Статья "Мобильные технологии как средство развития мотивации обучающихся на уроках музыки"
статья по музыке

Хилькевич Елена Юрьевна

В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приёмы для повышения мотивации детей в учебной деятельности. Использование мобильных технологий в учебном процессе – относительно новое веяние, поэтому практическая база в их отношении находится на стадии развития.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Коледова Светлана Николаевна, учитель музыки ГБОУ школа №131,

Трофимова Ирина Борисовна, учитель музыки ГБОУ гимназии №293,

Хилькевич Елена Юрьевна, учитель музыки ГБОУ СОШ №549

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат

и не гарантирующие качества...»

М.М. Поташник

Актуальность опыта

В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приёмы для повышения мотивации детей в учебной деятельности.

В современном мире передача и получение информации происходит беспрерывно и неизбежно, существует невероятное множество источников информации и общество становится все более зависимыми от информационных технологий. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Электронные средства обучения постепенно и уверенно занимают свое место в образовательном процессе. Термин «мобильное обучение» (M-learning), появившийся в англоязычной педагогической литературе около 10 лет назад, в последнее время стал все чаще использоваться в нашей стране. В современном мире практически у каждого учащегося общеобразовательной школы есть мобильное устройство. Причем мобильными устройствами школьники пользуются не только для развлечения или получения разноплановой информации, но и для решения различных учебных вопросов. Появление специализированных приложений для обучения в последнее время стало рассматриваться как возможность использования таких мобильных приложений в общеобразовательном процессе. Поэтому основным преимуществом М-learning является индивидуальное обучение учащихся, которые самостоятельно выбирают содержание обучения с учетом своих интересов.

        Анализ мировых тенденций демонстрирует жизненную остроту применения в образовательной деятельности мобильных приложений для решения различных педагогических задач, организации удаленного доступа к общесетевым и специализированным ресурсам.

Есть еще один важный фактор, который подтолкнул нас к идее применения мобильных технологий на уроках музыки. Работая с коллективом детей, учитель должен понимать, что каждый ребенок – это уникальная Личность, требующая индивидуального подхода. Задача учителя – создать комфортные условия для развития, обучения, для продвижения вперед. Задача сложная, но существуют инструменты, которые могут приблизить учителя к решению этой задачи. Инструменты, позволяющие давать детям вариативный материал и находить те формы работы, которые будут интересны учащимся и смогут мотивировать их к изучению учебного материала.

Цель: создание условий для развития мотивации в учебной деятельности посредством применения мобильных технологий.

Задачи:

  • построение процесса обучения, основанного на активной деятельности учащихся;
  • индивидуализация обучения и вариативность учебного материала;
  • формирование у учащихся способности к самостоятельной постановке цели  

и ее достижению.

При этом следует помнить, что применение мобильных технологий должно обеспечить заметное улучшение учебного процесса, а их внедрение имеет смысл только при условии, что они дают явные преимущества перед традиционными подходами в обучении.

Содержание опыта

Использование мобильных технологий в учебном процессе – относительно новое веяние, поэтому практическая база в их отношении находится на стадии развития.

Существует огромное количество сервисов-конструкторов, которые помогают с помощью шаблона создать интересный интерактивный обучающий материал. Некоторые из них позволяют встраивать тесты на страницы другого сайта при помощи специального кода, некоторые генерируют уникальный URL каждого теста, который можно добавить в виде ссылки. Но главное — все они обладают широким выбором всевозможных типов вопросов и заданий. С помощью такого учебного материала повышается мотивация учащихся к изучению учебного материала на уроках музыки.  

Для достижения цели в работе использованы следующие методы стимулирования и мотивации в учебной деятельности:

«Метод содержательного анализа музыкального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ средств музыкальной выразительности. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

«Метод отождествления», то есть слияние своего «я» с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть при прослушивании произведения. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства), но и органическое «проживание» художественного образа самими ребятами.

