Формирование системности знаний в процессе непрерывного повторения
статья (7, 8, 9 класс) по теме

Хольшева Ирина Юрьевна

Поставлена задача формирования целостной системы знаний с пониманием причинн-следственных связей для активного использования, рассмотрены виды повторения, приведены примеры из курса алгебры 7-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системности знаний в процессе непрерывного повторения.

     Все мы на собственной шкуре ощущаем  стремительный темп современной жизни.  Нашим ученикам необходимы прежде всего активные знания: не просто сгусток информации, а умение им пользоваться в нужный момент. Кроме того, они должны быть готовы к постоянному обновлению, преобразованию и развитию  своих знаний. Этому надо учить, что в полной мере соответствует концепции новых образовательных стандартов.

     Из последних научных данных мозг подростка, увы, не способен к самостоятельному системному мышлению. В 2011 году в нашей стране была издана  книга Барбары Страук «Тайны мозга взрослого человека» - размыщления, основанные на исследованиях мозга людей всех возрастов. К сожалению, книга, всецело посвященная мозгу подростка, пока не переведена на русский язык. Мой собственный опыт подтверждает данную точку зрения. Например, сейчас я работаю в 9 классе, где каждый год менялись учителя математики. Больше половины учеников от природы имеют хорошие способности, среди них - весьма прилежные и ответственные. Вроде бы знания есть, но они  свалены в кучу без понимания взаимосвязей, в результате в головах – свалка бесполезной, тающей во времени информации.

     Итак, задача учителя – сформировать в умах учеников целостную систему знаний с пониманием причинно-следственных связей для активного их использования. Один из путей достижения цели – организация системы непрерывного повторения.

     В педагогической литературе существуют различные классификации видов повторения

  1. По временному признаку: в начале учебного года, в течение всего учебного года, после окончания отдельных тем и разделов, в конце учебного года.
  2. По основной дидактической цели: опорное, первично-закрепляющее, предупреждающее, корректирующее, углубляющее, обобщающе-систематизирующее.
  3. По частоте использования: эпизодическое, периодическое, регулярное.
  4. По месту в процессе усвоения: предшествующее, сопутствующее, заключительное.

     Остановимся на последнем и выделим повторение, предшествующее и сопутствующее изучению нового материала. Этот вид повторения призван восстановить в памяти ученика те знания, которые входят в содержание вновь изучаемого, а также сравнить, сопоставить и установить логические связи между ранее пройденным и новым материалом.

К.Д. Ушинский писал: «Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов,… другого пути для понимания нет». Рассмотрим пример. Перед изучением темы «Неравенства» в 8 классе следует повторить линейные уравнения: определение линейных уравнений, свойства верных равенств и следствия из них. Тут же продолжаем формировать навык устного решения линейных уравнений, в том числе, с переносом слагаемых, содержащих неизвестное, в правую часть. Далее рассматриваются определение линейного неравенства, свойства верных неравенств и следствия из них, продолжаем формировать навык устного решения линейных неравенств, в том числе, тренируя умение читать неравенства справа налево. В результате учащиеся должны уметь отвечать на вопросы: чем похожи и чем отличаются линейные уравнения и неравенства, а также способы их решения. Понимать, почему мы решаем линейные неравенства аналогично линейным уравнениям.

Перед изучением квадратных неравенств, следует сравнить поведение линейной и квадратичной функций, установить принципиальное различие и подвести учащихся к выводу о невозможности решения квадратных неравенств, аналогично линейным.  

     Перейдем к заключительному повторению, следующему за изучением нового      материала и направленному на систематизацию и обобщение полученных знаний с целью их дальнейшего эффективного использования. Рассмотрим пример. После изучения темы «Степенная функция» в 9 классе полезно выполнить сравнительный анализ степенных функций, ответить на вопросы: «При каких значениях x определены все степенные функции?», «Через какую точку проходит график любой степенной функции?». Задание для сильных учащихся: «Попробуйте обобщить материал и определить значения показателя степени p для каждого эскиза графика»,  для слабых учащихся – «Поставьте соответствие между значением показателя степени p и эскизом графика степенной функции». Подобные таблицы и схемы при обобщающем повторении выступают в качестве модели структуры материала в сознании ученика, а также играют роль средства усвоения результатов обобщений.

     Я сторонник целенаправленного системообразующего повторения. В качестве примера рассмотрим модель непрерывного повторения по теме «Степень»: изучение степени с натуральным показателем в 7 классе; предшествующее повторение понятия в 8 классе, перехол к действию, обратному возведению в квадрат  -  арифметическому квадратному корню; затем предшествующее повторение свойств степени с натуральным показателем и свойств арифметического квадратного корня в 9 классе, сравнительный обобщающий анализ свойств степени с натуральным показателем, рациональным показателем, свойств арифметического корня натуральной степени при обобщающем повторении. Практически по каждой теме в курсе алгебры 7-9 классов возможно организовать сквозное повторение.

     В заключение, хочу еще раз подчеркнуть:  активное повторение через преобразование, изменение, обобщение ранее известного ведет к постижению связей и переходов между материалом, усвоенным в разное время, и создает целостную систему знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения.

Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку  как основа развивающего обучения    Так учит учитель.   ...

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Организация деятельности учащихся, обеспечивающая формирование умения структурирования знания в процессе решения задач по теме «Площади фигур» в 8 классе.

Данный проект содержит систему трех задач по геометрии: олимпиадная, практико-ориентированная, исследовательская. Для каждой задачи составлена технологическая карта работы над задачей....

Наглядность как средство формирования системности знаний учащихся

Всякая мысль, прежде чем обрести словесное оформление, проходит через этапы первой сигнальной системы. Обработка информации начинается еще до поступления в мозг. Хороший учитель, встретившись со случа...

Управление процессом формирование новых знаний на примере урока математики

В статье рассматриваются различные формы работы с образовательным порталом «Решу ЕГЭ» на уроках математики в старших классах, даны методические рекомендации по организации самостоятельной ...

Системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания

В статье рассматривается системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания. Анализируются два различных вида организации урочного и внеурочного занятия (комбинированны...