Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников
статья по теме

Матвеева Наталия Валентиновна

Статья представляет собой анализ опыта применения компьютерных технологий для проектно - исследовательской деятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИКТ62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников

В настоящее время, в связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, поэтому каждый ученик должен быть обучен данному виду деятельности. Задача моего выступления – поделиться своим опытом работы в данном направлении определить возможности использования ИКТ в нём.

Проектно – исследовательской деятельностью с детьми я начала заниматься 3 года назад, когда в нашей школе было основано научное общество учащихся. Всего за это время моими учениками выполнено 18 работ (исследовательские работы и проекты). Некоторые из них мы представляли на научно – практических конференциях, конкурсах, некоторые являются результатом работы по предмету.

Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность».

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование понимается как процесс создания проекта».

Проектная учебная деятельность обучающихся – компонент проектного обучения, связанного с развитием творческих способностей ребёнка и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению какой - либо практической задачи. В проектной деятельности конечная цель, результат работы известен заранее.

Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере:
Несмотря на определённое сходство, учебное и научное исследования имеют существенные различия. Главным отличием исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении обучающимся навыка исследования как универсального способа познания действительности.

Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).  Таким образом, понятия «проектное обучение», «учебная проектная деятельность» «проектно-исследовательская деятельность» взаимосвязаны, и являются компонентами проектного обучения.

Классификация проектов по содержанию 

- Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы. Это может быть учебное пособие для школы, макеты моделей и т.д.

- Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

- Натуралистический и описательный - творческая работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Может иметь элемент научной новизны. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.  Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

-  Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока.

Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться индивидуально и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы, выдвижение идеи и обоснование актуальности проекта

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы, причём проблема должна быть личностно значимой для ребёнка.

2. Целеполагание

Формулируется цель, разбивается на отдельные задачи.

3. Описание проектного продукта

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта. Формы возможных продуктов проектной деятельности:

  1. Web-сайт
  2. Видеофильм
  3. Игра, мультимедийный продукт
  4. Анализ данных социологического опроса
  5. Сравнительно-сопоставительный анализ
  6. Атлас, карта, учебное пособие
  7. Выставка
  8. Газета, журнал, справочник
  9. Костюм, модель, коллекция
  10. Музыкальное или художественное произведение
  11. Постановка, праздник
  12. Экскурсия, поход
  13. Законопроект и т.д.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов.

Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира).

Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Олимпийские игры в Сочи: за и против»).

4. Планирование

На данном этапе необходимо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта, определить задачи и способы работы, наметить сроки и оценить имеющиеся ресурсы. С учеником необходимо решить следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Как ты будешь решать эти задачи? – Определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы.

5. Поиск ресурсов

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? – Выявление недостающих ресурсов (материальных, информационных)

В процессе работы с электронными энциклопедиями, ресурсами Интернета формируются умения:

  1. использовать справочные издания;
  2. работать с информацией, извлекать главное ;

• самостоятельно искать дополнительную информацию;

• давать оценку сайтам с точки зрения качества представленной информации;

• систематизировать полученную информацию;

• корректно ссылаться на использованные источники.

6. Реализация

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана - можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком,

На данном этапе оформляется отчет о проделанной работе

  1. После того как выполнены все запланированные шаги и создан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, его письменную часть. (используется Word, Publisher, Excel, PowerPoint, Paint, Picture Manager, Access, Movie Maker, - умение грамотно оформить полученную информацию в виде конспекта, таблицы, схемы, доклада, мультимедийной  презентации)
  2. Телекоммуникационные технологии (электронная почта)

7. Презентация проекта

Представление материалов работы на конференции, уроке, конкурсе, публикация и т.п.

Использование ИКТ в проектно – исследовательской деятельности позволяет:

  1. повысить мотивацию учебной деятельности;
  2. привлечь школьников к процессу активного получения и применения знаний;
  3. использовать широкую базу информационных источников;
  4. сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими;
  5. научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.

Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию компетенций гражданина XXI века: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности, способные организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.