Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения.
статья по русскому языку по теме

 

Методика формирования

системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку  как основа развивающего обучения 

 

Так учит учитель.

 

     Творческий поиск и осмысление новых форм и методов обучения русскому языку: изучение программного материала блоками, составление опорных конспектов, обобщающих таблиц, личностно-ориентированный подход к обучению русскому языку и литературе, новые формы контроля и учета ЗУН учащихся – вот далеко не полный перечень методов работы учительницы русского языка и литературы, которые способствуют пробуждению творческой активности учащихся, развитию их способностей мыслить самостоятельно, формированию эмоциональной восприимчивости и интеллектуальному развитию.

       Новый подход к обучению русскому языку позволяет учительнице проходить программу с опережением. Анализируя работы по развитию речи, она выявляет степень усвоения лексики, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации, что помогает ей точно определить, к восприятию чего ребята уже подготовлены.

      Уже в 5 классе Нафисет Абдулаховна дает понятие сложного предложения – союзного и бессоюзного, сложносочиненного и сложноподчиненного.

      В 6 классе при изучении темы «Местоимение» учащиеся работают над указательными словами сложноподчиненного предложения.  

      В 7 классе изучаются союзы и союзные слова.

      В 8 классе обобщается весь этот материал и отрабатываются практические умения и навыки.

      Таким образом, к моменту изучения сложноподчиненного предложения в 9 классе ребята уже подготовлены к восприятию нового материала на уровне обобщения. 

 

image

 

Урок русского языка в 9 классе по новой технологии.

(учитель Биштова Н.А.)

      Достаточно учителю вывесить плакат с опорным конспектом, где имеются известные учащимся условие обозначения, ребята без затруднения дают исчерпывающую информацию о сложноподчиненном предложении.

      Работа над составлением предложений и связных высказываний с широким использованием прилагательных и наречий привела к необходимости изучать ряд тем с опережением.

      В 5 классе ученики Нафисет Абдулаховны полностью осваивают тему «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, существительных и наречий. В этом же классе изучается правописание букв О и А на конце наречий, частиц –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- с неопределенными наречиями.

    Включение программного материала из вышестоящих классов по принципу удовлетворения потребностей учащихся в грамотном оформлении письменной речи способствует повышению качества ЗУН учащихся, развитию их творческих способностей.

      Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? Успешному решению этих задач способствуют новые формы организации урока: уроки-мастерские!

      На таких уроках учащиеся свободно передвигаются, работают в одиночестве, парами, группами. Она направляет, помогает, ведет их к открытию. На них дети группируют орфограммы: мастерская «О и Е после шипящих и Ц», мастерская «Я упрощаю правило: НЕ с разными частями речи», «Школа мысли». Цель таких уроков: научиться систематизировать, суммировать полученные знания, составлять обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы.

      В какой бы форме она не проводила урок, главное на нем – это спокойные и уверенные ученики, которые высказываются свободно и смело, умело говорить по существу и говорят хорошо. Они очень похожи на свою учительницу, неотделимы от нее.

      Особенностью работы Нафисет Абдулаховны является введение в процессе обучения русскому языку системного подхода к формированию общеучебных и специальных умений и навыков. Она разработала соответствующую методику, которая создает условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечивает повышение качества ЗУН учащихся.

      Так, в начале учебного года она проводит стартовые работы с целью не только проверить знания, но и отследить степень сформированности ОУСУН за предыдущий учебный год. Затем она проводит оценку уровня обученности по предмету по результатам полугодия и года.

      На следующем этапе она определяет уровень владения мыслительными навыками в виде контрольных срезов по пяти мыслительным ОУСУН:

  • анализ;
  • сравнение;
  • синтез;
  • логика;
  • вывод;

      Здесь она выявляет необходимые формы и методы работы на уроках для формирования навыков мыслительной деятельности и оценивает динамику роста уровня владения навыками по отношению к предыдущему году.

