Рабочая программа по математике 5-6 кл. ФГОС
рабочая программа по математике (5 класс)

Курс математики в 5-6 классах, с одной стороны, является непосредственным продолжением курса математики начальной школы, систематизирует, обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создает необходимую осно­ву, на которой будут базироваться систематические курсы 7-9 классов.

Цели  программы:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;                            
  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_5-6_kl.doc428.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛОФИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ 1от «26» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы

___________________Талыкова Н.И.

Приказ № 42 от «26» августа 2017 г.

Рабочая программа

по математике

основной уровень

5 – 6 классы

Срок реализации программы - 2 года

Составил:   Алифонова Валентина Васильевна

учитель математики

высшей квалификационной категории

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  1. Содержание учебного предмета.

  1. Тематическое планирование.

  1. Календарно-тематическое планирование.  

а) Календарно тематическое планирование. 5 класс. (Приложения  1)

б) Календарно тематическое планирование. 6 класс. (Приложения  2)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
  2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38)
  5. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
  6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 271 от 18.04.2016 «Об утверждении регионального примерного учебного недельного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего  образования, расположенных на территории Ростовской области на 2016-2017 учебный год».
  7. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011.  № МД-1552/03).
  8. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд. Перераб. -  М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  9. Сборник рабочих программ по математике. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 2014.

Цели  программы:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;                            
  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Основные задачи:

  • сохранить теоретические и  методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;
  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс математики в 5-6 классах, с одной стороны, является непосредственным продолжением курса математики начальной школы, систематизирует, обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создает необходимую основу, на которой будут базироваться систематические курсы 7-9 классов.

Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5-6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Изучение математики в 5-6 классах позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

МЕСТО  МАТЕМАТИКИ  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяются два этапа — 5-6 классы и 7-9 классы, у каждого из которых свои самостоятельные функции. В 5-6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», в 7-9 классах — два предмета «Алгебра» и «Геометрия».

Согласно календарному учебному графику школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5-х классах: базовый уровень обучения в объеме 140 часов (4 часа в неделю, при 35 уч.нед.), в 6-х классах: базовый уровень обучения в объеме 175 часов (5 часов в неделю, при 35 уч.нед.).

Преподавание ведется по учебникам:

  1. Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика,5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  –  М.: Мнемозина, 2013 г. – 280 с.
  2. Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика,6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  –  М.: Мнемозина, 2013 г. – 288 с.

В курсе математики 5-6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в  содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией идей общеинтеллектуального и общекультурного развития обучающихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия - «Множества» служит цели овладения обучающимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения обучающимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность,  направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии  «Наглядная геометрия» способствует формированию у обучающихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

 Содержание линии «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у обучающихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит обучающимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.И. Жохов. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. –  М.: Мнемозина, 2010
  2. Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика,5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  –  М.: Мнемозина, 2012 г. – 288 с
  3. Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика,6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  –  М.: Мнемозина, 2008 г. – 288 с
  4. В.И. Жохов. Преподавание математики в 5-6 классах. Методические рекомендации к учебнику.– М: Мнемозина, 2002
  5. В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений. Математика. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2010
  6.  В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений. Математика. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2010
  7. А. С. Чесноков, К. И. Нешков.  Дидактические материалы по математике для 5 класса. М. Просвещение -2010
  8. А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. М.: ИЛЕКСА-2009
  9. А. С. Чесноков, К. И. Нешков.  Дидактические материалы по математике для 6 класса. М. Просвещение -2010
  10. А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. М.: ИЛЕКСА-2009

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  1. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  2. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  4. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  5. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  1. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  2. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  3. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  4. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  5. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  6. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию.

Рациональные числа

Ученик научится:

  1. понимать особенности десятичной системы счисления;
  2. владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
  3. выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  4. сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  5. выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
  6. использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Ученик получит возможность:

  1. познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  2. углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  3. научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик научится:

использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

Ученик получит возможность:

  1. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
  2. развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность:

  1. понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  2. понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмеримо с погрешностью исходных данных.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  4. определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  5. вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

  1. вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. применять понятие развёртки для выполнения практических расчетов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс   (4 ч в неделю, всего 140 ч.)

