Разработка открытого урока по математике "Решение упражнений", 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Хабибулина  Людмила  Вячеславна

Данный урок - это урок применения знаний, умений и навыков учащихся выполнять действия с  десятичными дробями. Урок был разработан и проведен в соответствии с  современными требеваниями.  Одной  из методик, используемых на уроке, является методика проведения урока-мозаики. Работа учащихся в течение всего урока огранизуется в  разноуровневых группах.  Материал,  предложенный для работы - интересный,  составлен на основе принципа "от простого, к сложному". К концу урока, когда учащиеся соберут мозаику, каждая группа сможет  прочитать фразу о математике и её (фразу) прокомментировать. т.е. можно использовать  при работе с пятиклассниками прием  "открытый микрофон". Урок прошел очень иетересно, насыщен разнообразием методов и приемов. Урок ребятам очень понравился.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный план урока по математике  № 109

(разработка открытого урока математики)

Школа: КГУ СШ № 2, г. Тараз

Дата:   11.02.19 г.

Ф.И.О. учителя:      Хабибулина Людмила Вячеславна

Класс: 5 «В» класс.

Количество  присутствующих:                  отсутствующих:

Тема урока:

Решение  упражнений.

5.1.2.27- выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;

5.1.2.26 - сравнивать десятичные дроби;

5.1.2.28.- выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число и на десятичную дробь;

Цели урока:

Продолжить формировать умения и навыки учащихся выполнять арифметические действия с десятичными дробями: складывать, вычитать  и  умножать десятичные дроби  на натуральное число и на десятичную дробь;

Критерии успеха

навыки  выполнения умножения   десятичных  дробей на десятичную дробь; умения и навыки сложения и вычитания  десятичных  дробей; умения использовать  полученные навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями при решении примеров и задач;

умения работать в группе,  первичные навыки излагать и отстаивать свою точку зрения;

Привитие

ценностей

Ценности, основанные  на национальной идее  «Мәңгілік ел»: творчество; ответственность; уважение друг к другу; сотрудничество; труд и взаимопонимание;

Межпредметные  связи

Взаимосвязь с предметами: арифметика, естествознание

Навыки

использования  ИКТ

На данном уроке используется презентация, кластер «Действия с  десятичными дробями»;

Предварительные

знания, умения

Учащиеся знают темы: «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями»; умеют сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби; умеют умножать  десятичные  дроби на натуральное  число и на десятичную дробь;

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

2 минуты

2 минуты

5 минут

1. Организация начала урока: проверка готовности к уроку,

проверка  домашнего задания.

Проверка домашнего задания:  взаимоконтроль  в  группах

Решить уравнение:

(х – 0,55) : 6,25 = 0,6               Ответ:  х = 4,3.

Выполнить действия:

а) (24 - 15,7)  6,4 + 0,08 11 = 8,3 ․ 6,4 + 0,88 = 53,12 + 0,88 = 54;

б) 25,76 + (1,5  1,78) – 2,8  (10 – 8,25) = 25,76 + 2, 67 – 2,8  1,75 = 23,53

2. Создание комфортной обстановки: выполняется в группах – прием «Хвалилка» (учитель, а затем каждый ученик  по кругу говорит своим одноклассникам хвалилки, желает  удачного урока)

*** (учитель) Я хочу вас сегодня похвалить, потому, что вы все вовремя пришли на урок и все готовы хорошо работать на уроке, а ещё – вы все выполнили домашнюю работу. Вы – молодцы! Удачного вам урока!

*** (ученик)  Я хвалю сегодня Илью, потому, что он – веселый.

*** (ученик)  Я хвалю сегодня Ясмину, потому что она – умница!

***(ученик) Я хвалю сегодня Асаммитдина, потому что он ну очень активно будет работать на уроке.

*** (ученик) Я хвалю сегодня Эльнару за то, что она всегда может грамотно организовать работу своей группы. Она – лидер!

*** (ученик) Я хвалю сегодня Арину за то, что она – талантливая.

*** (учитель) Прекрасно, вы все молодцы, а вот на, сколько это так, покажет «непростой опрос» по пройденному материалу. Итак, начнем…

3. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос  по теме: «Действия с десятичными дробями» - прием «Колесо Фортуны» - группы отвечают по часовой стрелке, начиная с первой. Ответ на вопрос представители групп начинают с фразы «Нам сегодня улыбнулась Фортуна, потому что мы знаем правильный ответ на вопрос…»

  • Какие  числа называются  десятичными  дробями? Пример привести.
  • Каким  числом не может быть знаменатель  обыкновенной дроби, чтобы её  можно было перевести в десятичную  дробь? Почему?
  • Как записываются десятичные дроби? Чем запись десятичных дробей отличается от записи обыкновенных дробей и смешанных чисел?
  • Чем обыкновенные дроби отличаются от десятичных дробей, от смешанных чисел?
  • Какие действия можно выполнять с десятичными дробями? (перечислить)
  • Сформулировать правила сравнения десятичных дробей.
  • Сформулировать правила сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Сформулировать правило умножения десятичных дробей на натуральное число, на десятичную дробь.
  • Как найти дробь от величины? Как найти дробь от числа?
  • В чем смысл задания – «вычислить рациональным способом»?

