внеклассное мероприятие по математике в 5 классе на тему "И прекрасна и сильнаматематиков страна"
методическая разработка по математике (5 класс)

Кузнецова Валерия Анатольевна

Игра повышает интерес школьников к математическим знаниям, вырабатывает дух коллективизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект игры22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 195 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

внеклассного мероприятия по математике

для учащихся 5 класса

на тему: игра «И прекрасна и сильна математиков страна»

Подготовила:

Кузнецова Валерия Анатольевна,

учитель математики

Санкт-Петербург

2019

Цель: активизация интереса учащихся к изучению математики.

Задачи: повышение интереса к математическим знаниям, развитие навыков коллективной работы, выработка духа коллективизма.

Перед началом игры из класса случайным образом выбираются две команды по 10 человек, которые сразу выбирают капитана и название команды. Игра состоит из 10 конкурсов. В каждом конкурсе команды зарабатывают баллы. Побеждает та команда, которая имеет наибольшее количество баллов. Жюри формируется из старшеклассников и учителей - математиков.

1 конкурс. Разминка

Каждой команде предлагается по 10 вопросов. В качестве ответа принимается первая версия от команды (за правильный ответ-1 балл).

Вопросы первой команде

1. Наименьшее натуральное число.

2. Чему равна четверть часа.

3. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось?

4. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?

5. Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего?

6. Арбуз весит 6 кг и ещё пол-арбуза. Сколько весит арбуз?

7. Сколько концов у 5 с половиной палок?

8. Сколько раз в году встаёт солнце?

9. Прибор для измерения длины?

10. 840:8=?

Вопросы второй команде

1. Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько проехал ямщик?

2. Чему равен 1пуд?

3. В школе 400 учеников. Есть ли среди них те, которые отмечают день рождения в один день?

4. Найдите три четверти от ста.

5. Разделите полсотни на половину.

6. Сколько вершин у куба?

7. Сколько лет лежал на печи Илья Муромец?

8. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

9. Назовите фигуру, не имеющую углов.

10. Кирпич весит 2кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит кирпич?

2 конкурс. Счетовод

(за правильный пример 1 балл)

1)Как записать тремя пятёрками двойку, четвёрку, пять, ноль?

2) Вычислить: 99-97+95-93+…+3-1=…

3) Продолжить логические цепочки.

3 конкурс. Пословицы и поговорки

(за правильный ответ 1 балл)

Состоит из двух частей.

1)На рисунке спрятались пословицы и поговорки. В каждой есть числительное. Назовите их.

2)Попробуй назвать другие пословицы и поговорки, где встречаются числительные.

4 конкурс. Физкультминутка.

(1 балл за скорость, 1 балл за правильное вычисление)

Команде построиться в затылок. Первые пять человек записывают пятизначные числа.

Шестой участник команды определяет количество десятков в числе. Следующий – количество сотен и т.д.

5 конкурс. Кто определит точнее

(за правильный ответ 1 балл)

1. Количество ручек в стакане.

2. Длину школьной парты.

3. Количество страниц в книге.

6 конкурс. Художники

Состоит из двух частей.

1. Нарисовать человечка, используя только цифры. (2 балла)

2. Одновременно обеими руками нарисовать: одной – круг, другой – квадрат. (2 балла)

7 конкурс. Алфавит

(за правильный ответ 1 балл)

Назовите математические термины на все буквы русского алфавита.

8 конкурс. Поле математических чудес

1.Кому принадлежат слова?

«Вдохновение в математике нужно не меньше, чем в поэзии» – Пушкин А.С. (2балла)

2.Как звали великого французского императора, который любил геометрию и сам решал задачи? – Наполеон(2 балла)

9 конкурс. Черный ящик

(за правильный ответ 2 балла)

Какой чертежный инструмент был изобретен еще в Древней Греции? – Циркуль.

10 конкурс. Домашнее задание

Каждая команда должна подобрать задачу и инсценировать эту задачу и ее решение.

Жюри оценивает работу команд в самых разных номинациях: самое оригинальное решение, самая многочисленная инсценировка, и т.д.

Примеры задач:

  1. За грибами

Дедушка пошел с четырьмя внучатами в лес за грибами. В лесу разошлись в разные стороны и стали искать грибы. Через полчаса дедушка сел под дерево отдохнуть и пересчитал все грибы: их оказалось 45 штук. Тут прибежали к нему внучата, все с пустыми руками, ни один ничего не нашел.

- Дедушка! — просит один внук, — дай мне своих грибов, чтобы кузовок не был пустой.

Авось, с твоей легкой руки много грибов наберу.