Повторение изученного в начальной школе.   (5 часов)

  1. Натуральные числа и шкалы. (14 часов)

Натуральные числа и их  сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел. (16 часов)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойство сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы, основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3. Умножение и деление натуральных чисел. (17 часов)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются  умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на …(в…)», «меньше на …(в…)»,  а также, умения решать задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений задач на части, учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4.Обыкновенные дроби. (15 часов)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

5. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13 часов)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Подчеркивая сходство действий над десятичными  дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

При изучении операции округления числа вводится новое понятие – «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

6. Умножение и деление десятичных дробей. (18 часов)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило подстановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

7. Площади и объемы. (10 часов)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объёмов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи

8. Инструменты для вычислений и измерений. (16 часов)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

 9. Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика. (3 часа)

Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов. Комбинаторные задачи.

Основная цель – научить проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;  вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

10.Повторение. Решение задач. (13 часов)

Основная цель – повторить и систематизировать знания учащихся полученные в результате изучения курса математики 5 класса.

6 класс   5  ч в неделю, всего 175 часов)

1. Делимость чисел. (22 ч.)

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (22 ч.)

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

3. Умножение и деление обыкновенных дробей (33 ч.)

Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

4. Отношения и пропорции  (21 ч.)

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.

5. Положительные и отрицательные числа (13 ч.)

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.

Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.

 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч.)

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и  отрицательных чисел.

7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч.)

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

8. Решение уравнений (15 ч.)

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

9. Координаты на плоскости (13 ч.)

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная   система  координат  на  плоскости,   абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

Итоговое повторение курса математики 5 – 6 классов. (13 ч.)

4. Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Повторение курса 4 класса

5

2

Натуральные числа и шкалы

15

3

Сложение и вычитание натуральных чисел

19

4

Умножение и деление натуральных чисел

21

5

Площади и объемы

10

6

Обыкновенные дроби

21

7

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

12

8

Умножение и деление  десятичных дробей

18

9

Инструменты для вычислений и измерений

11

10

Повторение

9

Итого

140

6 класс

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Делимость чисел.

22

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

22

Умножение и деление обыкновенных дробей.

33

Отношения и пропорции

21

Положительные и отрицательные числа

13

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

11

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

12

Решение уравнений

15

Координаты на плоскости

13

Повторение курса 6 класса

13

Итого

175

Приложение 1

к рабочей программе по математике 5 – 6 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобраз.учреждений/ Н.Я.Виленкен, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург. – 31-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2013. -280 с.: ил.

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Повторение (5 ч)

Повторение. Арифметические действия  над натуральными числами

Повторение. Порядок действий в выражениях. Примеры на вычисление.

Повторение. Решение текстовых задач.

Повторение. Решение уравнений.

Входная контрольная работа

Натуральные числа и шкалы (15 ч)

РНО. Обозначение натуральных чисел

Десятичная система счисления. Чтение и запись натуральных чисел

Запись многозначных чисел.

Отрезок. Сравнение отрезков.

Длина отрезка. Единицы измерения длины.

Решение задач на нахождение длины отрезка

Треугольники. Многоугольники. Тестовая работа №1

Решение задач  на вычисление периметра многоугольника.

Плоскость, прямая, луч

Луч. Дополнительные лучи

Решение задач на построение прямых, отрезков, лучей.

Шкалы и координаты

Координатный луч. Определение на шкале единичного отрезка и координат точки.

Меньше или больше. Неравенства и двойные неравенства. Сравнение чисел на координатном луче. Самостоятельная работа №1

Контрольная работа  №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

Сложение и вычитание натуральных чисел (19 ч)

Работа над ошибками.  Сложение натуральных чисел.

Свойства сложения. Сложение чисел на координатном луче.

Разложение числа по разрядам. Тестовая работа №2

Решение текстовых задач на сложение.

Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания натуральных чисел.

Решение текстовых задач на вычитание.

Использование действий сложения и вычитания при решении задач и уравнений. Самостоятельная работа №2

Контрольная работа  № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Работа над ошибками. Числовые выражения.

Числовые выражения Буквенные выражения

Использование свойств  сложения и вычитания для упрощения выражений.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Решение  текстовых задач на применение буквенной записи. Тестовая работа №3

Уравнение. Корень уравнения

Нахождение неизвестных компонентов при решении уравнений.

Решение уравнений различного вида

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач на составление уравнений. Самостоятельная работа №3

Контрольная работа № 3 по теме «Числовые и буквенные выражения»

Умножение и деление натуральных чисел (21 ч)

Работа над ошибками. Умножение натуральных чисел

Умножение и  натуральных чисел и его свойства.

Выполнение действий, применяя свойства умножения натуральных чисел

Решение задач на умножение. Самостоятельная работа №4

Деление

Деление и его свойства

Решение комбинированных задач на применение арифметических действий.

