Рабочая программа репетиционного курса "Секреты математики", 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по математике (10 класс)

Абкадырова Римма Азатовна

Рабочая программа репетиционного курса "Секреты математики", 10 класс (базовый уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина

Рассмотрено

на заседании предметной кафедры

«__________________________________»

Протокол № __ от «__» _________ 2015 г.

Заведующая предметной кафедрой

___________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

«Согласовано»

Заместитель директора

___________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

«Утверждено»

Директор

_________________________

Т.П. Мишуровская

Рабочая программа

репетиционного курса «Секреты математики»

10 класс

                                                        Составил:

                                                                                          учитель математики

                                                                                          Абкадырова Р.А.

Калининград, 2015

Пояснительная записка

Значение математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие общие цели школьного математического образования:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- формирование представлений о значимости математики как части общечеловеческой культуры в развитии цивилизации и в современном обществе

Реализация этих целей на старшей ступени школы дифференцируется в зависимости от направленности интересов ученика. Это позволяет переориентировать систему обучения математике, сделав ее современной и отвечающей новым психолого-педагогическим воззрениям.

Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундаментальный характер. Выпускник, изучавший профильный курс, должен не только поступить в вуз, но и учиться дальше, не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами, в том числе связанными со статистикой.

Профильный курс 10 класса социально-гуманитарного и лингвистического  профиля рассчитан на 4 урока  математики в неделю. Как показал опыт моей работы, этого времени не совсем  достаточно для  решения основной задачи этого курса: подготовки к поступлению и продолжению образования в вузах, где математика является одним из базовых предметов. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы ученик сам осознавал свой выбор и прилагал максимум усилий к своему самообразованию. Этому может способствовать предлагаемый  элективный курс.

          Данный элективный курс универсален, его можно проводить как в  профильных классах, где математика изучается на профильном уровне, так и  в универсальных классах общеобразовательных школ, так как он дополняет и расширяет содержание как базового, так и профильного уровня.

Цель курса: углубление и расширение знаний по математике, развитие логического мышления и познавательного интереса. Решение задач с прикладным содержанием математики.

Развивающая цель: 
- развивать математическое, научно-исследовательское, логическое мышление ;
-развивать познавательный интереса к предмету, логическое мышление школьников, знакомить с новыми идеями и методами, относящимися к математическому анализу, выявление их практической значимости; 
-формировать способности нестандартно мыслить, проявлять самостоятельность; 
-уметь применять способы решения задач в практической деятельности; 
-использовать полученные знания и умения в решении прикладных и практических задач; 
-прививать и учить навыкам «исследовательской деятельности» 
Воспитательная цель: 
-формировать интеллектуально-личностные качества одаренных детей, создавая творческий потенциал, способный к конкуренции;

-ориентировать на выбор профессии.

Основные задачи:

- подготовить учащихся  к итоговой аттестации;        

- подготовить учащихся  к поступлению в вуз;

- научить решать нестандартные задачи;

- расширить представления учащихся о математике как науке.

         Рабочая программа учебного предмета «Секреты математики» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  2. Учебного плана МАОУ гимназии № 40 на 2014-2015 учебный год.
  3. Примерной и авторской программы основного  общего образования по математике Программы. Математика. 5-6 классы Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г, Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.).

Кроме этого, рабочая программа предмета ориентирована на материалы Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)

Современные учебники для общеобразовательной школы не позволяют в полном объеме подготовить учащихся для поступления в вузы, особенно технического профиля. Давно не является секретом, что для этого надо вести серьезную подготовку либо с репетитором, либо обучаться  на подготовительных курсах при данном вузе. Однако не все родители могут себе это позволить в силу материальных трудностей. Эту проблему можно решить в стенах родной школы.

 

Принцип построения программы:  от простого к  сложному. Применяется технология модульного обучения. Особенностью является то, что больше времени учащиеся работают в группах, где обязательно есть более сильный ученик. По мере необходимости состав групп может меняться в соответствии с интересами и запросами учащихся.

Особенности: большую роль в обучении должны сыграть современные информационные технологии и информационные системы. Учащимся будут предложены разные формы познавательной и исследовательской деятельности, итогом которых станет образовательный продукт: доклад, реферат, проект, публикация.

