Рабочая программа репетиционного курса "Секреты математики", 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по математике (10 класс)
Рабочая программа репетиционного курса "Секреты математики", 10 класс (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа репетиционного курса "Секреты математики", 10 класс, базовый уровень | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина | |
Рассмотрено на заседании предметной кафедры «__________________________________» Протокол № __ от «__» _________ 2015 г. Заведующая предметной кафедрой ___________________________________ (подпись, фамилия, инициалы) «Согласовано» Заместитель директора ___________________________________ (подпись, фамилия, инициалы) | «Утверждено» Директор _________________________ Т.П. Мишуровская |
Рабочая программа
репетиционного курса «Секреты математики»
10 класс
Составил:
учитель математики
Абкадырова Р.А.
Калининград, 2015
Пояснительная записка
Значение математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие общие цели школьного математического образования:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о значимости математики как части общечеловеческой культуры в развитии цивилизации и в современном обществе
Реализация этих целей на старшей ступени школы дифференцируется в зависимости от направленности интересов ученика. Это позволяет переориентировать систему обучения математике, сделав ее современной и отвечающей новым психолого-педагогическим воззрениям.
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундаментальный характер. Выпускник, изучавший профильный курс, должен не только поступить в вуз, но и учиться дальше, не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами, в том числе связанными со статистикой.
Профильный курс 10 класса социально-гуманитарного и лингвистического профиля рассчитан на 4 урока математики в неделю. Как показал опыт моей работы, этого времени не совсем достаточно для решения основной задачи этого курса: подготовки к поступлению и продолжению образования в вузах, где математика является одним из базовых предметов. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы ученик сам осознавал свой выбор и прилагал максимум усилий к своему самообразованию. Этому может способствовать предлагаемый элективный курс.
Данный элективный курс универсален, его можно проводить как в профильных классах, где математика изучается на профильном уровне, так и в универсальных классах общеобразовательных школ, так как он дополняет и расширяет содержание как базового, так и профильного уровня.
Цель курса: углубление и расширение знаний по математике, развитие логического мышления и познавательного интереса. Решение задач с прикладным содержанием математики.
Развивающая цель:
- развивать математическое, научно-исследовательское, логическое мышление ;
-развивать познавательный интереса к предмету, логическое мышление школьников, знакомить с новыми идеями и методами, относящимися к математическому анализу, выявление их практической значимости;
-формировать способности нестандартно мыслить, проявлять самостоятельность;
-уметь применять способы решения задач в практической деятельности;
-использовать полученные знания и умения в решении прикладных и практических задач;
-прививать и учить навыкам «исследовательской деятельности»
Воспитательная цель:
-формировать интеллектуально-личностные качества одаренных детей, создавая творческий потенциал, способный к конкуренции;
-ориентировать на выбор профессии.
Основные задачи:
- подготовить учащихся к итоговой аттестации;
- подготовить учащихся к поступлению в вуз;
- научить решать нестандартные задачи;
- расширить представления учащихся о математике как науке.
Рабочая программа учебного предмета «Секреты математики» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МАОУ гимназии № 40 на 2014-2015 учебный год.
- Примерной и авторской программы основного общего образования по математике Программы. Математика. 5-6 классы Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г, Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.).
Кроме этого, рабочая программа предмета ориентирована на материалы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
Современные учебники для общеобразовательной школы не позволяют в полном объеме подготовить учащихся для поступления в вузы, особенно технического профиля. Давно не является секретом, что для этого надо вести серьезную подготовку либо с репетитором, либо обучаться на подготовительных курсах при данном вузе. Однако не все родители могут себе это позволить в силу материальных трудностей. Эту проблему можно решить в стенах родной школы.
Принцип построения программы: от простого к сложному. Применяется технология модульного обучения. Особенностью является то, что больше времени учащиеся работают в группах, где обязательно есть более сильный ученик. По мере необходимости состав групп может меняться в соответствии с интересами и запросами учащихся.
Особенности: большую роль в обучении должны сыграть современные информационные технологии и информационные системы. Учащимся будут предложены разные формы познавательной и исследовательской деятельности, итогом которых станет образовательный продукт: доклад, реферат, проект, публикация.
Планируемые результаты:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложениях в будущей профессиональной деятельности;
- овладение навыками компетентности личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в социально- трудовой и бытовой сфере;
- формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения находить, формулировать и решать проблемы.
Система оценки достижений учащихся: административной проверки материала курса не предполагается. Соответствующие задания могут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамены, но только в качестве дополнительных заданий. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может стать защита реферата, проекта, создание публикации.
Список используемой литературы
1. Алексеев И. Г. Математика. Подготовка к ЕГЭ: Учебно–методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2004, 112 с.
2. Бродский И. Л. Решение экзаменационных заданий повышенной сложности по алгебре и началам анализа за курс средней школы: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001, 72 с. (Методическая библиотека).
3. Виленкин Н. Я. И др. Алгебра: Учебное пособие для 9-10 классов средних школ с математической специализацией.- 2-е изд., М.: «Просвещение», 1972, 302 стр.
4. Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс Б) за курс средней школы. 11 класс: Экспериментальное пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001, 160 с.: ил.
5. Зорин В. В. Пособие по математике для поступающих в вузы. – 2-е изд., М.: «Высшая школа», 1969, 264 с.
6. Перегудов А. Б. и др. Математика. Материалы для подготовки к вступительному компьютерному экзамену в СГТУ: Учебное пособие. Саратов: саратовский гос. Техн. Ун-т, 2004, 88 с.
7. Письменный Д. Т. Готовимся к письменному экзамену по математике. – 5-е изд., испр. и доп.- М.6 Рольф, 1999. – 288 с. с ил.- (Домашний репетитор)
8. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учебное пособие/ В.К. Егерев и др.; Под ред. М.И. Сканави. – 6-е изд., стер. – М.6 Высш. шк., 1993, 528 с.: ил.
9. Студенецкая В. Н., Гребнева З. С. Решение задач и выполнение заданий с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 1.- Волгоград: Учитель, 2003, 105 с.
10. Сухоруков В. И. и др. Математика для поступающих в БГПИ/ сборник конкурсных задач. – Балашов: Издательство БГПИ, 1995, 112 с.
№п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата |
Рациональные уравнения и неравенства (9ч) | |||||
1. | Разложение на множители. | Систематизировать и обобщить знания, полученные в основной школе. Продолжить формирование навыков разложения многочлена на множители. | Знать формулы разложения на множители. Уметь использовать их при решении задач в нестандартных ситуациях | Беседа, фронтальная работа | |
2. | Подстановки при решении рациональных уравнений. | Систематизировать и обобщить знания, полученные в основной школе. Продолжить формирование навыков использования методов подстановки и подбора при решении рациональных уравнений. | Знать определение рационального уравнения, знать основные методы решения рациональных уравнений: 1) простейший( путем обычных упрощений), 2)группировка, 3) подстановка;4) подбор | Беседа, фронтальная работа | |
3. | Подстановки при решении рациональных уравнений | Самостоятельное решение конкурсных задач | |||
4. | Деление многочлена на многочлен. | Систематизировать и обобщить знания по теме многочлены, рассказать правило деления многочлена на многочлен | Знать определение многочлена, степени многочлена, уметь находить значение многочлена, знать правило деления многочлена на многочлен | Беседа, фронтальная работа | |
5. | Рациональные корни многочлена | Корень многочлена, целые корни многочлена, схема Горнера, теорема Безу. | Знать какое число называется корнем многочлена, уметь находить целые корни многочлена,, знать теорему о рациональных корнях многочлена, уметь применять теорему Безу и схему Горнера при разложении на множители | Беседа, фронтальная работа | |
6. | Искусственные приемы при решении рациональных уравнений (выделение полного квадрата, однородные уравнения, использование монотонности функции, сравнение множеств значений). | Сформировать навык нестандартного подхода к решению рациональных уравнений. | Знать: 1) метод выделения полного квадрата; 2) метод решения однородных уравнений; 3) метод использования монотонности функции; 4) метод сравнений множеств значений (метод оценки) | Беседа, фронтальная работа | |
7. | Рациональные уравнения с модулем. | Определение модуля числа, метод интервалов при решении уравнений, содержащих модуль, свойства модуля | Знать определение модуля числа, уметь применять метод интервалов при решении уравнений с модулем | Фронтальная и самостоятельная работа | |
8. | . Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. | Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решения неравенств; сформировать навык решения рациональных неравенств высших степеней, дробно-рациональных неравенств и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля | Знать определение неравенства с одной переменной, знать виды неравенств(квадратные, рациональные неравенства высших степеней, дробно – рациональные). Знать способы их решения | Беседа, дифференцированная самостоятельная работа | |
9. | Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. | Математический бой | |||
Иррациональные уравнения и неравенства (9ч) | |||||
10. | Введение новой переменной при решении иррациональных уравнений | Контроль уровня усвоения способов и методов решения иррациональных уравнений и неравенств, в том числе, содержащих параметры. | Знать правило введения новой переменной при решении иррационального уравнения | Лекция, фронтальная работа | |
11. | Иррациональные уравнения, содержащие кубические радикалы. | Определение иррациональных уравнений, содержащих кубические радикалы и способы их решения | Знать определение иррациональных уравнений содержащих кубические радикалы | Лекция, фронтальная работа | |
12. | Иррациональные уравнения, содержащие кубические радикалы. | Дифференцированная самостоятельная работа | |||
13 | Искусственные приемы при решении иррациональных уравнений. | Рассмотреть искусственные приемы решения иррациональных неравенств | Знать и уметь применять искусственные приемы при решении иррациональных неравенств, уметь применять их в нестандартных ситуациях | Беседа, фронтальная работа | |
14 | Иррациональные неравенства. | Определение иррационального неравенства, методы решения неравенств: преобразование, разложение на множители, замена неизвестного, метод интервалов | Знать определение иррационального неравенства, методов решения неравенств: преобразования, разложения на множители, замены неизвестного, метода интервалов | Беседа, фронтальная работа | |
15 | Иррациональные неравенства. | Практикум | |||