«Метод визуализации музыкального образа» - формирует умение размышлять о музыке с помощью цвета, что даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании произведения.

«Метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке; устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке. Установление связей предполагается на трех  уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.

«Метод создания художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды;

«Полифонический метод» направлен на удержание музыкального внимания на длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально-смысловой драматургии.

«Метод «забегания» вперед и «возвращения к пройденному» на новом уровне» -  направлен на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями, формирующимися музыкальными умениями и навыками, опытом музыкально-творческой деятельности

Для развития мотивации учащихся на уроках музыки используются следующие технологии:

  • информационно-коммуникативные  технологии(мобильные технологии);
  • технология критического мышления – аргументированное логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах;
  • технология развивающего обучения – активно - деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Одно из популярных направлений в образовании - BYOD (BringYourOwnDevise –«принеси свое собственное мобильное устройство»), которое способствует развитию личности учащегося. Для выполнения учебных задач требуется иметь мобильное устройство, имеющее выход в интернет и несколько программ, которые можно скачать в PlayMarket (устройства с операционной системой Android) или AppStore (устройства на iOS).

Знакомство с примерами из «банка учебных материалов» начнем с одного из самых интересных инструментов- сервиса EDpuzzle. Это бесплатный сервис для создания видеофрагментов с аудио и текстовыми заметками, вопросами и заданиями к ним. EDpuzzle интегрирован с Google-классом. За основу можно брать видео с YouTube, Vimeo, с платформ KhanAcademy, TED-Ed, LearnZillio, а также загружать со своего ПК.
На основе одного видео можно создать интерактивную викторину с открытыми вопросами или с выбором одного ответа из нескольких, дать голосовые комментарии и пояснения к видеосюжету или целиком его озвучить. Есть возможность создавать классы и отслеживать, кто из учеников просмотрел видео и как справился с предложенными заданиями. Есть мобильные версии сервиса для iPhone и iPad. 

В 6 классе при изучении темы «Баллада» можно дать такое задание: https://edpuzzle.com/media/5a22bcf6742ef540f82eb4d0 

Метод отождествления,  

Метод создания художественного контекста,

Метод визуализации музыкального образа. 

В 5 классе, при изучении темы «Романс» -https://edpuzzle.com/assignments/59fc6e8be6e05940cbdeccf6/watch (код  gakgoon).

Метод содержательного анализа музыкального произведения,

Метод отождествления

В 7 классе, рассказывая о Гершвине - https://edpuzzle.com/assignments/59fe3c9aa3159140ce8a2de7/watch (код ateurla).

Метод Визуализации музыкального образа,

Метод создания художественного контекста,

Полифонический метод. 
LearningsApp – сервис для создания интерактивных тренажеров и дидактических материалов на основе шаблонов. Создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Learningapps.org позволяет в режиме онлайн создавать и использовать интерактивные задания самых разных видов: викторины, вставка пропусков в текст, кроссворды и игры с буквами на составление слов, пазлы, подобрать пару и многое другое. Шаблон «Аудио/видеоконтент» дает возможность создания интерактивного видео: к видеоролику можно прикреплять текстовые комментарии, викторины, кроссворды – словом, любые игры, созданные на платформе LearningsApp. Есть возможность для учителя создать класс, чтобы следить за ответами школьников. Интерактивное видео можно встроить на страницу сайта или блога.

Данные викторины можно использовать при обобщении раздела «Музыка русских композиторов XIX века»5-7 классы, используя «Метод музыкальных обобщений»:

  1. https://learningapps.org/display?v=pfp9ukk9517«Балеты русских композиторов»

  1. https://learningapps.org/display?v=p0djed5pa17«Русские композиторы 19 века».

Cервис Kahoot  предназначен для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Но особенность  Kahoot  состоит в том, что в задания можно включить фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса. При желании можно ввести баллы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который представляет учитель. Ученики оцениваются по двум параметрам сразу: нашел правильный ответ и как скоро в сравнении с одноклассниками. Варианты ответов представлены геометрическими фигурами.

