Наглядность как средство формирования системности знаний учащихся
статья по математике

Эйхгорн Елена Владимировна
Всякая мысль, прежде чем обрести словесное оформление, проходит через этапы первой сигнальной системы. Обработка информации начинается еще до поступления в мозг. Хороший учитель, встретившись со случаем непонимания учащимися изучаемого материала, всячески пытается упростить объяснение. И нередко понимание сути наступает с восприятием удачной формы записи или иллюстрации, т.е. сразу на низшем уровне, до перекодировки в слова. В статье приводятся примеры таких удачных "подмен" и аргументы в их защиту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядность как средство формирования системности знаний учащихся

Эйхгорн Елена Владимировна, учитель математики
школа №53 Приморского района Снкт-Петербурга

Очевидно то, что очам видно.

Человеческий мозг перерабатывает информацию двумя сигнальными системами: доречевой (общей у человека и животных) и посредством слов и речи.

Всякая мысль, прежде чем обрести словесное оформление, проходит через этапы первой сигнальной системы. Установлено, что переработка информации начинается еще до поступления в мозг. Например, селекция зрительной информации начинается уже в сетчатке глаза. Кроме того, мозг человека перерабатывает информацию этажной системой кодов: код звуков и знаков → код слов → код фраз → код смысла. Поэтому, встретившись со случаем непонимания учащимися изучаемого материала, мы всячески пытаемся упростить объяснение. И нередко понимание сути наступает с восприятием удачной формы записи или иллюстрации, т.е. сразу на низшем уровне, до перекодировки в слова. Например, сравним записи:

2*3=6

2

*3=6

2*4=8

*4=8

2*5=10

*5=10

2*6=12

*6=12

Успешность обучения обеспечивается разгрузкой «перегруженных» верхних уровней и догрузкой «недогруженных» нижних. В математике трудно назвать раздел, при изучении которого нельзя было бы улучшить информационные детали низших уровней. В идеале математические иллюстрации (рисунки, схемы, символы, графики и т.п.) должны быть осмысленной цветной картинкой. При этом важно следить за тем, чтобы наглядность не была излишней или неполной.

Например:

  1. Три медианы треугольника АВС логично обозначать АА1, ВВ1, СС1, т.к. индексы автоматически указывают на взаимное соответствие элементов записи.
  2. an ∙ am = an + m
    a
    n : am = an  - m 
  3.  (a ± b)(a2   ab+b2)

В примерах 2 и 3 использовано противопоставление.

Есть смысл смелее использовать сдвоенные правила, формулы, графики, т.к. зрительное восприятие пары графиков или пары формул – толчок к последующей серии противопоставлений вплоть до высшего кода.

  1. Сравнивая графики взаимно обратных функций  и   внимательным зрительным анализом, можно получить много важных соответствий.

        

  1. Полезно использовать свернутые формы сходных или контрастных суждений:
  1. Если при увеличении значения одной величины в несколько раз значение другой   во столько же раз, то эти величины называются    пропорциональными.
  2. График    функции располагается .
  1. Льюис Кэрролл предлагал синус и косинус не записывать тремя буквами, а обозначать специальными знаками – соответственно ориентированными полукругами: проекция окружности, дающая значения синуса, перемещается по вертикальной оси, а проекция окружности, дающая значения косинуса, перемещается по горизонтальной оси.
            
  2. Неудобно для многократной записи рукой и изображение вектора стрелкой, которое требует четырех движений пера. Не лучше ли условиться вектор обозначать просто чертой, поставленной над буквой?
     
  3. В одной и той же системе координат разумно выполнять построение графиков семейства усложняющихся функций:

        

Исключительно важно устранять неудачные обозначения, т.к. они приводят к неверным связям в мышлении. Подсознание работает так: обозначения разные, следовательно, различные понятия; обозначения совпадают, следовательно, понятия тождественны. На эти «мелочи» нельзя не обращать внимания. Например, нуль-число обозначаем 0, а нуль-вектор обозначаем  . Тогда не будет путаницы при умножении:

Так как мышление учащегося опирается на видение, то часто удобно использовать аббревиатуры. Например, чтобы добиться абсолютного различения трех признаков равенства/подобия треугольников, обозначим каждый признак аббревиатурами слов «сторона» (С) и «угол» (У), причем уместно воспользоваться ассоциативным родством номера признака с числом сторон треугольника.