Планируемые результаты:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

-  развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, необходимых  для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложениях в будущей профессиональной деятельности;

-  овладение навыками компетентности личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в социально- трудовой и бытовой сфере;

-  формирование навыков самообразования,  критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения находить, формулировать и решать проблемы.

Система оценки достижений учащихся: административной проверки материала курса  не предполагается. Соответствующие  задания могут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамены, но только в качестве дополнительных заданий. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может стать защита реферата,  проекта, создание публикации.

Список  используемой литературы

1. Алексеев И. Г. Математика. Подготовка к ЕГЭ: Учебно–методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2004, 112 с.

2. Бродский И. Л. Решение экзаменационных заданий повышенной сложности по алгебре и началам анализа за курс средней школы: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001, 72 с. (Методическая  библиотека).

3.  Виленкин Н. Я. И др. Алгебра: Учебное пособие для 9-10 классов средних школ с математической специализацией.- 2-е изд., М.: «Просвещение», 1972, 302 стр.

4. Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс Б) за курс средней школы. 11 класс: Экспериментальное пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001, 160 с.: ил.

5. Зорин В. В. Пособие по математике для поступающих в вузы. – 2-е изд., М.: «Высшая школа», 1969, 264 с.

6. Перегудов А. Б. и др. Математика. Материалы для подготовки к вступительному компьютерному экзамену в СГТУ: Учебное пособие. Саратов: саратовский гос. Техн. Ун-т, 2004, 88 с.

7. Письменный Д. Т. Готовимся к письменному экзамену по математике. – 5-е изд., испр. и доп.- М.6 Рольф, 1999. – 288 с. с ил.- (Домашний репетитор)

8. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учебное пособие/ В.К. Егерев и др.; Под ред. М.И. Сканави. – 6-е изд., стер. – М.6 Высш. шк., 1993, 528 с.: ил.

9. Студенецкая В. Н., Гребнева З. С. Решение задач и выполнение заданий с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 1.- Волгоград: Учитель, 2003, 105 с.

10. Сухоруков В. И. и др. Математика для поступающих в БГПИ/ сборник конкурсных задач. – Балашов: Издательство БГПИ, 1995, 112 с.

№п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

Рациональные уравнения и неравенства (9ч)

1.

Разложение на множители.

Систематизировать и обобщить знания, полученные в основной школе. Продолжить  формирование навыков разложения  многочлена на множители.

Знать формулы разложения на множители. Уметь использовать их при решении задач в нестандартных ситуациях

Беседа, фронтальная работа

2.

Подстановки при решении рациональных уравнений.

Систематизировать и обобщить знания, полученные в основной школе. Продолжить формирование  навыков  использования методов подстановки и подбора  при решении рациональных уравнений.

Знать определение рационального уравнения, знать основные методы решения рациональных уравнений: 1) простейший( путем обычных упрощений), 2)группировка, 3) подстановка;4) подбор

Беседа, фронтальная работа

3.

Подстановки при решении рациональных уравнений

Самостоятельное решение конкурсных задач

4.

Деление многочлена на многочлен.

Систематизировать и обобщить знания по теме многочлены, рассказать правило деления многочлена на многочлен

Знать определение многочлена,  степени многочлена, уметь находить значение многочлена, знать правило деления многочлена на многочлен

Беседа, фронтальная работа

5.

Рациональные корни многочлена

Корень многочлена, целые корни многочлена, схема Горнера, теорема Безу.

Знать какое число называется корнем многочлена, уметь находить целые корни многочлена,, знать теорему о рациональных корнях многочлена, уметь применять теорему Безу и схему Горнера при разложении на множители

Беседа, фронтальная работа

6.

Искусственные приемы при решении рациональных уравнений  (выделение полного квадрата, однородные уравнения,  использование монотонности функции, сравнение множеств значений).

Сформировать навык нестандартного подхода к решению рациональных уравнений.

Знать: 1) метод выделения полного квадрата; 2) метод решения однородных уравнений; 3) метод использования монотонности функции; 4) метод сравнений множеств значений (метод оценки)

Беседа, фронтальная работа

7.