*** (учитель) Неплохо, мы повторили именно тот материал, который нам пригодится сегодня на уроке. Давайте оценим первый наш шаг к успеху приемом «Фейерверк».

ФО ответов учащихся:  прием «Фейерверк» - каждая группа оценивает свою работу и работу всех учащихся приемом  «Фейерверк».

слайд

кластер

Критерии успеха

Учащиеся знают правила по теме «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями»; могут   формативно оценивать ответы  учащихся  приемом  «Фейерверк».

Середина урока

1 минута

15 минут

2 минуты

5 минут

4. Формирование умений и навыков: прием «Мозаика»

Учитель: Как вы поняли по опросу, тема сегодняшнего урока «Решение задач и упражнений».  Как вы считаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем перед собой поставить?      

(учащиеся формулируют цели урока).

Учитель: А чтобы отработать навыки решения примеров, уравнений и задач, нельзя просто сидеть сложа руки, поэтому я хочу вам предложить  сложить разноцветную Мозаику, которая не совсем простая. Вам нужно собрать фразу о математике, но у вас в конвертах, которые я вам сейчас раздам, набор из разноцветных карточек, на которых даны ну очень сложные и интересные задания. На группы вы уже разделились ещё на прошлом уроке, когда каждый себе выбрал «Цветную оценку» (фигуру). (учащиеся поднимают свои разноцветные фигуры).

Удачи каждой группе.

А) Работа в группах: деление на группы (было предварительно) – выбрать разноцветную фигуру –оценку. Командир группы получает конверт с мозаикой.

(в конверте лист с заданиями на обратной стороне, а ответы  - в конвертах других групп) – каждой группе необходимо собрать «Мозаику», для этого учащимся в группах нужно  выполнить  задание, наклеить картинку на обратную сторону  листа А-4; чтобы затем прочитать фразу. Решение выполняют  в тетрадях, а на листах – 1 участник группы.

«Вспомни!»

*** Какие основные типы задач могут быть на применение действий с десятичными дробями? (на движение, на вычисление периметра, площади фигур,  на вычисление стоимости и т.д.)

Учитель: Сейчас  вам  предстоит  работа в группах, выполнив её, определите тип задач, которые встретились вам в карточках, прочитайте фразу, которая у вас получится, и постарайтесь нам объяснить её смысл.

2) Решить задачу: Моторная лодка  плыла по течению реки 2 часа  и 3 часа против течения. Собственная скорость моторной лодки  19,5 км/ч, скорость течения реки 2,8 км/ч.  Какое расстояние  проплыла  моторная  лодка  за все время путешествия?

Ответ: 94,7 км – расстояние между пристанями.

3) Вычислить рациональным способом:

а)  8,3 7 + 4,5 7 + 1,7 7  + 5,57 = ?                         Ответ:    140

б)  9,7510 + 0,07 100  + 0,2510  + 0,03 100 = ?     Ответ:  110

  1. Решить уравнения:

(4,907 + у) : 3 = 4                                                   Ответ:  у = 7,093

       х : 5 =  63 – 56,08                                                  Ответ:  х = 34,6

  1. Найти дробь от величины  и сравнить величины:

а)  0,5 от  7 кг  и 0,8 от  5,75 кг;                  Ответ:   3,5 кг < 4,6 кг

б)  0,3  от 8,2 м  и  0,6 от 31 дм;                  Ответ:  2,46 м  > 1,86 м

в)  0,3 от  4 т  и  3,5  от  2125,7 кг               Ответ:  1,2 т < 7439,95 кг

*** Учитель: прежде чем вы приступите к  взаимопроверке  ваших работ, мы немного отдохнем. Поэтому, сейчас – физминутка.

(учитель читает, а трое учащихся  демонстрируют  другим, как её выполнять)

Б) Физминутка

Мы писали, мы считали.

На уроке мы устали.

А теперь мы отдыхаем

Физминутку начинаем.

Начинаем бег на месте

Финиш метров через 200.

Раз  и два, раз и два,

Не кружится голова.

К финишу мы  прибежали

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь

Влево, вправо повернитесь,

Руки выше, ноги вместе,

Приседаем все на месте.

Влево, вправо повернулись

И друг  другу улыбнулись.

Вот здоровья в чем секрет

Всем большой физкульт- привет!

В) Взаимоконтроль:

ФО ответов учащихся:  каждая  группа оценивает  работу свою и  остальных групп  приемом  «Оценка» - Умница!, Молодец!, Хорошо! Старайся!

Каждая группа оценивает работу других групп

*** Учитель: Какая группа  получила за свою работу  оценки «Умница!», «Молодец!»?  

(учащиеся показывают сигнальные карточки)

А есть ли у нас сегодня группы с оценкой «Хорошо!»?  или  «Старайся!»?

(учащиеся показывают сигнальные карточки)

Где вы допустили ошибки? Что вам нужно исправить?

