Методические приемы и средства, способствующие развитию мотивации обучающихся
методическая разработка по математике

Родионова Елена Витальевна

Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И. С.), то видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы и средства, способствующие развитию мотивации обучающихся (учитель Родионова Е. В.)

Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И. С.), то видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим основной проблемой, которую я ставила перед собой, работая над этой темой, состоит в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Одним из эффективных средств выполнения этих двух условий являются деловые игры. Сила воли – все деловые игры носят практический характер и требуют их завершения. Ребенок перекладывает условие задачи на реальную жизнь, тем самым она у него вызывает интерес. Пример такой деловой игры для учащихся 5 классов «Математика на пришкольном участке». Стараюсь деловые игры приурочить к какой-то определенной дате. Например, ко Дню работников Сбербанка (12 ноября), где учитель является руководителем банка «На сотню» и проводит набор сотрудников на вакантные должности: специалист по операционно-кассовой работе, кредитный инспектор сектора кредитования транспорта и промышленности, ведущий аналитик кредитных заявок клиентов среднего бизнеса, специалист по обслуживанию частных лиц. Параллельно учащиеся знакомятся с отдельными профессиями банка и примеряют их на себя. Другой пример: детям предлагается выступить в роли проектировщиков дизайнерской компании «Матик», которым поступил заказ на индивидуальный проект здания, где окна имеют форму параллелограммов. Специалистам, создающим такие конструкции, необходимо произвести расчет площади параллелограмма для того, чтобы служба снабжения закупила стекла нужного размера. Создание проблемной ситуации, которую приходится решать учащимся может быть включено как элемент педагогической технологии.

Элементы деловой игры включаю и на уроках. Например, необходимо в начале урока проверить насколько дети готовы к усвоению нового материала. Даю материал для проверки. Но как проверить у всех сразу? Конечно, можно использовать проектор, но все дети работают с разной скоростью, да к тому, же могут внимательно проверить свою работу. Это достигается с помощью приема «броуновское движение». Его суть в том, что проверив правильность выполнения задания у одного ученика, учитель вместе с ним проверяет работы еще у двух учащихся и после проверки они также становятся «учителями» у одноклассников. Процесс продолжается до тех пор, пока не проверены работы всех учащихся класса. Проверяющие не только указывают на ошибки, если такие есть, но и проговаривают правильность использования того или иного правила или алгоритма. Если этот прием используется учителем систематически, то проверка занимает не более 5 минут. Примерно треть учащихся класса на данном этапе урока примерила на себя социальную роль «учителя», им это нравится. Это важно для обучающихся 7-9 классов и может помочь в дальнейшем в определении будущей профессии.

Главным мотивирующим элементом для учащихся считаю школьную отметку. Иногда у ребенка не все получается, как-то не ладится с математикой. Да еще и родители взяли под жесткий контроль. Но учащийся стремится получить хорошую оценку. Мною разработана система бонусов, главная цель которой поддержать ребенка в его стремлении изучать математику дополнительно: на образовательной платформе «Учи.ру» (где зарегистрированы все мои учащиеся), в «Электронной школе ЗНАНИКА», на «Образовательном портале подготовки к экзаменам Гущина Д. Д. «Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ».

Учащийся, выполняя домашнее задание более высокого уровня (т. к. все домашние задания дифференцированы), может повысить средний балл своей текущей успеваемости.

В настоящее время веду активную работу по созданию банка математических задач, с помощью которых можно повторить, обобщить, структуризировать несколько тем курса математики. В рамках этой работы веду целевые и предметные курсы «Математическое конструирование» (9 кл.), «Различные способы решения одной задачи» (8 кл.)

Для развития интереса и углубления знаний учащихся по математике мною разработаны и апробированы следующие предметные курсы:

  1. «Арифметика. Математика и окружающий мир» 5 кл.
  2. «От простого к сложному через решение задач» 5 кл.
  3. «Математический калейдоскоп» 6 кл.
  4. «Алгебра модуля» – 7 кл.
  5. «Графы и их применение в решении задач» 8 кл.
  6. «Проценты и банковские расчеты» – 9 кл.
  7. «Использование Интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по математике» – 9 кл.

Целевые курсы, проводимые мною в 10-11 классах «Задачи с параметрами и модулем», «Решение нестандартных задач по математике»:

  • позволяют учащимся повысить уровень математических знаний и умений (чувствовать себя увереннее на ЕГЭ, сохраняя тем самым эмоциональное и психическое здоровье);
  • способствуют дальнейшему формированию и развитию логического и математического мышления, алгоритмизации учебного процесса, потребности в поиске новых знаний (выходящих за рамки общеобразовательной школы, в том числе из источников сети Интернет) с целью продолжения образования на современном уровне;
  • помогают школьникам осознать значимость математики на современном этапе развития общества и государства в целом.