Решение задач на деление. Тестовая работа №4

Деление с остатком

Решение задач на деление с остатком

Контрольная работа  № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

Работа над ошибками. Упрощение выражений.

Применение распределительного свойства умножения. Упрощение выражений

Решение  уравнений  применяя свойства умножения.

Решение уравнений на применение распределительного свойства умножения

Решение задач на составление уравнений. Самостоятельная работа №5

Порядок выполнения действий. Нахождение значений выражений, используя программу вычислений.

Порядок выполнения действий. Составление схемы вычислений.

Степень числа. Квадрат и куб числа.

Решение задач  по теме «Квадрат и куб числа». Тестовая работа №5

Контрольная работа № 5 на тему «Упрощение выражений»

Площади и объемы (10 ч)

Работа над ошибками. Формулы. Нахождение значений выражений по формуле.

Формулы. Вычисление по формуле неизвестных.

Площадь. Формула площади прямоугольника

Формула площади квадрата. Единицы измерения площадей

Использование единиц измерения площадей при решении задач. Самостоятельная работа №6

Прямоугольный параллелепипед

Решение задач на вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда

Объем  куба. Нахождение объёмов параллелепипеда и куба. Соотношения между единицами объема

Контрольная работа  № 6  на тему «Формулы площади и объема»

Обыкновенные дроби (21 ч)

Работа над ошибками. Окружность и круг.

Окружность и круг

Круговые шкалы

Административная контрольная работа за 1 полугодие

Доли. Обыкновенные дроби.

Решение задач на нахождение целого по его части и изображение чисел на координатной прямой.

Сравнение дробей

Решение упражнений на сравнение дробей.

Правильные и неправильные дроби

Решение задач по теме» Правильные и неправильные дроби». Тестовая работа №6

Контрольная работа № 7  по теме «Обыкновенные дроби»

Работа над ошибками. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Решение задач  на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Деление и дроби

Решение задач на деление и  дроби, деление суммы на число. Тестовая работа №7

Смешанные числа

Выделение целой части из неправильной дроби.  Представление смешанного числа в виде неправильной дроби

Сложение и вычитание смешанных чисел

Выполнение действий со смешанными числами. Вычитание дроби из натурального числа.

Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная работа №7

Контрольная работа  №8  по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Сложение и вычитание десятичных дробей (12 ч)

Работа над ошибками. Десятичная запись дробных чисел

Перевод обыкновенной дроби со знаменателем 10. 100, 1000 и т.д. в десятичную и наоборот

Сравнение десятичных дробей

Сравнение величин, содержащих десятичные дроби. Применение правила сравнения десятичных дробей. Тестовая работа №8

Сложение и вычитание десятичных дробей

Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей.

Разложение числа по разрядам

Применение свойств сложения и вычитания при решении примеров. Самостоятельная работа №8

Решение уравнений с десятичными дробями

Приближенное значение чисел. Округление чисел

Контрольная работа  № 9  по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Умножение и деление десятичных дробей (18 ч)

Работа над ошибками. Умножение десятичных дробей на натуральное число

Решение задач на применение умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Деление десятичных дробей на натуральное число

Деление десятичных дробей на 10, 100 и т. д.

Решение уравнений и задач с помощью уравнений. Тестовая работа №9

Контрольная работа № 10  по теме «Умножение и деление  десятичных дробей на натуральное число»

Работа над ошибками. Умножение десятичных дробей

Умножение числа на 0,1, 0,01 и т.д.

Решение задач  на упрощение выражений

Решение задач на использование правила умножения.

Деление на десятичную дробь. Деление числа на 0,1, 0,01 и т.д.

Применение правила деления на десятичную дробь

Решение задач на применение правила деления на десятичную дробь

Комбинированные задания на умножение и деление десятичных дробей.

Решение уравнений и задач с помощью уравнений. Тестовая работа №10

Среднее арифметическое.

Решение задач на нахождение среднего арифметического и средней скорости.

Контрольная работа № 11  по теме «Умножение и деление  десятичных дробей»

Инструменты для вычислений и измерений (11 ч)

Работа над ошибками. Микрокалькулятор. Выполнение действий с помощью микрокалькулятора.

Проценты. Чтение, запись и нахождение процентов чисел и величин.

Решение задач на нахождение числа или величины по заданному проценту.

Решение задач на нахождение процентов от числа.

Обобщающий урок  по теме  «Проценты»

Контрольная работа № 12  по теме «Проценты»

Работа над ошибками. Угол. Обозначение углов. Сравнение углов.

Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник.

