Творческий отчет по теме: "Игровые технологии"
материал по обществознанию по теме

В отчете представлена информация о классификации игр, применении их на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc177 КБ
Файл master-_klass_kuricyna.docx42.12 КБ
Microsoft Office document icon tp_toler-8ch.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  "Средняя общеобразовательная школа №5. "Многопрофильная"

Творческий отсчет по теме: "Игра как форма организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания"

 учителя истории и  обществознания  Курицыной Марины Галиевны

Город Нефтеюганск 2010г

Игра как форма организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания.

Расскажи мне и я забуду

Покажи мне и я запомню

Вовлеки меня и я пойму.

              Китайская мудрость.

               Актуальность

В настоящее время, я считаю, история главный предмет в школе, который формирует гражданина и социальную личность.

Наиболее общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитания гражданина и патриота Отечества, ценностно – ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной жизни. Добиться этих целей возможно лишь, активизировав познавательную деятельность учащихся на уроках истории.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися. Часто, кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Но это не так. Актуальной задачей школы становится: предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развитие навыков самостоятельного отбора и оценки получаемой информации. Одной из форм обучения, которые могут развить подобные навыки, является  игра.

    Игра для школьников важна, понятна, злободневна. Игра - это часть его жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе.

    Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих (взрослых соображений) удобства и порядка.

     Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрежку. В игре знания усваиваются через практику. Игры можно использовать на любом уроке: будь то повторение, или изучение нового материала.

Цель: повышение качества учебного процесса и активизация учащихся  через игровую деятельность на уроках истории и обществознания.

Задачи:

- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

- дать ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям;

- раскрывать и развивать творческие способности личности;

- развивать такие качества личности, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность.

 Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

             

     

 Подходы к понятию игра

  1. как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности;
  2. как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;
  3. как форма активного обучения (нестандартный урок);
  4. как форма организации учебной деятельности (вид коллективной работы);
  5. как новая технология обучения.

Для чего нужна игра?

   Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.

Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.

Эти игры могут помочь:
- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
- улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);
- укрепить дружеские отношения в классе.

Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. 

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке.

Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений

  1. В процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации.
  2. Активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональной деятельности приводят к повышению качества учебного процесса.
  3. Проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность учащихся.
  4. Учащиеся ощущают практическую значимость знаний исторической науки.
  5. Формальные знания превращаются в действенные.

Приведу несколько примеров учебных игр- это наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний(ребусы, кроссворды, «Союзники и противники, «Нить Ариадны»)

Комбинаторные – игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации(«Разминка: Дата. Событие. Герой», «Линия времени», «Археологи»).

Аналитические – развивающие аналитическое мышление(«Ошибающийся учитель»).

Ассоциативные – в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека (игра «Ассоциация»).

Контекстные – привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то , что прямо не выражено и наоборот, передавать информацию самыми различными способами(«Переводчик», «Из уст в уста»)

Эти игры обычно не содержат этапа предварительной подготовки, по времени они занимают от 7 до 30 мин. Их можно использовать на любом этапе урока.

Ролевые же игры требуют большей подготовки и занимают по времени целый урок и более. Но в отличие от игр с правилами, они могут использоваться не часто. К ролевым играм мы относим урок – путешествие.

                  Этапы организации и проведение игры

  1. Подготовительный этап. (Темы сообщений, подготовка сценок – загадок, выставка рисунков)
  2. Организационный этап.(Определение темы, постановка цели, практическая направленность темы)
  3. Самостоятельная работа учащихся:

- групповая работа;(работа с учебником, с историческим источником, ответы и оценка ответов, показ сценок – задачек).

- индивидуальная работа.(сообщения экскурсоводов).

      4. Заключительный этап.(вывод по теме, закрепление «Буклеты» и их защита)

      5. Оценка или взаимооценка.

      6.Рефлексия.

Большой интерес у учащихся  вызывают  элементы театрализации или полностью театрализованные уроки (сценки по древности: без слов показать следующие высказывания: «Я уже большой, и пойду охотиться на мамонта!»

 По Древней Индии – сценки – задачки «Два противника», «Шерсть, растущая на кустах»).

Значение игр…



Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания Курицына М.Г.

Мастер-класс «Особенности технологии метапредмета «Проблема»

(на историческом материале)

На своих уроках, используя приемы технологии метапредмета «Проблема», я хочу добиться, чтобы мои обучающиеся умели:

-саморазвиваться и  самоопределяться,  ставить цели и строить жизненные планы, имели  способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

-продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Технология  метапредмета «Проблема» позволяет не только работать со способностями мышления, коммуникации, действия, понимания и рефлексии, но также воздействовать на развитие мировоззрения детей и подростков.