16 | Параметры. Общие методы решения уравнений с параметрами. | Понятие параметра. Рассмотреть общие методы (стандартные) решения уравнений с параметрами и нестандартные :метод поиска необходимых условий, использование симметрии аналитических выражений, «выгодная точка» | Знать понятие параметра, уметь применять стандартные и нестандартные методы решения уравнений с параметром | Лекция, фронтальная работа | |
17 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами | Функционально-графический метод при решении неравенств | Знать и уметь применять функционально – графический метод решения иррациональных уравнений и неравенств с параметром | Лекция, фронтальная работа. Решение конкурсных задач | |
18 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами | Самостоятельное решение конкурсных задач | |||
Системы уравнений (5ч) | |||||
19 | Основные методы решения систем уравнений. | Определение системы уравнений. Способы решения систем уравнений | Знать определение системы уравнений, знать, что является решением системы уравнений, знать основные методы решения систем уравнений | Лекция, фронтальная работа | |
20 | Введение новых переменных. | Метод введения новых переменных | Знать и уметь применять метод введения новых переменных | Решение конкурсных задач | |
21 | Системы, содержащие однородные уравнения. | Однородные уравнения 1- ой и 2- ой степени, рассмотреть частные случаи однородных уравнений высших степеней | Уметь решать системы уравнений, содержащих однородные уравнения | Практикум | |
22 | Графический способ. | Функционально- графический метод | Знать графики элементарных функций, уметь применять их при решении систем уравнений | Практикум | |
23 | Системы уравнений с параметрами и модулями | Общие приемы решения систем уравнений с параметрами и модулем | Знать и уметь применять общие методы при решении уравнений с параметрами и модулем | Семинар | |
Тригонометрические уравнения и неравенства (7ч) | |||||
24 | Общий прием решения тригонометрических уравнений | Сформировать навык решения тригонометрических неравенств с помощью тригонометрического круга и по формулам, совершенствовать умения и навыки решения систем уравнений, уравнений и неравенств, содержащих параметры и переменную под знаком модуля | Знать определение тригонометрических уравнений, уметь решать с помощью тригонометрического круга | Лекция, фронтальная работа | |
25 | Уравнения, решаемые понижением степени. Универсальная подстановка. | Формула понижения степени. Универсальная тригонометрическая подстановка | Применять формулы понижения степени при решении уравнений | Семинар | |
26 | Однородные уравнения и приводимые к ним | Однородные уравнения 1 и 2 степени, частные случаи однородных уравнений высших степеней. Способ подстановки | Знать, какие уравнения называются однородными уравнениями 1 и 2 степени, знать алгоритм их решения, рассмотреть частные случаи однородных уравнений высших степеней. Уметь применять способ подстановки | Лекция, фронтальная работа | |
27 | Однородные уравнения и приводимые к ним. Способ подстановки. | Практикум | |||
28 | Искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений. | Рассмотреть искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений | Знать и уметь применять искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений | Беседа, фронтальная работа | |
29 | Тригонометрические неравенства. | Сформировать навык решения тригонометрических неравенств с помощью тригонометрического круга и по формулам, совершенствовать умения и навыки решения систем уравнений, уравнений и неравенств, содержащих параметры и переменную под знаком модуля | Уметь решать тригонометрические неравенства с помощью круга | Беседа, фронтальная работа | |
30 | Тригонометрические уравнения с параметрами и модулями | Сформировать навык решения тригонометрических неравенств с помощью тригонометрического круга и по формулам, совершенствовать умения и навыки решения систем уравнений, уравнений и неравенств, содержащих параметры и переменную под знаком модуля | Уметь решать уравнения с параметрами | Фронтальная работа | |
Уравнения и неравенства смешанного типа (5ч) | |||||
31 | Метод оценки. | Рассмотреть метод оценки при решении уравнений и неравенств смешанного типа | Фронтальная работа | ||
Метод оценки. | Беседа, фронтальная работа | ||||
32 | Использование монотонности функции. | Возрастание и убывание функций при решении уравнений и неравенств | Знать монотонность элементарных функций, уметь применять свойство монотонности при решении уравнений и неравенств | Лекция, фронтальная работа, самостоятельное решение задач | |
33 | Переход к совокупности двух систем. | Условие равенства произведения нескольких множителей нулю, равенства дроби нулю | Знать, когда произведение нескольких множителей равно нулю, когда дробь равна нулю, уметь применять эти знания при решении уравнений и неравенств, не забывая про О.Д.З. | Лекция, фронтальная работа | |
34 | Итоговое занятие | Контроль знаний | Математический бой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.
Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:пояснительную записк...
Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену по предмету в форме ГИА....
Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...
Рабочая программа по геометрии. 8 класс (Базовый уровень).
Учебник Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9 кл" 2ч-в неделю. Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы ...
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа учебного предмета «математика (геометрия)» (базовый уровень) для 10 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...