Деятельностный подход как основа развивающего обучения
статья по физике (10 класс) на тему

В статье рассматриваются  методы работы с текстовым материалом и иллюстрациями учебника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход как основа развивающего обучения

при работе с учебным текстом  на уроке физики.

           Развивающее обучение – формирование учебной деятельности, т.к. именно действия приводят к стойким знаниям. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет образовательный процесс в целях развития его личности.  Деятельностный подход предполагает переход от объяснения учителем нового знания к организации «открытия» его обучающимися, подборе таких средств, которые позволят им  выполнить запланированные действия на основе взаимодействия с учителем. Задача – научить самостоятельно приобретать и углублять знания, связана, в частности, с правильной и умелой работой обучающихся с книгой. Чтобы  владеть соответствующими навыками, необходима работа с учебником и прежде всего на уроке.

          Элементы знания, которые изучаются в курсе физики,- это понятия о физических объектах, физических явлениях, физических величинах; физические законы; научные факты; физические теории; измерительные приборы и технические устройства. Каждому элементу знания могут быть применимы три вида деятельности: «создание» знания; распознавание ситуаций, соответствующих знанию; воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.

          В качестве общего приема работы с параграфами учебника обучающимся предлагаются задания на выделение в тексте физических объектов (явлений) и средств их описания, методов познания. Какие научные знания встречаются в тексте параграфа? С какими видами научного знания вы познакомились? Что является основным объектом исследования в данном  параграфе? Какие явления описаны в параграфе? Какие средства описания используются в тексте параграфа? Какие научные факты можно выделить на основе опытов, описанных в параграфе? Какие методы познания используются в тексте параграфа? Какие выводы можно проверить экспериментально? Где эти выводы применяются на практике?      С какой целью здесь используется экспериментальный подход? Свои предположения проверьте аргументами текста учебника. Найдите и выпишите  предложения, в которых раскрываются причины и следствия изучаемых явлений. Какой опыт дал исходные факты для формулировки закона?

        Для  обеспечения более глубокого понимания изучаемого материала важное  значение  имеет обучение работе с рисунками. Современные школьные учебники  хорошо иллюстрированы, обеспечивают хорошую наглядность изучаемых законов и явлений. В условиях, когда учебное заведение не всегда имеет все необходимое демонстрационное и лабораторное оборудование, работа с  учебником, рисунками, чертежами приобретает важное  значение, так как обеспечение наглядности одно из основных требований при изучении физики. К средствам визуальной наглядности относятся не только сами предметы, но и их изображения – рисунки, которые могут быть выполнены в схематизированном (упрощенном) или символическом (упрощенном) виде, который отображает функцию предмета, т.е. служит своеобразным понятием. Рисунки особенно необходимы, когда объекты недоступны  непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. В этом случае система графических обозначений может взять на себя функцию языка. Не лишним будет обращение к рисунку, если явление показано в «натуральном» виде, т.к. это приучает к выделениию в предметах и явлениях существенных признаков. Рисунки играют большую роль в формировании образов, которые лежат в основе представлений учащихся об основных физических явлениях и обеспечивают более глубокое понимание изучаемого материала, что является основой активизации их познавательной деятельности.

         Необходимо приучать учащихся при чтении текста обращаться к рисунку, чертежу. С этой целью полезно чаще задавать вопросы: «Что изображено на рисунке?»,  «Что говорится об этом рисунке в тексте?», «Как отражено на рисунке то изменение с телом, которое описывается в тексте учебника?» и т.д. Обращение  внимания учащихся на рисунок учебника, задание на составление рисунка и текста приводят к тому, что учащиеся начинают видеть в них дополнительную информацию и, изучая текст учебника, одновременно работают с его иллюстрациями. Вырабатывается необходимый навык работы с книгой. Это позволяет усложнять задания на основе работы с рисунками, включить учащихся в выполнение операций анализа, сравнения, обобщения.

Пример заданий.

          Пользуясь оглавлением, найдите параграф, в котором говорится о силе тяжести. Прочитайте текст параграфа и выполните задания. Возможен выбор из нескольких ответов.

         1.Какие научные физические знания встречаются в тексте параграфа?     А.Понятие о силе тяжести. Б.Рисунки в тексте параграфа.  В.Закон всемирного тяготения.  Г.Ньютон- английский ученый, доказавший закон.  

       2. Какие явления описаны в параграфе?                                      А.Взаимодействие Земли с Луной.  Б.Диффузия.  В.Свободное падение мяча.  Г.Равномерное движение мяча.

       3.Какие научные факты можно выделить на основе опытов с мячом?     А.Брошенный мяч всегда летит вверх.  Б.Траектория мяча, брошенного горизонтально, - кривая линия.  Г.Мяч всегда падает на Землю.                       Г. При падении мяч изменяет свои размеры.

       4. Составьте рассказ о явлении тяготения по следующему плану:

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия, при которых протекает явление.
  3. Определение явления.
  4. Связь данного явления с другими.
  5. Использование явления на практике.
  6. Определите сходство и различие силы тяжести и  веса тела (используйте тексты других параграфов).

      В результате целенаправленной работы с учебным текстом учащиеся самостоятельно приобретают и углубляют знания.