Основная  цель  метапредметов – это обучение учеников различным способам мышления, коммуникации и действия. Подчеркнем, для метапредмета, в первую очередь, важно освоение именно способов. Тем не менее, освоение предметного, в нашем случае исторического материала, разворачивается параллельно, и не менее эффективно. Освоение материала происходит за счет особой  структурации  материала в соответствие со схемами и способами метапредмета.

Основным результатом метапредмета «Проблема» является самоопределение человека по отношению к серьезным мировоззренческим проблемам. Наличие собственной позиции относительно этих проблем. Поясним, наличие собственной позиции – это ни в коем случае не заученный текст по поводу данной проблемы какого-либо известного исследователя или философа. Собственная позиция возникает в результате самоопределения. Самоопределение возможно только в специально созданной ситуации, в которой человеку стало бы невозможным просто перенять чью-либо точку зрения.

Собственная позиция – это результат самостоятельного мышления человека, а не запоминания результатов чужого мышления.

Преподавание метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. Этот навык чрезвычайно важен для процесса социализации школьника.

 Перед вами Методическая схема метапредмета «Проблема», отражающая его специфику (презентация)

  1. выделение позиций в проблемной ситуации (обучающиеся читают текст и схематично изображают позиции авторов), затем происходит
  2. выстраивание взаимной критики позиций(на основе текста каждая группа формирует общегрупповое критическое выступление)
  3. анализ противоречий между позициями;
  4. фиксация предмета противоречий;
  5. постановка проблемы;
  6. самоопределение к проблеме.

это этапы работы, которые осуществляются на каком-либо предметном материале. Например, метапредмет «проблема» может проводиться на историческом предметном материале «Самоопределение русской эмиграции во время 2 мировой войны». Чтобы затронуть мировоззрение ученика, необходимо выбрать действительно важный проблемный вопрос. Так проблемная проработка ключевых эпизодов отечественной истории воздействует на формирование идентичности учащегося. Отечественная история перестает восприниматься как набор фактов и дат, которые нужно лишь запомнить.

Сейчас я проведу мастер-класс по технологии проблематизации «Самоопределение русской эмиграции во время 2 мировой войны». Помогут мне в этом педагоги.

Сейчас вам необходимо организовать 2 группы

Скажите, пожалуйста, что такое «эмиграция»? Когда появляется первая массовая эмиграция, чем она связана?( понятие «Эмиграции»-(от лат. emigro — выселяться, переселяться) — добровольное или вынужденное переселение в др. страну для постоянного или временного (на длительный срок) проживания. Массовый характер приобрела Э. из России после драматич. событий 1917 и в ходе гражд. войны. В 1917 — нач. 20-х гг. за границей оказалось не менее 2 млн наших соотечественников ) Спасибо!

  1. У вас на столах тексты с двумя противоположными позициями Мих.Фед. Скородумова (русский генерал, участник первой мировой войны, гражданской войны, создатель Русского корпуса в Сербии). и Пав.Ник. Милюкова(исторический  и политический деятель, лидер партии кадетов, министр иностранных дел во Временном правительстве) прочитайте и ответьте на вопрос: «Что эмигранты думают о Великой отечественной войне?», схематично изобразите позиции авторов( 3-5 мин).  

.Пояснение: на данном этапе происходит выделение позиций в проблемной ситуации, предполагается появление понимания позиции автора. (Выступление докладчиков от групп с изложением взглядов автора и аргументацией представленной позицией).

  1.  Работая с тезисами ваших оппонентов,  определите, что с позиции вашего автора вы принимаете, разделяете или отвергаете. Результаты критики отметьте в таблице ( 3-5 мин).

Пояснение:  на данном этапе происходит взаимная критика. Каждая группа формулирует общегрупповое критическое выступление (на основе текста), выступают с критическими докладами.

Милюков

Скородумов

Война на стороне СССР

Война против СССР

СССР- исторический приемник России

Не принимает СССР

Победа СССР вВОв

Гибель государства

3-4.Мы зафиксировали в таблице  основные тезисы авторов, в чем на ваш взгляд противоречие их взглядов?

Пояснение: на данном этапе происходит анализ противоречий между позициями и фиксация предмета противоречий;

Милюков

Скородумов

Несогласие с политическим режимом не должно стать основанием для сотрудничества с фашизмом. Его девиз: «Все для Победы»

Фашизм не освобождение, а порабощение, его так же предстоит свергнуть. Отсутствие ресурсов для победы над фашизмом. Гибель государства.

Несмотря на противоречия,  и Милюков и Стародумов любят свою Родину, а человек, который любит свою Родину- патриот.

Что в вашем понимании патриотизм, определите его  критерии? (предлагаются критерии, которые фиксируются на доске).

