План - конспект урока Математика 5 класс «Сложение целых чисел»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Светлакова Ольга Батыровна

План - конспект урока

Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)

Тема урока: «Сложение целых чисел»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nigomatova._konspekt_uroka._slozhenie_tselyh_chisel.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)

Тема урока: «Сложение целых чисел»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Формирование у обучающихся способности к осмыслению и применению правил сложения целых чисел

Задачи:

  • сформировать представление о правилах сложения целых чисел в следующих случаях: слагаемые имеют одинаковые знаки, разные знаки, слагаемые - противоположные числа, одно из слагаемых равно 0.
  • развивать мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Здравствуйте, ребята. Внимательно посмотрите на свои рабочие места. Все ли готово к уроку?

Спасибо, присаживайтесь.

Проверяют готовность к уроку: наличие учебной книги, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Сейчас я вам прочитаю четверостишие, а вы попытайтесь угадать тему сегодняшнего урока:

Числа отрицательные, новые для вас,

Лишь совсем недавно изучил ваш класс.

Сразу поприбавилось нам теперь мороки:

Изучить все правила сложения на уроке.

Вы догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Изучать правила сложения чисел

Верно. Сегодня мы будем учиться складывать целые числа. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Сложение целых чисел»

Открывают тетради, записывают

Сначала выполните задание-разминку:

Назовите в каждом выражении большее слагаемое и найдите значение выражения:

|+8|+|-3|=

|+5|+|+16|=

|-8|+|-6|=

|-10|+|0|=

Ответы:

11, большее - |+8|

21, большее - |+16|

14, большее - |-8|

10, большее - |-10|

А теперь посмотрите на доску, здесь написаны 4 примера:

+5+(+3)=

-5+(-3)=

-2+(+5)=

-10+(+5)=

Чем похожи эти примеры?

нужно находить сумму

Смоделируем ситуацию, которая соответствует первому примеру. Представьте себе градусник. Предположим, что утром температура повысилась на 5 градусов, в течение дня еще на 3 градуса. Необходимо узнать, насколько температура повысилась за весь день. Нарисуйте у себя в тетрадях координатную прямую, расположив ее вертикально, как шкалу на термометре.

Рисует вертикальную числовую прямую на доске.

Отметим на числовой прямой изменения температуры, обозначив, что в начале она была равна нулю.

Тогда, на сколько градусов в общем изменилась температура?

Как вы это нашли?

Правильно, другими словами, вы нашли сумму двух положительных чисел.

Рисуют в тетрадях числовую прямую.

Отвечают: начало, единичный отрезок, направление. C:\Users\Леночка\Desktop\к 1.jpg

На 8. Нашли сумму двух изменений, прибавили к пяти три.

Посмотрите на второй пример: -5+(-3)=

Смоделируем ситуацию, которая ему соответствует. (Можно спросить желающих) Предположим, что утром температура понизилась на 5 градусов, в течение дня еще на 3 градуса. Необходимо узнать, насколько температура понизилась за весь день. Работаем аналогично первому примеру.

Рисует вертикальную числовую прямую на доске.

На сколько градусов в общем изменилась температура?

C:\Users\Леночка\Desktop\к2.jpg

Понизилась на 8 градусов.

Посмотрите еще раз на наши картинки, можно ли сказать, что мы складывали расстояние?

Да

Какое понятие мы недавно с вами проходили, которое обозначает расстояние?

Модуль числа

Значит ли это, что на самом деле мы в примерах складывали модули?

Да

Посмотрите на знаки слагаемых и знак в ответе  в обоих примерах. Что можно сказать о них?

Они одинаковые

Значит ли это, что, если мы складываем два числа с одинаковыми знаками, то ответ будет иметь тот же знак, что и знаки слагаемых

Да

Верно. Оказывается, для того, чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, достаточно поставить их общий знак и приписать сумму модулей. Запишите это правило к себе в тетрадь

Записывают

Хорошо. Потренируемся находить сумму чисел с одинаковыми знаками:

-5 + (-10)=

88+12=

-30+(-12)=

При решении необходимо проговорить алгоритм: определяем общий знак, записываем его в ответ, находим сумму модулей, приписываем к знаку ответа

Ответы:

-15,100,-42

Молодцы! А теперь обратим внимание на следующие два примера:

-2+(+5)=

-10+(+5)=

Просит учеников сформулировать ситуацию соответствующую данному примеру и решить его у доски с помощью числовой прямой.

Ученик решает у доски, остальные в тетрадях.

Ответы: 3, -5C:\Users\Леночка\Desktop\к3.jpgC:\Users\Леночка\Desktop\к4.jpg

Как вы думаете, почему в первом примере получилось положительное число, а во втором отрицательное?