Построение и обозначение углов. Измерение углов. Транспортир

Построение углов с помощью транспортира. Решение упражнений на построение и измерение углов. Круговые диаграммы

Контрольная работа №13  по теме «Углы. Построение углов»

Итоговое повторение курса 5-го класса (7 ч)

РНО. Повторение. Арифметические действия с натуральными числами.

Повторение. Решение уравнений

Повторение.  Решение задач с помощью уравнений. Упрощение выражений.

Повторение. Решение задач на движение, на проценты.

Повторение. Действия с  дробями.

Повторение. Построение и измерение углов

Итоговая контрольная работа

Приложение 2

к рабочей программе по математике 5 – 6 класс

Календарно-тематическое планирование

 Учебник: Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобраз.учреждений/ Н.Я.Виленкен, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург. – 30-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2013. -288 с.: ил.

                       

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Делимость чисел (22 ч)

Делители

Кратные

Решение упражнений по теме «Делители и кратные»

Признак  делимости на 10

  1.  

 Признак  делимости на 5

Признак  делимости на 2

Признаки делимости на 9  и на 3

Признак   делимости на 9

Признаки  делимости   на 3

Простые и составные числа

Решение упражнений по теме «Простые и составные числа»

Разложение на простые множители

Решение упражнений по теме «Разложение на простые множители»

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

Наибольший общий делитель

Решение упражнений по теме «Наибольший общий делитель»

Взаимно простые числа

Наименьшее общее кратное

Нахождение наименьшего общего кратного

Решение задач на нахождение наименьшего общего кратного

Повторение по теме «Делимость чисел»

Контрольная работа №1 по теме "Делимость чисел"

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)

Работа над ошибками. Основное свойство дроби

Решение упражнений по теме «Основное свойство дроби»

Сокращение дробей

Решение упражнений по теме «Сокращение дробей»

Повторение по теме «Основное свойство дроби»

Общий знаменатель дробей

Приведение дробей к общему знаменателю

Решение упражнений по теме «Приведение дробей к общему знаменателю»

Сравнение  дробей с разными знаменателями

Решение упражнений по теме «Сравнение дробей с разными знаменателями»

Сложение дробей с разными знаменателями

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Повторение по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Контрольная работа №2  по теме " Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями "

Работа над ошибками. Смешанные числа. Применение переместительного и сочетательного свойств     сложения

Сложение смешанных чисел

Вычитание смешанных чисел

Решение задач со смешанными числами

Решение уравнений со смешанными числами

Решение текстовых задач со смешанными числами. Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Умножение и деление обыкновенных дробей (33 ч)

Коррекция знаний по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Умножение дробей

Решение упражнений по теме «Умножение дробей»

Решение задач на сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей

Решение текстовых задач

Нахождение дроби от числа

Умножение числа на дробь

Нахождение дроби от числа

Применение правила нахождения дроби от числа

Упражнения по теме «Нахождение дроби от числа»

Решение текстовых задач на движение с помощью уравнений

Применение распределительного свойства умножения при умножении смешанного числа на натуральное

Умножение смешанного числа на натуральное число

Применение распределительного свойства умножения при  решении уравнений

Применение распределительного свойства умножения при решении задач

Контрольная работа №4  по теме «Умножение»

Коррекция знаний по теме «Умножение». Взаимно обратные числа

Нахождение чисел, обратных данным. Уравнения

Правило деления дробей

Правило деления дробных чисел при решении примеров, задач и уравнений

Деление дробей, решение уравнений и задач на деление и умножение дробей

Применение умножения и деления при решении задач

Простейшие задачи жизненной практики

Контрольная работа №5  по теме «Деление чисел»

Коррекция знаний по теме «Деление чисел». Правило нахождения числа по его дроби

Нахождение дроби от числа и числа по его дроби

Текстовые задачи на нахождение дроби о числа и числа по его дроби

Решение текстовых задач

Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби

Понятие дробного выражения

Действия над обыкновенными дробями

Нахождение значений дробных выражений

Повторение темы «Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения»

Контрольная работа №6  по теме «Умножение и деление чисел»

Отношения и пропорции (21 ч)

Работа над ошибками. Отношение.  Процентное отношение двух чисел

Отношение двух величин и взаимно обратных величин

Отношение двух чисел, двух величин с разными единицами измерения

Задачи на отношения

Решение задач на отношения

Пропорция

Решение задач на пропорцию

Обобщение материала по теме «Отношения и пропорции»

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины

Решение задач с помощью пропорции

Решение задач и уравнений, записанных в виде пропорции

Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции»

Коррекция знаний по теме «Отношения и пропорции». Понятие масштаба. Чтение масштаба

Практическое применение понятия масштаба

Длина окружности и площадь круга

Окружность и её элементы. Формула для нахождения длины окружности по длине её радиуса и по длине её диаметра

Круг и его элементы. Формула для нахождения площади круга

Шар. Сфера. Их элементы

Решение текстовых задач

Контрольная работа №8  по теме «Окружность. Круг. Шар»

Положительные и отрицательные числа (13 ч)

Коррекция знаний по теме «Масштаб. Окружность. Круг». Отрицательные числа на  координатной прямой

Обозначение рациональных чисел на координатной прямой

Построение точек на координатной прямой

Числа, противоположные данным.

