и садится за приготовленный стол. Я даю им листочки с заданиями. Причём с одинаковыми, и они начинают работать. Остальные ученики болельщики, они тоже работают с этими же заданиями, они записаны на доске. Это за отдельное вознаграждение.

5.Как только какой-либо участник заезда выдаёт правильное решение, заезд останавливается, победитель получает пятёрку, а его фамилия выносится на доску под соответствующим номером заезда.

6.По окончании всех заездов объявляю все оценки, выясняются и награждаются победители. Может случится, что победителя не окажется, т.е. ни в одном листочке не будет названы верно все фамилии. А может их оказаться несколько, тогда надо или иметь дубликат приза, или провести какую-нибудь небольшую викторину между этими угадавшими.

                        МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1.Угадывание задуманного числа.

    Я прошу ребят задумать число, затем удвоить его и к полученному произведению прибавить 5. Полученный результат увеличить в 5 раз, после чего прибавить 10. Эту сумму надо взять 10 раз, а получившееся число сообщить мне. После крохотной паузы я называю задуманное число!

2.Угадывание дня рождения.

         Прошу любого ученика умножить число даты его рождения на 12, а номер месяца — на 31; полученные произведения сложить и сообщить мне результат, и я по нему «угадываю» день рождения этого ученика.

 Пока я угадываю день рождение ученика, дети в это время тоже пытаются узнать, как это я делаю. В математических играх самое ценное — найти объяснение «фокуса».

3.Угадай героя.

         Класс делится на две команды: мальчиков и девочек. Затем показываю первой команде сложенный листок, на котором написано имя какого-нибудь сказочного героя или героя мультфильма, и предлагаю угадать это имя. Для этого команда может задавать учителю непрямые вопросы по поводу этого героя (команда сама решает, какой вопрос надо задать), а учитель отвечает на них и ведёт подсчёт количества вопросов. После того, как первая команда угадает своего героя, аналогичную работу проделывает вторая команда. Побеждает та команда, которая справится с заданием с помощью меньшего количества вопросов.

                        ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  Ничто так не способствует формированию мыслительной культуры и ничто так не оживляет урок, как решение логических задач. При этом у учителя математики провоцируется творческий порыв. Приведу примеры таких задач:

1. Встретились три мальчика. Познакомились. Оказалось, что их фамилии Белов, Чернов, Рыжов.

  • Вы только посмотрите, - воскликнул Белов. - У одного из нас белые, у одного чёрные и у одного рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не совпадает с тем, на который указывает его фамилия!
  • Ты прав, - ответил ему черноволосый мальчик.

Определите, какой цвет волос у каждого мальчика.

2. Олег, Коля и Ваня живут в одном доме. Каждый из них занимается музыкой: пением, игрой на скрипке или пианино. Известно, что:

  а) Коля живёт на том же этаже, что и певец;

  б) пианист и Олег ходят в разные классы;

  в) Олег и певец родились в одном месяце.

Чем занимается каждый из мальчиков?

   На обобщающих уроках, уроках-зачётах я использую такие дидактические игры: «Урок-улей», «Лабиринт», «Математические карты», «Математическое лото», «Геометр», «Математический бой» и др.

Современное содержание математического образования направлено на творческое развитие школьников. Дидактическая игра на уроках математики является одним из способов развития творческих способностей у школьников. В результате применения дидактичесских игр обогащается словарный запас детей, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к математике и воспитываются нравственные качества. И главное — огромный эффект: ни одного скучающего на уроке. Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляется материал и доводят его до автоматизированного навыка математические знания. Дидактическая игра играет существенную роль в жизни детей школьного возраста. Но игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету и творческих способностей школьников.

  Свою творческую работу я хочу закончить четверостишиями-рубаи Омара Хайяма. Омар Хайям, один из крупнейших математиков средневекового Востока, родился, вероятно, в 1048 году и умер в 1123 году (точные данные неизвестны). Он жил и работал в Самарканде, Исфахаме; занимался астрономией (возглавлял столичную обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря), математикой (написал комментарии к «Началам» Евклида; пытался выразить корень кубического уравнения через квадратные радикалы, пришёл к выводу, что это невозможно; внёс большой вклад в теорию доказательств и т.д.).

        Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

         Два важных правила запомни для начала:

         Ты лучше голодай, чем что попало есть,

         И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

         Прекрасно — зёрен набросать полям!

         Прекрасно — в души солнце бросить нам!

         Но подчинить ДОБРУ людей свободных

         Прекраснее, чем волю дать рабам!