Замечательный ресурс Quizlet, -самое большое онлайн-сообщество учеников и учителей в мире. Его цель проста – помочь ученикам усваивать и запоминать нужный им учебный материал, а учителям – находить и использовать новые средства обучения. В Quizlet множество увлекательных материалов, созданных пользователями со всего мира, которые можно изменять и использовать на свое усмотрение. В качестве инструмента запоминания Quizlet позволяет зарегистрированным пользователям создавать «наборы» терминов, настроенных для собственных нужд. Эти множества терминов затем могут быть изучены в нескольких режимах. На наш взгляд, этот ресурс может быть особенно интересен учителям иностранных языков, так как дает массу возможностей для расширения словарного запаса.

Учебный материал, используемый на уроках музыки в 5-7 классах: https://quizlet.com/237188010/flash-cards/ -«Музыкальный театр»

«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному»

Еще один интересный инструмент - Quizizzjoin, он удобен тем, что:

во-первых, при запуске теста в классе учащиеся отвечают на вопросы, двигаясь в своем темпе и независимо от скорости ответов других участников;

во-вторых, выполнение теста, созданного в Quizizz можно запланировать, а это значит, что его мы предлагаем в качестве домашней работы;

в-третьих, есть возможность убрать параметр «время» и тогда ученик может подумать над вопросом, не переживая об убегающих секундах. Также, это дает возможность во время ответа на вопрос прочитать параграф учебника, главу книги или найти нужную информацию в интернете.

Quizizz – это не только инструмент закрепления и проверки знаний учащихся, но и прекрасная возможность дистанционного обучения, поскольку в отличие от Kahoot дает возможность учащимся дома выполнить тест или опрос как параллельно со всем классом, так и в любое удобное для него время. Благодаря этому можно использовать тесты, созданные в Quizizz, в качестве домашнего задания. Все результаты пройденных тестов отображаются в личном кабинете учителя и могут быть переведены в отметку.

Например:

Данный Qr-kod приведет по ссылкеhttps://quizizz.com/admin/quiz/59ef7b202a3b3d1700b65df4?from=quizEditor к викторине «Певческие голоса» (6 класс). Код игры – 280383.

«Метод музыкальных обобщений»

Тест «Сценическая музыка» (7 класс)

https://play.kahoot.it/#/k/c5f4a857-5100-4972-91be-45f9003352fd

«Метод музыкальных обобщений»

Использование QR (элемента Дополненной реальности) - кодов на уроках музыки представляют собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно в половину страницы формата А4. С помощью этих кодов мы даём учащимся тексты, ссылки на интернет ресурсы в таком формате, который позволяют школьникам использовать их собственные мобильные устройства. В виде QR-кода ученикам предлагаются тесты, викторины, которые требуют тщательного прослушивания музыкальных фрагментов и их повторения.

Как можно ещё использовать QR-коды? Например, для поиска предметов в классе или в школе, такой прием называется Treasurehunt. Инструкции печатаем на принтере и размещаем в нужных местах в школе. Затем дети устраивают Treasurehunt. Они считывают инструкции смартфонами и выполняют действия.

Помимо перечисленного, в 5 классе второе полугодие посвящено теме «Музыка и изобразительное искусство». Поэтому можно устроить виртуальную выставку по темам: «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Обратный отсчёт. Космос М. Чюрлёниса». Для этого можно взять соответствующие картинки в интернете (например, электронные копии картин из музеев), зашифровать ссылки на них в виде кодов, распечатать коды и с подписями развесить на стенах. Дети могут в свободное время на переменах знакомиться с экспонатами выставки.

