Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности школьников
статья по информатике и икт по теме

Описание использования компьютерных технологий на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Пример исследовательского проекта ученика, в котором отражены все этапы ученического проектирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам, как учителем, так и учениками.

Использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.

Подчас, использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования – ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация – это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.

Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.

Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую.

Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета. Всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет-энциклопедии.

На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, школьник делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему.

Изучив, как освещён вопрос в современной науке, испытатель начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям. Например, чтобы получить достоверную информацию об улицах города, есть в Интернете его карта. Чтобы получить информацию о названиях различных торговых точек, есть телефонный справочник и там список названий, информация для работы с фамилиями жителей города тоже там.

Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты – это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительно.

Для того, что бы представить результат исследовательской деятельности, ребята, как правило, создают презентацию своей работы. Хорошо, если ребёнок сознаёт, что работа и её представление – это разные вещи. Следует придерживаться общепринятых правил создания компьютерных презентаций: небольшой объём – 12-15 страниц; единообразие оформления всех страниц; отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвящённая автору и список литературы, Интернет-ресурсы в том числе.

Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным  исследователям.

Пример исследовательского проекта, в котором интересно показано использование компьютерных технологий при оформлении эксперимента по химии.

Ссылка на проект:

http://project.1september.ru/work.php?id=578807 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников

Статья представляет собой анализ опыта применения компьютерных технологий для проектно - исследовательской деятельности в школе....

Использование ИКТ для организации исследовательской деятельности школьников

Выступление на педсовете: "Использование ИКТ для организации исследовательской деятельности школьников"...

Использование фитонцидных растений в исследовательской деятельности школьников

Часто продукты покрываются налётом. Это значит, что они подверглись заражению плесенью. Плесневые грибы вредны для здоровья человека. Для борьбы с ними мы решили использовать  биологические вещес...

Статья на тему: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, пр...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...