Конверты и

карточки с заданием

физминутка

ФО «Оценка»

Критерии успеха

Учащиеся  имеют хорошие навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями: находить дробь от величины, сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби; имеют  навыки  умножения  десятичных  дробей на натуральное число и умножения десятичных дробей;

Конец урока

5 минут

1 минута

2 минуты

5. Прочти фразу:  (фразы о математике)  - учащиеся зачитывают фразу, которая  получилась при работе с «Мозаикой», стараются объяснить, какой смысл кроется в этой фразе  – учащиеся учатся рассуждать о математике.

(фразы, которые должны получиться у групп)

1 группа - Математика  - царица  наук!

2 группа - Математика – ум в порядок приводит!

3 группа - Математика – гимнастика для ума!

4 группа - В Математике есть своя красота,  как в живописи.

5 группа - Математика есть прообраз красоты Мира.

Учитель: Молодцы!

6.  Информация о выполнении домашнего задания:

§ 36 - правила;  творческая работа в группах - составить кластер по теме «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями»

7. Рефлексия: Что было трудно на уроке?

«Лестница успеха» - где я сейчас нахожусь?

(учащиеся отмечают свой уровень достижений на «Лестнице успеха»)

Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы все хорошо потрудились. Я желаю вам ещё больших успехов в изучении математики.

«Лестница успеха»

Критерии успеха

Учащиеся  могут  сравнивать, складывать и  вычитать  десятичные дроби; имеют навыки   умножения  десятичных  дробей на натуральное число и на десятичную дробь; могут работать в группе, проявляют творчество, стремятся к успеху.

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Группы выравнивания; диф. задания

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Приемы работы на уроке – прием «Хвалилка», прием «Колесо Фортуны» и

 прием «Мозаика».

ФО на уроке -  прием  «Фейерверк» и прием «Оценка»; «Лестница успеха»

Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровье-сберегающие технологии.

Используется физминутка и активные виды  деятельности учащихся на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики: 5 В класс Подготовила: Хабибулина Л.В. Решение упражнений .

Слайд 2

Проверка домашнего задания : 1) Решить уравнение: (х – 0,55) : 6,25 = 0,6 Ответ : х = 4,3. 2) Выполнить действия: а) (24 - 15,7) 6,4+ 0,08 11= 8,3 ․ 6,4+0,88 = = 53,12 + 0,88 = 54; б) 25,76 + (1,5 1,78) – 2,8 (10 – 8,25) = = 25,76 + 2, 67 – 2,8 1,75 = 23,53

Слайд 3

«Хвалилка»

Слайд 4

«Колесо Фортуны» 1.Какие числа называются десятичными дробями? Пример привести. 2. Каким числом не может быть знаменатель обыкновенной дроби, чтобы её можно было перевести в десятичную дробь? Почему? 3. Как записываются десятичные дроби? Чем запись десятичных дробей отличается от записи обыкновенных дробей и смешанных чисел? 4. Чем обыкновенные дроби отличаются от десятичных дробей, от смешанных чисел? 5. Какие действия можно выполнять с десятичными дробями? (перечислить)

Слайд 5

« Колесо Фортуны» 1.Сформулировать правила сравнения десятичных дробей . 2. Сформулировать правила сложения и вычитания десятичных дробей. 3. Сформулировать правило умножения десятичных дробей на натуральное число, на десятичную дробь. 4. Как найти дробь от величины? Как найти дробь от числа? 5. В чем смысл задания – «вычислить рациональным способом »?

Слайд 6

«Фейерверк»

Слайд 7

Работа в группах

Слайд 8

Физминутка Мы писали, мы считали. На уроке мы устали. А теперь мы отдыхаем Физминутку начинаем. Начинаем бег на месте Финиш метров через 200. Раз и два, раз и два, Не кружится голова…

Слайд 9

«Оценка» - Умница !, Молодец!, Хорошо! Старайся!

Слайд 10

Домашнее задание творческая работа в группах - составить кластер по теме «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями»

Слайд 11

«Лестница успеха»

Слайд 12

СПАСИБО ЗА УРОК, ДЕТИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме «Гимнастический муравейник»

Совершенствовать технику гимнастичических элементов.Развитие двигательнвых качеств: гибкость,ловкость,прыгучесть....

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

Разработка открытого урока географии в 8 классе "Сарыарка - любовь и боль моя"

Данный урок по физической географии Казахстана проведен в 8 классе. В ходе урока формировались представления о природных районах Казахстана. Большое внимание уделено формированию патриотизма и экологи...

Методическая разработка открытого урока по математике 5 класс

урок математики по теме: Формулы. Площадь прямоугольника....

Разработка открытого урока по физкультуре 2 класс лыжная подготовка.

Разработка открытого урока по физкультуре 2 класс лыжная подготовка....

Разработка открытого урока в 7-8 классах по теме "Экстремальные виды спорта" для школ с углубленным изучением английского языка

Урок является дополнительным по теме «Экстремальные виды спорта» Аудиоматериал использован из (Opportunities Intermediate, Russian Edition, Longman) ...

Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...