5. Вы определили критерии патриотизма, теперь, обращаясь к тексту, докажите свою позицию по вопросу патриоты ли Стародумов и Милюков? Поменялось ли ваше мнение по данной проблеме? ( Каждый высказывает свою точку зрения).

Пояснение: На данном этапе происходит самоопределение к проблеме.

Таким образом патриотизм понятие неоднозначное, он может быть истинным и ложным. Предлагаю вам  выполнить домашнее задание написать эссе:

 «Кто он настоящий патриот?»,

 « Патриотизм: истинный и ложный»



Предварительный просмотр:

Раздел, кол-во часов

№ ур.

Тема урока

Дата провед.

Учащиеся должны знать

Общеучеб. умения

Специальные умения

Формы занятия

Домашнее задание

Что такое этническая толерантность (3 ч)

1

Введение в этнотолерантность как учебный предмет.

Этнотолерантность.

Толерантность.

Этнос.

Фундаментальные и прикладные значения науки.

Этнология и ее принципы и положения в современном мире.

Конспектирование.

Работа со словарем, составление понятийного словаря.

Объяснять различие и близость культур многонационального населения РФ.

Объяснять значение науки.

Лекция с элементами беседы.

Входное тестирование.

Составление понятийного словаря.

2

Интоторерантность и межнациональные конфликты.

Что такое интолерантность.

Межнациональные конфликты.

Межнациональная рознь.

Межнациональная напряженность.

Объяснять причины возникновения и пути решения межнациональных конфликтов.

Лекция с элементами беседы.

Разбор проблемных ситуаций.

Составление понятийного словаря.

Сообщение из СМИ.

3

Этика межнациональных отношений.

Межнациональные отношения.

Культура межнациональных отношений.

Люди, которые меня окружают…

Составление развернутого письменного ответа на поставленный вопрос.

Осознание причастности к межнациональной культуре, образовавшейся в округе, городе.

Работа в малых группах.

Творческая работа «Люди, которые меня окружают».

Национальность (1 час)

4

Национальное самосознание.

Национальная культура.

Национальные предрассудки.

Национальное самосознание .Национальная группа. Национальная гордость. Национальное согласие. Национальная культура. Национальное общение Национальная психология.

Национальные предрассудки.

Национальные традиции.

Обряды, обычаи моего народа.

Работа со словарем.

Конспектирование.

Защищать свою исследовательскую деятельность.

Проводить мини-исследования по теме «Обряды, обычаи моего народа».

Лекция с элементами беседы.

Разбор проблемных ситуаций.

Творческая работа «Обряды, обычаи моего народа».

Югра и югорцы (2 ч)

5

Этнический и национальный состав ХМАО.

История заселения ХМАО.

Этнический и национальный состав ХМАО.

г.Нефтеюганск.

 Финно-угорские народы.

Работа с учебным пособием История ХМАО, конспектирование, подготовка сообщений

Характеризовать этапы заселения ХМАО

Объяснять сложившийся национальный состав, работать со статистическим материалом по теме.

Лекция,

Работа в малых группах.

Сообщения.

6

Русские, украинцы, белорусы.

Народы средней Азии и Кавказа.

Татары.

Будни межнациональной  Югры и Нефтеюганска.

Расселение по территории. Национальные традиции. Быт, культура, язык, нравы, костюмы.

Современная национальная политика в городе, Югре.

Работа с дополнительной литературой, СМИ, подготовка сообщений

Характеризовать по типовому плану народность.

Объяснять причины проблемы национальной политики в городе, искать пути их решения.

Представление  и защита  творческих работ.

Оформление стенгазеты.

Сообщения.

Веротерпимость

  (1 час.)

7

Христианство.

Ислам.

Буддизм.

Местные верования.

Атеизм.

Что такое религия.

Краткая история возникновения.

Особенности данной религии.

Основные группы конфессий.

Основные догматы. Общее в разных религиях.

Атеизм.

Работа с дополнительной литературой, СМИ, составление сравнительной таблицы.

Дать определение понятиям.

Уметь находить общее в разных религиях.

Представление  и защита  творческих работ.

Работа в малых группах.

8

Мы такие разные и так похожи.

Урок обобщения и закрепления знаний, полученных в ходе изучения курса.

Умение аргументировано показать, насколько актуально утверждение о том, что планета Земля- наш общий дом, долг каждого- прилагать все свои силы для сохранения мира между людьми.

Ролевая игра.

Представление сочинений на тему: «Мы такие разные и так похожи».

Итоговое тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".

«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Творческий отчет по теме: "Игровые технологии"

В отчете представлены игровые моменты на уроках математики и обучающие игры....

Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»

Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...

Статья на тему "Игровые образовательные технологии и их применение на уроках английского языка"

Данная статья предназначена для использования учителями, преподающими английский язык в образовательных учреждениях и посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках английског...