Мои учащиеся с удовольствием участвуют в проектной деятельности. Главная цель, которую я ставлю перед учащимися в процессе работы над проектом расширение кругозора, углубление математических знаний, применение инструментов математики для различных исследований, мониторингов. Некоторые ребята, заинтригованные темой, работают над проектом в течение нескольких лет. Приведу примеры тем, которые выбирают обучающиеся  «Математика в жизни моих родителей»,  «Божественная пропорция», «Числовые диковинки или «Верите ли Вы в магию чисел», «Влияние чисел на события жизни: вымысел или реальность», «Кредиты – мифы и реальность», «Вероятность получения положительной отметки при написании тестовой контрольной работы путем угадывания правильного ответа». В ходе работы над проектом выступаю в роли тьютора, который направляет учащихся, а как все представить они решают сами.

Математические конкурсы и соревнования гармонично дополняют образовательный процесс нестандартными задачами и головоломками, прививают интерес к предмету и формируют навыки здорового соперничества в интеллекте и смекалке, мотивируют учащихся к открытию новых знаний, используя, в том числе современные информационно-коммуникационные технологии. В связи с этим привлекаю к участию в конкурсах (ставших для моих учащихся традиционными) «Кенгуру для всех», «Наследие Евклида», «Потомки Пифагора» и различных дистанционных и локальных олимпиадах образовательных порталов «Учи.ру», «Электронная школа «ЗНАНИКА», «Инфоурок», «VIDEOUROKI.net», «Математика для всех».

Таким образом, подкрепляю интерес к предмету математика посредством привлечения обучающихся к деятельности в различных целевых и предметных группах, математических конкурсах и олимпиадах, деловых играх и проектах, сопровождая положительными эмоциями и добрым словом.

На своих уроках использую различные оценочные листы и маршрутные листы, которые позволяют мне отследить:

  1. настрой детей на учебное занятие:
  • включился с желанием узнать новое
  • включился, потому что «надо»
  • нет желания работать
  1. активность (заинтересованность) учащихся при работе в группе:
  • активно работал в группе
  • работа в группе принесла удовлетворение
  • передал инициативу партнерам в группе
  1. степень ответственности за порученное дело:
  • внимательно проверял работу соседа (свою работу)
  • формально проверял работу соседа (свою работу)
  • с интересом проверял работу соседа (свою работу)
  1. возможность самостоятельно применить новое знание:
  • считаю, что задание выполнил без ошибок
  • выполнил с ошибками, но при проверке нашел их и исправил
  • не смог самостоятельно выполнить задание.

5)  оценить правильность выполнения задания:

  • выполнил самостоятельно задание без ошибок
  • выполнил задание с ошибками
  • не смог самостоятельно выполнить задание
  1. отношение к изучаемому материалу:
  • активно выдвигал идеи
  • с интересом участвовал в обсуждении
  • согласился с большинством
  1. готовность работать самостоятельно:
  • мне все понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание
  • мне в целом тема понятна, я внимательно буду делать домашнее задание
  • мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника
  1. индивидуальный прогресс каждого ученика.

Оценочный лист повышает мотивацию ученика на каждом этапе урока. Учащиеся осуществляют самоконтроль своей учебной деятельности:

а) за качеством и правильностью выполняемых заданий (как самим учеником, так и его одноклассником)

б) за возможностью выполнения заданий.

Самоконтроль позволяет (в случае необходимости) провести корректировку поставленных ранее личностных целей и задач обучения и вернуться вновь к отрабатываемому материалу. Другие инструменты, которые использую для самоанализа и самооценки отражены в схеме 1.

Считаю оценочные листы эффективным средством диагностики и оценки результата образовательного процесса, а также важным элементом в работе по повышению качества математического образования.

Схема. 1 Классификация инструментов самоанализа и самооценки образовательных достижений учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье описаны приемы, с помощью которых можно добиться успеха на уроках технологии, что необходимо предпринять, чтобы детям было интересно и комфортно в швейной мастерской....

Использование ИКТ как средство повышения предметной мотивации обучающихся в процессе изучения нового материала

Одно из перспективных направлений для повышения мотивации в процессе обучения и изменения процесса  преподавания заключается в использовании ИКТ технологий. В данной научно-методической статье от...

«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»

«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»...

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Актуальность опытаВ настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приёмы для повышения м...

Статья "Мобильные технологии как средство развития мотивации обучающихся на уроках музыки"

В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приёмы для повышения мотивации детей в у...