"Школа Мудрецов"
рабочая программа по математике

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа Мудрецов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_mudretsov.doc617.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Школа Мудрецов»

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 9 - 10 лет (4 класс)

Срок реализации программы: 1 год

Составила:

учитель начальных классов

Серегина С.А.

                   Москва,  2019г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Общая характеристика учебного курса

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи.        Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Математический кружок в школе        вызывает интерес учащихся        к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

 Занятия проводятся один раз в неделю. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

Цель:

−        Создание условий для развития интеллектуальной одаренности учащихся Задачи:

−        расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; −        развивать творческое, критическое, абстрактно – логическое мышление;

−        углубить представления учащихся об использовании сведений из математики на практике;

−        формировать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы: Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Математический кружок ориентирован на учащихся 4 класса. Возраст 9, 10, 11лет

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Школа Мудрецов» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

На        занятиях        предусматриваются        следующие        формы        организации        учебной деятельности:

−        индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

−        фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

−        групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); −        коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Особенности программы «Школа мудрецов»

в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.

В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию ребят в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских олимпиадах и  дистанционных интернет – конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся: −        решение занимательных задач;

−        оформление математических газет;

−        участие в математических олимпиадах разного уровня;

−        знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

−        самостоятельная работа; −        работа в парах, в группах; −        творческие работы

Формы подведения итогов реализации образовательной программы Оценка УУД учащихся проводится через:

−        олимпиады

−        участие в интеллектуальных играх

−        участие в международных и всероссийских олимпиадах −        

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Содержание данного курса  включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических        способностей        учащихся,        логического        нестандартного        мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Основное        содержание        занятий        составляют задания в которые         

 включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию ребят в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет – конкурсах.

Содержание учебного материала

1

Комбинаторные задачи (2ч)

Исследуются и решаются задачи выбора элементов из исходного множества и расположения их в некоторой комбинации, составляемой по        заданным правилам. Комбинаторные задачи решаются бесформульным методом на основе рассуждений учащихся, составлением графов, размещением, таблиц, дерева решений.

2

Логические задачи (2 ч)

Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. Решение задач различными способами. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку»). Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. Самостоятельное составление задач учащимися.

3

Сюжетные задачи (2)

Указывать величины, участвующие в задаче. Указывать функциональную зависимость между ними. Уметь записывать эту зависимость в виде уравнений и неравенств, используя для обозначения величин общепринятые в науке буквы.

4

Задачи на разрядный состав (2 ч)

Анализ многозначных чисел по десятичному составу - выделение в числе классов и разрядов, составление числа по данным классам и разрядам. Формирование понятия о классах. Система счисления, или нумерация - совокупность названий и знаков, позволяющая записать любое число и дать ему имя..

5

Задачи на деление (2 ч)

Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения, работы, изготовление товара, расчет стоимости.

6

Задачи на поиски закономерностей (2)

Решение задач, которые логически обусловлены регулярностью изменяющихся признаков. Решение задач с линейным конструированием и с табличным конструированием. Задачи на поиски закономерностей как арифметического, так и геометрического характера.

7

Задачи, связанные с нахождением величин (2)

Развитие умения выделять величины, о которых говорится в задаче, переводить данные величины на язык схемы, моделировать словесную модель в виде схематического рисунка, осуществлять поиск способа решения в соответствии с опорой на вспомогательную модель.

8

Задачи на разрезание (2)

Танграм одна из множества вариаций игр в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число элементов. Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объемных.

Популярная игра «пентамино» является одной из представительниц целой группы головоломок с общим названием "полимино" (производное от домино).

9

Числовые ребусы (2)

Другое название - математические ребусы. К такому виду задач относятся математические выражения (обычно простое равенство), в котором все или часть цифр заменены на некоторые значки (буквы, звездочки и т.д.). Требуется вместо каждого значка подставить нужную цифру, чтобы выражение было верным.

Есть несколько общих правил:

если в математическом ребусе используются несколько букв, и найдено соответствие между какой-то буквой и цифрой, то другие буквы эту же цифру обозначать не могут; ноль не может быть крайней левой цифрой в числе


10

Задачи повышенной трудности (2)

Задачи - шутки, задачи - сказки, старинные задачи , задачи, взятые из окружающей жизни, задачи, связанные со знакомыми вещами, опытом.. Размышление, постановка вопроса по существу, улавливание взаимосвязи, выявление модели, решение проблемы, принятие правильного решения, риск и управление ситуацией. Акцент делается не на запоминание фактов, а на умение критически и творчески думать.

11

Подготовительные занятия к школьной олимпиаде (2)

Задачи с “естественным рассуждением”,“задачи - ловушки”, решение очевидных задач, “задачи с внутренним вопросом”, решение “по ассоциации”, задачи-загадки, нестандартные задачи, процессуальные задачи по виду деятельности учащихся (эвристические и алгоритмические )

12

Геометрический КВН

Нахождение площади геометрических фигур. Построение геометрических фигур. Переход от одних единиц измерения к другим.

13

Построение треугольника по трем сторонам (1)

14

Площадь. Площадь сложной фигуры (2)

Единицы площади, соотношение между ними. Вычисление площади прямоугольника, квадрата, треугольника. Нахождение площади фигур разными способами.