В первом прибавляли число большее, чем другое слагаемое, а во втором прибавляли меньшее.

Верно. То есть в ответ ставили знак большего модуля.

А что на этот раз делали с расстояниями от одной точки до другой?

Вычитали

Молодцы! Мы с вами добрались до правила сложения чисел с разными знаками: для того, чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно поставить знак слагаемого с большим модулем и приписать к нему разность большего и меньшего модулей этих чисел.

Запишите это правило к себе в тетрадь

Записывают правило

Потренируемся находить сумму чисел с разными знаками:

-5 + 10=

88+(-18)=

-30+12=

При решении необходимо проговорить алгоритм: определяем, модуль какого слагаемого больше, записываем его знак в ответ, находим разность модулей, приписываем к знаку ответа

Ответы: 5,70,-18

-8+8=

Не знаем, так как модули слагаемых равны

Решим с помощью числовой прямой

Получают 0

8 и -8 – какие это числа?

Противоположные

Для всех ли пар противоположных чисел их сумма равна 0? Ответ поясните.

Да, так как расстояние повышения равно расстоянию понижения и их разность равна 0

Значит, сумма противоположных чисел равна 0?

Да

Запишите это замечание к себе в тетрадь

Записывают в тетрадь

Что будет, если к числу прибавить ноль?

Получим само число

Запишите: а+0=а

Записывают в тетрадь

Мы с вами обговорили и записали все правила сложения целых чисел. Теперь потренируемся в их применении.

  1. Учебник стр. 79 №2

Определите, какой знак будет иметь  сумма в каждом случае:

а) -12+(-45) б) 456+(-567) в) 456+(-123) г) 0+(-13) д) 34+0

е) 378+(-378)

а) - б) - в) + г) - д) + е) 0

  1. Учебник стр. 79 №3

Назовите примеры, в которых нужно складывать модули слагаемых, и примеры, в которых нужно вычитать модули слагаемых. Выполните сложение:

а) -7+(-9) б) -8+12 в) -12+(-45) г) 456+(-567) д) 456+(-123)

а) складывать -16

б) вычитать 4

в) складывать -57

г) вычитать -111

д) вычитать 333

  1. Учебная книга стр. 124 №58

Даны равенства. Определите, верно ли определен знак суммы, найден модуль суммы:

а) -35+(+90)=+65 б) 108+(+93)=+201 в) -100+(+275)=-175

г) -346+(-275)= -71 д)  89+(-89)=198

е) 0+(-128)= -128

Исправьте ошибки

а) верно

б) верно

в) знак неверный

г) верный ответ: -621

д) верный ответ:0

е) верно

Резерв: Учебная книга стр. 126 №63(1)

Даны числа 172, -33, -37, -175, 33. Составьте числовые выражения  вида a+b, выбирая в качестве a и b такие пары чисел из данных, чтобы вам легко было найти значение суммы. Найдите значения полученных выражений.

Учебная книга стр. 126 №65(2 – а, б)

Запишите и вычислите:

а) сумму чисел 17 и -23

б) сумму двух отрицательных чисел, таких, чтобы одно было больше другого на 2

Подведем итог урока, чему мы сегодня научились?

Понравился ли вам урок? Что было самым интересным? Что было наиболее трудным?

Спасибо всем за урок, домашнее задание будет немного необычным: необходимо придумать 10 примеров на сложение чисел с одинаковыми знаками, и 10 примеров на сложение чисел с разными знаками.

До свидания!

Научились складывать целые числа

Отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6 класс "Сложение отрицательных чисел"

Открытый урок по математике в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел"...

план-конспект урока 5 класс Деление натуральных чисел.

план открытого урока в 5 классе Деление натуральных чисел....

План-конспект урока по теме "Сложение натуральных чисел" для учащихся 5 класса в рамках ФГОС

План-конспект урока  составлен на основе программы УМК Н.Я.  Виленкина и др. Математика 5 класс...

Конспект урока 6 класс "Сложение целых чисел"

Урок по данной теме, второй после изучения новой темы....

План - конспект урока Математика 5 класс «Сложение целых чисел»

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Сложение целых чисел»...

Методическая разработка: Конспект урока по математике для 6 класса "Сложение целых чисел"

Конспект урока.Предмет: математика, 6 классГ.В. Дорофеев. Учебник «МАТЕМАТИКА 6», «Дрофа» 2007г.А.В. Дорофеева «Страницы истории на уроках математики»  Ме...

Конспект открытого урока математики, 6 класс Сложение целых чисел

Конспект открытого урока математики Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 09.11.2018Предмет: математикаТема урока: Сложение целых чиселКласс: 6Учитель: Трофимова Н.А..Тип урока: ...