      После этого еще раз в конце марта проводит определение уровня учебных возможностей (обучаемости) на уроках по методике: 5 вопросов разного уровня после объяснения нового материала и первичного его закрепления и уровня ОУСУН по результатам наблюдения по следующим параметрам:

  • смысловое чтение;
  • устная речь;
  • работа с информацией;
  • сам выполняет задания;
  • сам ведет тетрадь;
  • умеет работать в группе и паре;
  • умеет сам себя проверить;
  • адекватен в самооценке.

      Эту работу она проводит с целью оценивания изменения уровня учебных возможностей учащихся на уроках и определения умений в организации и методическом оснащении уроков для данного класса и конкретных учащихся.

      И, наконец, в конце учебного года она проводит оценку уровня обученностии  сформированности ОУСУН по предмету по результатам IIполугодия и годовым отметкам. Это помогает оценить соответствие своих педагогических приемов, методик, технологий по русскому языку основной задаче образовательного процесса обеспечить условия для развития детей.

      Качество ЗУН учащихся составляет 80%, СОУ – 85%.

      У Нафисет Абдулаховны нет и не может быть застывших форм ведения урока, раз и навсегда принятых методов и приемов обучения. Она всегда в поиске. Казалось бы за 37 лет работы в школе уже все испробовано, все оценено, все найдено. Но Нафисет Абдулаховна Биштова не удовлетворена. Она ищет новые пути общения с классом, обеспечивающие большую самостоятельность учащихся, дающие возможность вооружить школьников навыками творческой исследовательской работы.

     Свой богатый опыт Н.А.Биштова щедро распространяет среди учителей района, давая открытые уроки, оказывая помощь консультациями, особенно своим бывшим ученикам, теперь ее коллегам, которым она привила любовь к русскому языку.

     Она не только умелый педагог, но и хороший наставник. Благодаря выработанной программе помощи каждому учителю в виде методического сервиса, 50% учителей коллектива имеют высшую квалификационную категорию, 30%  - первую квалификационную категорию.

      Внедрены в практику работы педагогического коллектива такие технологии Нафисет Абдулаховны, как «Вовлечение учащихся в управление учебным процессом», «Личностно ориентированный подход к организации современного урока», «Зачетная система контроля и учета ЗУН учащихся», «Блочное изучение учебного материала».

      Учителя уважают и любят ее. «Нафисет Абдулаховна, - говорят ее коллеги, - человек большой души, советчик и друг. Она умеет дорожить учителем и вообще человеком, умеет видеть в каждом человеке хорошее и поддержать это в нем. Мастер – педагог. Ее уроки всегда интересны и поучительны. А главное в ней – человечность, доброта, благородство, подкупающая скромность…»

      Много у Нафисет Абдулаховны было учеников. Они ушли из школы, но живут в памяти учительницы и пишут, и приходят они к ней. Они помнят ее прекрасные уроки, справедливые оценки, ее добрый пример. А нынешние школьники с уважением и теплотой называют ее «наша Нафисет Абдулаховна». И есть за что любить. Нафисет Абдулаховна обладает талантом быть человеком. Встретишь ее, поговоришь с ней, потом чувствуешь себя обновленным, будто прикоснулся душой к прекрасному.

 

Заведующая РМК

управления образования

администрации МО

«Шовгеновский район»                                              Беданокова Н.К.

  

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход как основа развивающего обучения

В статье рассматриваются  методы работы с текстовым материалом и иллюстрациями учебника....

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...

Формирование системности знаний в процессе непрерывного повторения

Поставлена задача формирования целостной системы знаний с пониманием причинн-следственных связей для активного использования, рассмотрены виды повторения, приведены примеры из курса алгебры 7-9 классо...

Наглядность как средство формирования системности знаний учащихся

Всякая мысль, прежде чем обрести словесное оформление, проходит через этапы первой сигнальной системы. Обработка информации начинается еще до поступления в мозг. Хороший учитель, встретившись со случа...