Понятия целых, противоположных и взаимно обратных чисел. Уравнения

Понятие модуля

Нахождение значений выражений, содержащих модуль. Уравнения

Правила сравнения положительных и отрицательных чисел

Сравнение рациональных чисел

Решение упражнений на сравнение натуральных чисел

Понятие «изменение величины»

Решение упражнений на изменение величин

Контрольная работа №9  по теме «Положительные и отрицательные числа»

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч)

Коррекция знаний по теме «Положительные и отрицательные числа». Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой

Решение упражнений по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой»

Правило сложения отрицательных чисел

Сложение отрицательных чисел

Правило сложения чисел с разными знаками

Сложение чисел с разными знаками

Решение упражнений по теме «Сложение чисел с разными знаками»

Правило вычитания положительных и отрицательных чисел

Вычитание положительных и отрицательных чисел

Решение задач по теме «Вычитание положительных и отрицательных чисел»

Контрольная работа №10  по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч)

Правило умножения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Умножение чисел с разными знаками

Свойства умножения при умножении чисел с разными знаками

Правило деления двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Деление двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Решение упражнений по теме «Деление положительных и отрицательных чисел»

Понятие рационального числа

Запись рационального числа

Контрольная работа №11  по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

Свойства сложения и умножения

Свойства действий с рациональными числами

Действия с положительными и отрицательными числами

Решение уравнений (15 ч)

Правило раскрытия скобок

Раскрытие скобок при упрощении выражений

Обобщающее повторение по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»

Коэффициент

Коэффициент при упрощении выражений

Упрощение выражений, содержащих коэффициенты

Подобные слагаемые

Приведение подобных слагаемых. Решение уравнений

Задачи, решаемые с помощью уравнений

Контрольная работа №12  по теме «Подобные слагаемые»

Коррекция знаний по теме «Подобные слагаемые». Корень уравнения

Линейное уравнение

Текстовые задачи, решаемые с помощью уравнений

Решение задач с помощью уравнений

Контрольная работа №13  по теме «Решение уравнений»

Координаты на плоскости (13 ч)

Коррекция знаний по теме «Решение уравнений». Перпендикулярные прямые, отрезки и лучи. Их построения

Построение перпендикулярных прямых

Параллельные прямые, отрезки и лучи. Их построения

Расположение прямых на плоскости

Система координат. Координатная плоскость. Координаты точек. Абсциссы. Ординаты

Построение точек в координатной плоскости

Решение упражнений на построение координатной плоскости

Понятие столбчатых и круговых диаграмм. Чтение диаграмм

Построение столбчатых и круговых диаграмм.

Графики. Чтение графиков

Построение и чтение графиков

Решение упражнений по теме «Графики»

Контрольная работа №14  по теме «Координаты на плоскости»

Итоговое повторение курса (13 ч)

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

Отношения и пропорции. Задачи на проценты.

Отношения и пропорции. Задачи на проценты.

Решение задач на проценты

Положительные и отрицательные числа.

Действия с положительными и отрицательными числами

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

Сложение и вычитание отрицательных чисел

Сложение и вычитание чисел с разными знаками

Умножение и деление  отрицательных чисел.

Умножение и деление чисел с разными знаками

Решение уравнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5-6 классы. ФГОС

Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС  ООО)с уче...

Рабочая программа по математике 5-6 класс ФГОС

  Краснодарский край  Выселковский район  станица Выселки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя бщеобразовательная школа № 2 имени И...

рабочая программа по математике 5 класс Виленкин ФГОС

Пояснительная запискаДанная рабочая программа по математике разработана на основе:1.      Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по математике 5 класс по ФГОС

Рабочая программа расссчитана на 204 часа (6 часов в неделю) по новым ФГОС...

Рабочая программа по математике 6 класс по ФГОС (учебник С.М.Никольский)

Почасовая рабочая программа на год ( 5часов+1школьный компонент)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 6 класса (ФГОС).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕдля 6 Б класса (ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 6 класса (ФГОС).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕдля 6 Б класса (ФГОС)...