Номер признака

1

2

3

равенства треугольников

УСУ

СУС

ССС

подобия треугольников

УУ

СУС

ССС

В символической записи важно добиваться наибольшей наглядности. Сравните две записи:
(a > c) ↔ (ab > cb),  b > 0                и         

a   >   c

b>0

ab  >  cb

Вторая запись по сравнению с первой имеет несколько преимуществ:

  1. В первой 16 знаков, во второй 13 знаков;
  2. Первое записано в строчку, второе – компактно, поэтому легче воспринимается сетчаткой глаза;
  3. Второе обладает симметрией в записи (информация считывается не только по строкам, но и по столбцам);
  4. Раздвоение знака равносильности во второй записи непосредственно указывает на наличие двух теорем (две противоположно направленные стрелки информативнее одной двусторонней стрелки).

Лучшему усвоению также благоприятствует расположение связанных утверждений в двух параллельных столбцах, друг против друга. То, что зрительно располагается рядом, легче противопоставить и связать логически, словесно.

Рассмотрим две взаимно обратные теоремы.

Свойство параллелограмма

Признак параллелограмма

Если четырехугольник является параллелограммом, то его противоположные углы равны.

Если в четырехугольнике противоположные углы равны, то он является параллелограммом.

Прямая теорема

Обратная теорема

Дано: AB, BC

Дано:

Доказать:

Доказать: AB, BC

Может здесь выгодно перейти к еще более емкой, насыщенной совместной записи обеих теорем:

Считаю, что вообще есть смысл записывать прямые и обратные теоремы и задачи рядом на одном листе.

При первой встрече с противоположными правилами ученик ищет опору в сигнальных подкреплениях смысловых связей. Так, затрудняясь сформулировать правила умножения и деления дробей, ученик говорит: «Умножить – так (производит рукой два параллельных горизонтальных движения), разделить – так (производит рукой в воздухе два движения крест-накрест).


        Изучив теорему Пифагора и соответствующие формулы для косоугольных треугольников, хорошо свести эти теоремы к триединой емкой записи:

При такой записи в одной формуле отражены шесть теорем.

Замена записей даже традиционных теорем, формуле и т.п.  более удобными для восприятия дает заметное улучшение полноты представления, способствует формированию системности знаний.

Рассмотрим еще один пример. Обычно теорему синусов записывают так:

Но ведь лишь совместное рассмотрение треугольника и описанной около него окружности способствовало возникновению тригонометрии:

Однако и эта запись не обладает предельной наглядностью. Более информативно следующее оформление этого соотношения:

Иногда полезно объединять в одной записи тематически не связанные суждения. Например:

Что же в этих правилах общего? В них нет совпадающих тематических моментов, но общих «механический» легко угадывается: в результате каждой операции средний (повторяющийся) элемент выпадает.

Часто при изучении нового правила полезно указывать на наличие внешней аналогии с каким-нибудь правилом изученным ранее.

Вывод: использование при подаче математической информации двух кодов, словесного и визуального (рисунок), нацеленного на предельную наглядность изучаемого материала, направлено на лучшее усвоение изучаемого объекта учащимися. Хороший урок математики не только и не столько рассказывается, а запечатлевается в памяти ребенка цветной картинкой, показанной на доске или экране и перенесенной ребенком в свою тетрадь. Эта картинка заставляет активнее работать правое полушарие мозге, корректировать логико-знаковый код, формируемый левым полушарием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ"

«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».  ...

Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения.

Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку  как основа развивающего обучения    Так учит учитель.   ...

Педагогический совет на тему: "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией)

Педагогический совет на тему:  "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией, рефлексией, выпиской из Протокола)...

Работа с видеоматериалами как средство формирования методологических знаний учащихся на уроках биологии

Видеоматериалы бывают очень разными, их можно браь\ть из интернета, заимствовать у знакомых, а можно создавать самим вместе с учениками. У меня огромная видеотека, которую я создавала много лет и с ко...

Системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания

В статье рассматривается системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания. Анализируются два различных вида организации урочного и внеурочного занятия (комбинированны...