Урок на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Немировская Наталья Владимировна

Тип урока.  Урок закрепления знаний. Игровой урок.

 

Цели урока:

 

  • образовательные – формировать навык сложения и вычитания десятичных дробей, повторить и закрепить изученный материал в процессе решения задач.
  • развивающие - развивать память, вычислительные навыки, мышление и математическую речь.
  • воспитательные – прививать умение сотрудничества, работы в группах, умение слушать товарища, взаимопомощь, самостоятельность.

Задачи:

  • повторить и закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;
  • повторить и закрепить алгоритм сравнения десятичных дробей поразрядно.

 

 

Оборудование урока:

Карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, плакаты с цифрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Учитель: Немировская Н.В.

                                                                       Учебник: Математика 5 класс Виленкин Н.Я.,

Жохов В.И.

Тип урока.  Урок закрепления знаний. Игровой урок.

Цели урока:

  • образовательные – формировать навык сложения и вычитания десятичных дробей, повторить и закрепить изученный материал в процессе решения задач.
  • развивающие - развивать память, вычислительные навыки, мышление и математическую речь.
  • воспитательные – прививать умение сотрудничества, работы в группах, умение слушать товарища, взаимопомощь, самостоятельность.

Задачи:

  • повторить и закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;
  • повторить и закрепить алгоритм сравнения десятичных дробей поразрядно.

Оборудование урока:

Карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, плакаты с цифрами.

Ход урока

  1. Приветствие учителя

Здравствуйте ребята! Начнём наш урок математики… со стихотворения. Да-да, я хотела бы вам прочитать стихотворения Владимира Лифшица. Оно называется «Три десятых».

             

              Это кто

              Из портфеля

              Швыряет в досаде

              Ненавистный задачник,

              Пенал и тетради

              И сует свой дневник,

              Не краснея при этом,

              Под дубовый буфет,

              Чтоб лежал под буфетом?..

              Познакомьтесь, пожалуйста:

              Костя Жигалин.

              Жертва вечных придирок,—

              Он снова провален

              В чем причина

              Обиды его и досады?

              Что ответ не сошелся

              Лишь на три десятых!

              И к нему, безусловно,

              Придирается

              Строгая

              Марья Петровна.

              Три десятых...

              Скажи про такую ошибку

              И, пожалуй, на лицах

              Увидишь улыбку.

              Три десятых...

              И все же об этой ошибке

              Я прошу вас

              Послушать меня

              Без улыбки...

             

             Если б, строя ваш дом,

             Тот, в котором живете,

              Архитектор

              Немножко

              Ошибся

              В расчете,—

              Что б случилось,

              Ты знаешь ли, Костя Жигалин?

              Этот дом

              Превратился бы

              В груду развалин!

               Три десятых —

              И стены

              Возводятся

              Косо.

              Три десятых —

              И рухнут

              Вагоны

              С откоса.

              Ошибись

              Только нА три десятых

              АптЕка,—

              Станет ядом лекарство,

              Убьет человека!

              Ты подумай об этом,

              Мой друг, хладнокровно,

              И скажи —

              Не права ль была

              Марья Петровна?

Тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Нашей целью является повторение и закрепление алгоритма сложения, вычитания в столбик и поразрядного сравнения десятичных дробей.

       2. Устный счёт «Первая парта» (5 мин)

Устный счёт сегодня будем выполнять парами. Первая пара, угадавшая кодовое слово получит отличную оценку. На листочках с заданиями даны примеры для устного счёта и варианты ответа под буквами. Обведите буквы с верными ответами и составьте из них слово. Пара, составившая слово первой, тянет руку молча, так как задание одно для всех.

  1. Проверка домашнего задания «Плавающая запятая» (10 мин)

Одно из заданий на дом  - повторение названий разрядов десятичных дробей и закрепление умения читать десятичные дроби. Ассистентами назначаются самые быстрые счетоводы и один желающий. Ассистенты становятся в ряд. Каждый из ребят держит по две карточки с цифрами. У нас получилось натуральное число. Какое?

Отлично. А теперь появляется запятая и превращает это натуральное число во что?

Верно, в десятичную дробь. Итак, мы с ребятами таким образом сооружаем различные десятичные дроби, а вы по очереди из читаете.

  1. Математическая эстафета (10 мин)

Прежде чем мы начнём начнётся эстафета по рядам, вспомним правило сложения и вычитания десятичных дробей. Кто готов напомнить, как оно звучит?

Класс делится на три ряда - три команды. Обратите внимание на доску. Каждая команда получает своё число и цепочку вычислений. Нужно её воспроизвести на доске. Подходим к доске по очереди. Каждый участник решает один пример. Побеждает та команда, которая первая и верно выполнит задание.

  1. Математическое домино «Больше – меньше - равно» (7 мин)

Вспомним алгоритм сравнения десятичных дробей поразрядно. Кто может нам напомнить?

Ну а теперь каждый получает карточки больше, меньше и равно. Я на доске записываю цепочку, а вы соединяете предыдущее и последующее числа соответствующим знаком.

  1. Игра «Задача для Кости» (7 мин)

  Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. (А. Эйнштейн) 

Ну а теперь я предлагаю вам придумать задачу с десятичными дробями, которая бы решалась с помощью сложения, вычитания, сравнения десятичных дробей. Но это должна быть не просто задача, а та, которая убедит Костю Жигалина, что важны даже три десятые. От них зависит очень многое.

7. Тест

  1. Домашнее задание (3 мин)
  1. Придумать и записать задачу.
  2. №1256 (ж-и), №1259, №1266, №1267.

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

__________________________

Устный счет

1) 60-36      Н) 36; Т) 24.

2) 75 : 25    О)3;    Е)2.

3) 24 ∙ 3      Ь)72;   У)67.

4) 45 +27    О)72;   В)62.

5) 15∙ 3        Я) 30; Т)45.

6) 72 -14     З) 62;  С) 58.

7) 60:12      Ч) 5;    К) 4.

8) 56 + 14    А)66;  Н)70.

12

34

56

78

90

,,,,

˃

˃

˂

˂

  =

=

  =

=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...