Рабочая программа элективного курса "«Повторяем и углубляем курс математики»" (11 класс)
рабочая программа по математике (11 класс)

Пинаева Ксения Андреевна

ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fakultativ_11.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

______________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»_____201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Повторяем и углубляем курс математики»
(обще интеллектуальное направление)

для 11 класса
(среднее общее образование)

Количество часов: 35

                Составитель: учитель математики

Пинаева К.А.
                                                                           МБОУ гимназии г. Советский


Пояснительная записка

Основная часть

1. Пояснительная записка

ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.

Практическая значимость курса.

Данный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 35 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:

  1. Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.
  2. Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.

Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.

Цели курса:

- практическая помощь учащимся в подготовке к Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний;

- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

-  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

-  подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;

-  активизировать познавательную деятельность учащихся;

-  расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;

- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;

- привить учащимся основы экономической грамотности;

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Место курса в базисном учебном плане: курсу отводится 1 часа в неделю. Всего 35 часов.

2. Планируемые результаты.

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности и общении, и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

предметные:

  • сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
  • сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
  • сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
  • сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
  • владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.

Познавательные УУД

  • использовать математические знания для решения различных задач и оценки полученных результатов;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму);
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать данные и факты;
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать математические модели.

Личностные УУД

  • независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели, ответственное отношение к учению
  • определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению
  • устойчивый познавательный интерес

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных;
  • работать по плану;
  • самостоятельно обнаруживать проблему, определять цель, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, искать средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально, в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; самостоятельно (корректировать план);
  • оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • самостоятельно взаимодействовать в группе;
  • отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
  • понимать позицию другого человека;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • различать в речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Содержание курса.

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Текстовые задачи

Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации. Задачи на сложный процентный рост

7 часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выражения и преобразования

Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

4 часа.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уравнения, неравенства и их системы

Рациональные уравнения, неравенства и их системы.

Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы.

Показательные уравнения, неравенства и их системы.

Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.

Комбинированные уравнения и смешанные системы.

7 часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

 Функции и их свойства

Производная функции, ее геометрический и физический смысл.

Исследование функций с помощью производной.

4 часа.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Планиметрия

Треугольники.

Четырехугольники.  

Окружность.

Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник.

Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.

6 часов.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Стереометрия

Углы и расстояния.

Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел.

Объемы тел.

Итоговая работа.

6 часов.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Резерв

Резервное занятие

1 час.

4. Тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Задачи практического содержания (дроби, проценты).

1

 1 неделя

2

Задачи практического содержания (смеси и сплавы).

1

 2 неделя

3

Задачи на движение.

1

 3 неделя

4

Задачи на работу.

1

 4 неделя

5

Задачи на простой процентный рост.

1

5 неделя

6

Задачи на сложный процентный рост.

1

 6 неделя

7

Задачи на анализ практической ситуации.

1

 7 неделя

8

Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений

1

8 неделя 

9

 Тождественные преобразования логарифмических выражений.

1

 9 неделя

10

Преобразования выражений.

1

 10 неделя

11

Преобразование тригонометрических выражений.

1

 11 неделя

12

Решение простейших тригонометрических уравнений.

1

 12 неделя

13

Тригонометрические уравнения и их системы.

1

 13 неделя

14

Решение систем тригонометрических уравнений.

1

 14 неделя

15

Иррациональные уравнения и их системы.

1

 15 неделя

16

Рациональные уравнения, неравенства и их системы

1

16 неделя 

17

Показательные уравнения, неравенства и их системы.

1

 17 неделя

18

Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.

1

 18 неделя

19

Производная.

1

 19 неделя

20

Производная, ее геометрический и физический смысл.

1

20 неделя

21

Исследование функции с помощью производной.

1

 21 неделя

22

Нахождение экстремумов функции с помощью производной.

1

22 неделя

23

Треугольники.

1

 23 неделя

24

Четырёхугольники.

1

 24 неделя

25

Окружность.

1

 25 неделя

26

Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник.

1

 26 неделя

27

Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.

1

 27 неделя

28

Решение разных планиметрических задач.

1

 28 неделя

29

Углы и расстояния.

1

 29 неделя

30

Сечения многогранников плоскостью.

1

 30 неделя

31

Площади поверхностей.

1

 31 неделя

32

Объемы тел.

1

32 неделя

33

Решение задач на разные комбинации тел.

1

 33 неделя

34

Итоговая работа.

1

 34 неделя

35

Резервное занятие.

1

35 неделя

5. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса

Литература для учителя

  • Примерная программа среднего(полного) общего образования
  • Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.
  • Алгебра и начала анализа 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. А.Н. Колгомогоров, А.М Абрамов, Ю.П. Дудницын, Б.М Ивлев, С.И. Шварцбурд – М.: «Просвещение», 2018.
  • Алгебра и начала анализа 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А Алимов, Ю.М Колягин и др. – М.: «Просвещение», 2014.
  • Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В Денисов – М.: «Просвещение», 2003.
  • Геометрия,10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: «Просвещение», 2010.
  • Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. Б.Г. Зив. – М.: «Просвещение»,2004.
  • Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. В.Ф Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И Юдина. – М.: «Просвещение»,2004.
  • Задачи по геометрии для 7-11 класса. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский . – М.: «Просвещение»,2003.

Литература для ученика

  • Ященко И.В., Высоцкий И.Р.: ЕГЭ-2019. Математика. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. 2019г.
  • Ященко И.В., Крупецкий С.Л., Забелин А.В.: ЕГЭ-2019. Математика. Базовый уровень. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. 2019г.
  • Глазков Ю.А., Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика, ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь. Издательство «Экзамен,Москва»,2010 г.
  • Сергеев И.Н., Панферов В.С. ЕГЭ 2017 математика. Уравнения и неравенства.
  • Малкова А.Г. Математика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ. 2019г.
  • Прокофьев А.А., Корянов А.Г. ЕГЭ. Математика. Задачи на целые числа. Профильный уровень. 2018г.
  • Семенов А. В. Единый государственный экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. 2017 г.
  • Вольфсон Б. И. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Учимся решать задачи и повторяем теорию. 2013 год.

Информационные средства

  • Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики.
  • Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Технические средства обучения

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Документ – камера.
  • Генератор вариантов ЕГЭ 2018 и ЕГЭ 2019  http://alexlarin.net/ 
  • Открытый банк заданий по математике https://ege.sdamgia.ru/ 

6. Система оценки достижения планируемых результатов

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат знания, которые будут необходимы при подготовке к экзаменам, расширят кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Учитель математики                     ___________________ /Пинаева К.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов профильного уровня (физико-математического) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно...

Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс

Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...

Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс

Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...

Рабочая программа элективного предмета « Уравнения и неравенства с параметрами» 10 класс на 2016-2017 учебный год

Элективный предмет «Решение уравнений и не­равенств с параметрами» составлен на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна с одноименным названием и является предметно-ориенти­рованным и предназнач...

Рабочая программа элективного предмета "Подготовка к ЕГЭ по математике" 10-11 класс.

Рабочая программа предназначена для организации подготовки к ЕГЭ по математике в 10-11 классах. Расчитана на 1 час в неделю. Всего в 10 классе-35 часов, в 11 классе -34 часа. Может использоваться как ...

Рабочая программа элективного предмета "Подготовка к ЕГЭ по математике" 10-11 класс.

Рабочая программа предназначена для организации подготовки к ЕГЭ по математике в10-11 классе. Расчитана на 1 час в неделю....