Проектно-исследовательская деятельность школьников. 6 класс. "Игры и головоломки на разрезания".
творческая работа учащихся по математике (6 класс)

Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка.

                                       А.Д. Александров

 

    Датский физик Нильс Бор говорил, что математика является значительно большим, чем наука, поскольку она является языком науки. И действительно, математика стала для многих отраслей знания не только орудием количественного расчета, но также методом точного исследования и средством предельно четкой формулировки понятий и проблем.

   В наши дни без предварительных расчетов на заводе не начнут производства ни одной сложной машины, не станут модернизировать технологический процесс. С развитием науки возросло количество экспериментальных исследований. В связи с этим потребовалась разработка математической теории эксперимента, позволяющей так организовать наблюдения, чтобы при минимальном их числе получать максимальное количество информации об интересующем нас явлении или процессе.

    Роль математики в современном познании, современной практической деятельности так велика, что наше время называют эпохой математизации знаний.  [12]

   Развитие сообразительности, смекалки и самостоятельности мышления необходимо любому человеку, если он желает преуспевать в жизни. Поэтому я решил провести исследование  в 5 классе:  как регулярное решение головоломок влияет на умственную способность учащихся и повышается ли при этом качество знаний по математике. Это и стало важным моментом цели моего проекта «Игры и головоломки на разрезания».

    Но для этого мне понадобиться повысить свой уровень математических знаний в поиске решений логических задач.  При решении олимпиадных задач меня заинтересовал новый для меня подход к решению задач на разрезание, он показался мне интересным и оригинальным.

    У  меня возникали вопросы: в чём заключается особенность таких задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения задач на равносоставленность и равновеликость.

    Чтобы достичь поставленной цели, передо мной встают следующие задачи: необходимо ознакомиться с различной литературой на данную тематику, обобщить изученный материал, провести анализ, сделать из всей проделанной работы основополагающие выводы. То есть решить поставленную мною задачу: на сколько улучшится качество знаний учащихся 5 класса, если  регулярно использовать развивающие игры во внеурочное время. А также ответить на заинтересовавший меня вопрос: существуют ли специальные приемы решения задач на разрезание? Где и как полученные знания можно применить в жизни?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключение

Работая над проектом, я не только закрепил мои знания по математике и геометрии, познакомилась с теоремой о равносоставленности, но и открыл для себя много нового: узнала, что задачи на разрезание являются не только несерьезными или бесполезными, они не так уж и далеки от серьезных математических задач. Из задач на разрезание родилась теорема Бойаи–Гервина о том, что любые два равновеликих многоугольника равносоставлены. При решении задач на разрезание у меня возникло ощущение красоты и гармонии в природе.

Практическая значимость работы состоит в построении рисунков к задачам, для подтверждения некоторых теорем, определений и понятий.

Работа над проектом для меня оказалась очень интересной и полезной. Поставленная мною цель исследования достигнута.

В процессе исследовательской работы не только учащиеся 5 класса решали различные ребусы, головоломки,  играли в полимино и танграм,  но и я совершенствовал свои знания по математике, развивал способности логического мышления. 

По результатам проделанной работы статистика показала, что качество знаний учащихся 5 класса в динамике росло, а я стал более успешно справляться с письменными и творческими работам. Мне стало намного интереснее учиться. Я понял, что математика – это не сухая наука о цифрах, а это ещё и занимательная игра человеческого ума.

Мой эксперимент удался, так как дал положительные результаты. Остались довольны и мои подопечные пятиклашки, которые теперь не только на переменках играют в танграм, но и в семьях. А так же и я получил огромное удовольствие, изучая математику играя.

Работу хочу закончить словами Я.Б. Зельдовича «В любой форме учения особенно хорошо то, что получил, вывел, понял сам, даже если знаешь, что другие это же самое вывели раньше». [17; с.1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников

Статья представляет собой анализ опыта применения компьютерных технологий для проектно - исследовательской деятельности в школе....

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...