15

Сетка «Морской бой» (1ч)

Морской бой - традиционная настольная игра, в которую все мы любим играть с

детства. Расставив на поле боя корабли разного размера, стреляйте по полю врага,

стараясь угадать координаты, по которым находится корабль противника. Кто первый

уничтожит все корабли противника - тот и победитель в этом морском бою!

16

Задания олимпиад предыдущих лет (4)

Задания олимпиад  за предыдущие годы.

17

Задания международных игр(3ч)

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса «Школа Мудрецов» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

•        становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально- этических качеств, адекватных полноценной математической деятельности;

•        целостное восприятие окружающего мира, начального представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;

•        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;

•        принятие социальной роли «ученика». Осознание личностного смысла учения и интереса к изучению математики;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;

•        освоение норм общения и коммуникативных взаимодействий, умение находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

•        умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднений;


•        освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта;

•        умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленными задачами;

•        опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера;

•        овладение различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;

•        формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез…);

•        овладение навыками смыслового чтения;

•        умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение других;

•        освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация…);

•         умение работать в материальной и информационной среде. Предметные результаты:

•        освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

•        использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

•        умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения;

•        находить их значения, решать текстовые задачи, уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы;

•        составлять и исследовать формулы, распознать.

•        изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицей, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

.

Календарно-тематический план «Школа Мудрецов»

4 класс Объем: 34 часа

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

Примечания

1.

Комбинаторные задачи

1

Проверка задач самостоятельного решения

2.

Решение задач на движение. Составление чертежа к задаче.

1

Самостоятельная работа

3.

Логические задачи

1

Проверка задач самостоятельного решения

4.

Логические задачи

1

Математический диктант

5.

Сюжетные задачи

1

6.

Сюжетные задачи

1

Зачёт по типам задач

7.

Задачи на разрядный состав

1

тест

8.

Решение сложных уравнений.

1

Проверка задач самостоятельного решения

9.

Задачи на деление

1

тест

10.

Задачи на деление

1

11.

Задачи на поиски закономерностей

1

Проверка задач самостоятельного решения

12.

Задачи на поиски закономерностей

1

мини-олимпиада

13.

Задачи, связанные с нахождением величин

1

Самостоятельная работа

14.

Задачи, связанные с нахождением величин

1

Самостоятельная работа

15.

Задачи на разрезание

1

тест

16.

Задачи на разрезание

1

Проверка задач самостоятельного решения

17.

Числовые ребусы

1

Защита мини-презентаций

18.

Числовые ребусы

1

Выпуск газеты.

19.

Задачи повышенной трудности

1

Взаимопроверка

20.

Задачи повышенной трудности

1

Взаимопроверка

21.

Решение задач олимпиадного тура

1

Тест

22.

Решение задач олимпиадного тура

1

Тест

3.

Геометрический КВН

1

Участие в КВН

24.

Решение задач повышенной сложности.

1

Участие в олимпиадах

25.

Построение треугольника по трем сторонам

1

Тренинг

26.

Площадь. Площадь сложной фигуры

1

Самостоятельная работа

27.

Площадь. Площадь сложной фигуры

1

Самоконтроль

28.

Сетка «Морской бой»

1

Взаимопроверка

29.

Решение нестандартных задач

1

Участие в олимпиадах

30.

Решение олимпиадных  задач

1

Участие в олимпиадах

31.

Решение олимпиадных задач

1

Участие в олимпиадах

32.

Задания олимпиад

1

Участие в олимпиадах

33.

Задания международных игр

1

Участие в игре

34.

Задания международных игр

1

Участие в игре

Дополнительная литература

1) Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

2) Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

3) Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

4) Симановский        А.        Э.        Развитие        творческого        мышления        детей.        М.: Академкнига/Учебник, 2002

5) Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

6) Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

7) «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра "Совет мудрецов"

обобщающий урок по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии". урок проводится в игровой форме, где учащиеся повторяют известные им формулы и решают задачи по данной теме....

Урок"совет мудрецов"по теме "арифметическая и геометрическая прогрессии

Это обобщающий урок по теме" Арифметическая и геометрическая прогрессия".здесь помимо обобщения и систематизации знаний,учащиеся знакомятся и с историческим материалом по этой теме.Урок проходит в нео...

Урок развития речи "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Материал урока нацеливает на разговор о толерантности.Учебное занятие содержит интересные притчи, игровые моменты....

Эссе "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Размышления о значимости толерантности в современном мире....

КОНКУРС «ОБЩЕНИЕ КАК ИСКУССТВО» «МУДРЕЦЫ 21 ВЕКА» (познавательно-развлекательная игра для учащихся 5-8 классов)

Цель внеклассного мероприятия - обеспечение всестороннего и гармонического развития учащихся 5-8 классов.  Задачи:формировать у учащихся черты личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать...

Классный час "Мудрец простосердечный"

Классный час, проведенный в рамках мероприятий, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 г.В материале через поэзию великого русского баснописца Крылова подается взгляд русского человека на собы...

Программа «Школа мудрецов»

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результа...