- И мне, дедушка!

- И мне дай!

Дед дал каждому и роздал таким образом детям все свои грибы. Все снова разбрелись в разные стороны и случилось следующее. Один мальчик нашел еще 2 гриба, другой 2 потерял, третий нашел еще столько, сколько получил от деда, а четвертый потерял половину полученных от деда. Когда дети пришли домой и подсчитали свои грибы, то оказалось у всех поровну. Сколько каждый получил от дедушки грибов и сколько было у каждого, когда они пришли домой?

Решение. Нетрудно видеть, что третьему внуку дед дал грибов меньше всего, потому что третий внук должен был набрать еще столько же грибов, чтобы сравняться с братьями. Для простоты скажем, что третьему внуку дед дал грибов одну горсть. Сколько же он дал таких же горстей четвертому? Третий внук принес домой 2 горсти, потому что сам еще нашел столько же грибов, сколько дал ему дед. Четвертый внук принес домой ровно столько же грибов, сколько и третий, т.е. тоже 2 горсти; но он половину своих грибов растерял по дороге, значит, дед дал ему 4 горсти. Первый внук принес домой 2 горсти, но из них 2 гриба он сам нашел, значит, ему дед дал 2 горсти без 2 грибов. Второй внук принес домой 2 горсти, да по дороге он потерял 2 гриба; значит, дед ему дал 2 горсти да еще 2 гриба. Итак, дед роздал внукам 1 горсть, да 4 горсти, да 2 горсти без 2 грибов, да 2 горсти с 2 грибами, итого 9 полных горстей. В 9 равных горстях было 45 грибов; значит в каждой горсти 45 : 9 = 5 грибов.

Третьему внуку дед дал 1 горсть, т. е. 5 грибов; четвертому – 4 горсти, т.е. 5 х 4 = 20 грибов; первому – 2 горсти без двух грибов, т. е. (5 х 2) - 2 = 8 грибов; 'второму – 2 горсти с двумя грибами; т. е. (5 х 2) + 2 = 12 грибов.

  1. Крестьяне и картофель

Шли три крестьянина и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами заснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едой на стол и ушла. Проснулся один крестьянин, увидел картофель и, чтобы не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул. Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул. После него проснулся третий; полагая, что он проснулся первым, он сосчитал оставшийся в чашке картофель и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже и сколько должен еще съесть каждый, чтобы всем досталось поровну.

Решение. Третий крестьянин оставил для товарищей 8 картофелин, т. е. каждому по 4 штуки. Значит, и сам он съел 4 картофелины. После этого легко сообразить, что второй крестьянин оставил своим товарищам 12 картофелин, но 6 на каждого, значит, и сам съел 6 штук. Отсюда следует, что первый крестьянин оставил товарищам 18 картофелин, по 9 штук на каждого, значит, и сам съел 9 штук. Итак, хозяйка подала на стол 27 картофелин, и на долю каждого поэтому приходилось по 9 картофелин. Но первый крестьянин всю свою долю съел. Следовательно, из восьми оставшихся картофелин приходится на долю второго 3, а на долю третьего 5 штук.

Заключение. Подведение итогов.

Во время подведения итогов, ребятам можно предложить задачу «Сколько мы учимся?»

Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 – 366 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайней мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает, остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли можно выучиться?

Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике 6 класс "Счастливый случай"

В увлетельной форме систематезируются знания по алгебре и геометрии...

Внеклассное мероприятие "Спортивная математика" 5 класс

Внеклассное мероприятие "Спортивная математика" разработано на параллель пятых классов в преддверии олимпийских игр в Сочи-2014года. Способствует развитию логического мышления, привитию интереса к пре...

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс.

Математический Брейн Ринг.Математика очень сложная и серьезная наука, поэтому просто необходимо разбавлять ее нестандартными, интересными заданиями. Что продемонстрировано в моей работе....

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Математические забавы"

Данный материал может быть исспользован при проведении внеклассного мероприятия по математике....

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Путешествие в страну сказок"

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Путешествие в страну сказок"...

Внеклассное мероприятие по математике 7 класс "Занимательная математика"

В процессе игры участники по очереди выбирают вопросы из блоков «Знаки и символы», «Из школьной математики», «Великие математики». В каждом из блоков  есть рубрика «Это интересно», в которой учащ...

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Три богатыря и царица Математика"

Внеклассное мероприятие, в рамках проведения недели математики. Участники: игроки - обучающиеся 5-х классов; костюмированные ведущие- обучающиеся 8 класса. Инсценированная игра - викторина основана на...