Один из первых сервисов-конструкторов, заработавших на территории России – Сlasstools.net — это бесплатный сервис для создания различных образовательных игр, диаграмм, викторин, которые можно вставить на сайт или блог, сохранить в интернете, использовать в учебной и воспитательной работе с учениками. Много интересных шаблонов. Один из самых интересных и сложных, развивающих логическое мышление – DIAMOND 9, в котором нужно расположить карточки в порядке приоритета, эта работа особенно интересна в 7 классе по теме «Симфония»:

http://www.classtools.net/widgets/diamond9_2/7Jtk7.htm  - нужно правильно собрать фразу:

«Музыкант стремится выразить в симфонии все, ради чего живет человек на свете: стремление к счастью, справедливости и добру, гармонии во всем» (Учебник «Музыка» 7 класс. М.: Просвещение, 2016.-159 с)

Результативность опыта

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. К концу недели, при отсутствии повторения материала, у учащегося остается около20% от первоначальных сведений. Что с этим делать? Эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается.  Чем  больше повторений, тем прочнее запоминается информация, которая из разряда  «кратковременной памяти» переходит в разряд «долговременной». Для повышения результативности и качества знаний, применяем сервис Memrise. Учащиеся, работающие с упражнениями данного сервиса, достаточно серьезно повышают свою результативность.  В основе курсов сервиса лежит совокупность методов, которые делают запоминание проще и качественнее. Имеет удобное мобильное приложение, позволяющее отработать изучаемый материал. Например:

https://www.memrise.com/course/1760852/stsenicheskaia-muzyka/ 

https://www.memrise.com/course/1478028/muzyka-6-klass-chast-1/ 

https://www.memrise.com/course/1440230/muzyka-7-klass-opera-i-balet/ 

«Метод «забегания» вперед и «возвращения к пройденному» на новом уровне»

Перспективы развития опыта

Готовых материалов очень мало, поэтому   на одном из заседаний районного методического объединения было предложено создать «банк» таких учебных материалов, которыми бы могли воспользоваться и коллеги.   «Плюсов» – несомненное множество, среди «минусов» можно отметить только отсутствие сохранности результатов и подробной статистики, которая отражается только у создателя учебного материала.

Вывод

В той или иной форме учащиеся ежедневно работают с информацией. Они осуществляют поиск, обработку, накопление, переводят из одной формы в другую и т.д. Компьютеризация стимулирует пытливость и интерес учащегося на уроках музыки, способствует динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня. А использование сервисов для различных видов обработки информации может оказать помощь педагогам в урочной и внеурочной деятельности.

Подводя итоги, хочется отметить, что мобильные технологии развиваются очень быстро, появляется много интересных инструментов, но, несмотря на все плюсы, не всегда целесообразно их применять во время урока. На наш взгляд, приведенные выше примеры учебных материалов эффективнее вынести за рамки урока и давать учащимся в качестве домашнего задания и, возможно, по желанию. Не все родители согласны с применением мобильных технологий по разным причинам: нет смартфона или планшета, нет возможности подключить интернет, боязнь испортить зрение, а также возможность, что вместо выполнения учебной задачи, ребенок будет тратить время на развлечение.

Но, несмотря на эти минусы, мобильные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка, оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развить самостоятельность, творчество и критическое мышление. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности смартфонов и планшетов здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Их использование на уроке и во внеурочное время должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.

Таким образом, работу с мобильными устройствами необходимо продолжать и дальше, чтобы добиться поставленной цели. Урок с использованием ИКТ всегда наглядный, красочный, информативный, экономит время учителя и ученика. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

«Приемы игровых технологий как средство развития мотивации у обучающихся к занятиям хореографией»

В данной работе раскрываются приемы игровых технологий на уроках ритмики, как они влияют на процесс обучения....

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Актуальность опытаВ настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приёмы для повышения м...

Мобильные технологии как средство развития мотивации учащихся на уроках музыки

Использование мобильных технологий, как средство поиска различных видов обработки информации является активным, современным средством мотивации учащихся на уроках музыки, как в учебное время, так и во...

Современные образовательные технологии как средство развития УУД обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В стате описан мой подход и методы, применяемые при организации образовательного процесса...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...