Проблемно поисковые технологии в математике
статья по математике

Балакина Юлия Владимировна

Проблемно поисковые технологии в математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_problemnoe_izlozhenie.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно - поисковые технологии в обучении математики Учитель: Вареницына Ю.В .

Слайд 2

Низкая учебная мотивация Нежелание учиться Проблема современной школы Низкое качество обучения

Слайд 3

Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях

Слайд 5

ПРОБЛЕМА

Слайд 6

Т ехнологии обучения Технологии дифференцированного обучения Игровые подходы Технологии развивающего обучения Технологии личностно-ориентированного подхода Проблемного обучения Технологии групповой деятельности Информационно- коммуникативные технологии Здоровье сберегающие технологии

Слайд 7

Технология - совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей. Современный социологический словарь

Слайд 8

Отличие методики от технологии: Методика Технология Включает выбор технологий для проведения работы Отличается от методики вопроизводимостью , устойчивостью результатов; Возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Проектируется , исходя из конкретных условий, ориентируется на заданный результат; Направлена на решение задач: Чему учить, зачем учить, как учить Отвечает на вопрос: «Как учить результативно?»

Слайд 9

Причины выбора современных технологий: Легко вписываются в учебный процесс; Позволяют достигать поставленных стандартом целей; Обеспечивают внедрение основных направлений педстратегии ; Интеллектуальное развитие и самостоятельность; Доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; Особое внимание к индивидуальности человека, его личности; Ориентируются на развитие творческой деятельности.

Слайд 10

Основные качества современных педагогических технологий структура концептуальность системность Воспроизво-димость Соответствуют содержанию образования эффективность

Слайд 11

« Применение проблемно-поисковых технологий на уроках математики »

Слайд 12

Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей .

Слайд 13

Суть - проблемно-поисковых технологий: школьники самостоятельно ищут решение проблемы, задачи, поставленной учителем перед ними.

Слайд 14

Цель проблемно поисковых технологий: не только овладение предметными знаниями, НО и освоение учащимися различных видов учебной деятельности

Слайд 15

Как организовать процесс совместной деятельности в проблемно-поисковых технологиях?

Слайд 17

Методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях: Метод проблемного изложения Частично-поисковый метод Исследовательский метод

Слайд 18

Психологические условия для успешного применения проблемного обучения: проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; быть доступными для учащихся; должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

Слайд 19

Психологические условия для успешного применения проблемного обучения: задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 20

Этапы применения проблемно-поисковых технологий: Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы Выдвижение гипотез Поиск решения проблемы Формулирование выводов Применение выводов на практике

Слайд 21

Примеры создания проблемных ситуации на уроках математики

Слайд 23

Тема : « Линейная функция ». 7 класс Обычная форма задания: функция задана формулой У = Х + 5 найдите значение функции при Х = 0, 7 , -5, 1. х у

Слайд 24

Тема урока: Периметр прямоугольника.5 класс. Задача . Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать, сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей. Для её решения высказываются ребятами различные предположения………. Вместе выдвигаем и формулируем основную гипотезу……. Записываем формулу, используем её на практике. Затем делаем вывод…… Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Слайд 25

Тема урока « Сумма n -первых членов арифметической прогрессии ». 9 класс Задача . «Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствие он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?» Затруднение – как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел – проблемная ситуация для детей. Предположения учащихся ….. С помощью учителя формулируют гипотезу…. Решение проблемы (1 + 100) × 50 = 5050. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Слайд 26

Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение. Попробуйте найти хотя бы одно решение уравнения : 28k + 30n + 31m = 365 Однако любой ученик может найти решение, обратив внимание на числа. Достаточно очевидная гипотеза о том, что речь идет о количестве дней в календарном году, легко проверяется расчетами. Можно сделать вывод о том, что иногда для решения задачи требуется мысль, озарение, а не строгий алгоритм. “Смотреть – не значит видеть !” Ответ : 365 – это количество дней в году, 28 – количество дней в феврале, 30 – количество дней имеют 4 месяца в году, 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году. Тогда: 28 ×1 + 30 ×·4 + 31 ×·7 = 365.

Слайд 28

«В писанные треугольники » 8 класс. Задача «Участок леса имеет треугольную форму. Нужно было выбрать место для палатки, которая была бы на одинаковом расстоянии от границ участка леса». Предположение : Предлагалось идти от середины сторон лесса, из углов участка. Но искомое место получалось в разных точках.. Данная проблемная ситуация возникла при имеющемся противоречии между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Слайд 29

Тема « Формулы сокращённого умножения ».7 класс. І тур. Учитель просит кого – нибудь из ребят назвать два последовательных натуральных числа. Пусть школьник назовёт 129 и 130. Теперь учитель и класс вычисляют на скорость 1302 – 1292. Победителем, причём мгновенно, выходит учитель. ІІ тур. Вновь учитель обращается к одному из учеников и просит того назвать любые два числа. Пусть ученик назвал 1,43 и 2,51. Теперь класс и учитель соревнуются при вычислении значения выражения: Понятно, что учитель, пользуясь формулами сокращённого умножения, легко побеждает в соревновании. Изменяя задания, неизменно побеждая, учитель, в конце концов, добьётся от ребят фразы типа: «Вы что-то знаете!»

Слайд 30

Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий 7 класс. Темы: «Построение треугольника по трем элементам», «Неравенство треугольника». Предлагаю ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см; в) 1см; 2см; 3см; г) 3см; 4см; 10см. Вывод: построить треугольник в последних двух случаях не удается. Возникает проблема : « При каких же условиях можно построить треугольник, т. е. каково условие существования треугольника»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».

Слайд 32

Слабые стороны проблемного обучения Значительно больший расход времени на изучение учебного материала; Слабая эффективность при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); При изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно - поисковые технологии на уроках математики.

специфика проблемно-поисковых технологий, организация совместной деятельности...

Проблемно-поисковые технологии на уроках математики

В новых стандартах образования говорится о том, что одной из задач математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в прак...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УСТНОЙ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель урока:ü показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека;ü узнать (биографию) историю семьи, о ...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Цель урока:ü  познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...

Проблемно-поисковые технологии

Доклад с презентацией...