Рациональные уравнения с модулем.            

Определение модуля числа, метод интервалов при решении уравнений, содержащих модуль, свойства модуля

Знать определение модуля числа, уметь применять метод интервалов при решении уравнений с модулем

Фронтальная и самостоятельная работа

8.

.             Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем.

Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решения неравенств;

сформировать навык решения рациональных  неравенств высших степеней, дробно-рациональных неравенств и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля

Знать определение неравенства с одной переменной, знать виды неравенств(квадратные, рациональные неравенства высших степеней, дробно – рациональные). Знать способы их решения

Беседа, дифференцированная самостоятельная работа

9.

Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем.

Математический бой

Иррациональные уравнения и неравенства (9ч)

10.

Введение новой переменной при решении иррациональных уравнений

Контроль уровня усвоения способов и методов решения иррациональных  уравнений и неравенств, в том числе, содержащих параметры.

Знать правило введения новой переменной при решении иррационального уравнения

Лекция, фронтальная работа

11.

Иррациональные уравнения, содержащие кубические радикалы.

Определение иррациональных уравнений, содержащих кубические радикалы и способы их решения

Знать определение иррациональных уравнений содержащих кубические радикалы

Лекция, фронтальная работа

12.

Иррациональные уравнения, содержащие кубические радикалы.

Дифференцированная самостоятельная работа

13

Искусственные приемы при решении иррациональных уравнений.

Рассмотреть искусственные приемы решения иррациональных неравенств

Знать и уметь применять искусственные приемы при решении  иррациональных неравенств, уметь применять их в нестандартных ситуациях

Беседа, фронтальная работа

14

Иррациональные неравенства.

Определение иррационального неравенства, методы решения неравенств: преобразование, разложение на множители, замена неизвестного, метод интервалов

Знать определение иррационального неравенства, методов решения неравенств: преобразования, разложения на множители, замены неизвестного, метода интервалов

Беседа, фронтальная работа

15

Иррациональные неравенства.

Практикум

16

Параметры. Общие методы решения уравнений с параметрами.

Понятие параметра. Рассмотреть общие методы (стандартные) решения уравнений с параметрами  и нестандартные :метод поиска необходимых условий, использование симметрии аналитических выражений, «выгодная точка»

Знать понятие параметра, уметь применять стандартные и нестандартные методы решения уравнений с параметром

Лекция, фронтальная работа

17

Иррациональные уравнения и неравенства  с параметрами

Функционально-графический метод при решении неравенств

Знать и уметь применять  функционально – графический метод решения иррациональных уравнений и неравенств  с параметром

Лекция, фронтальная работа. Решение конкурсных задач

18

Иррациональные уравнения и неравенства  с параметрами

Самостоятельное решение конкурсных задач

Системы уравнений (5ч)

19

Основные методы решения систем уравнений.

Определение системы уравнений. Способы решения систем уравнений

Знать определение системы уравнений, знать, что является решением системы уравнений, знать основные методы решения систем уравнений

Лекция, фронтальная работа

20

Введение новых переменных.

Метод введения новых переменных

Знать и уметь применять метод введения новых переменных

Решение конкурсных задач

21

Системы, содержащие однородные уравнения.

Однородные уравнения 1- ой и 2- ой степени, рассмотреть частные случаи однородных уравнений высших степеней

Уметь решать системы уравнений, содержащих однородные уравнения

Практикум

22

Графический способ.

Функционально- графический метод

Знать графики элементарных функций, уметь применять их при решении систем уравнений

Практикум

23

Системы уравнений с параметрами и модулями

Общие приемы решения систем уравнений с параметрами и модулем

Знать и уметь применять общие методы при решении уравнений с параметрами и модулем

Семинар

Тригонометрические уравнения и неравенства (7ч)

24

Общий прием решения тригонометрических уравнений

Сформировать навык решения тригонометрических неравенств с помощью тригонометрического круга и по формулам, совершенствовать умения и навыки решения систем уравнений, уравнений и неравенств, содержащих параметры и переменную под знаком модуля

Знать определение тригонометрических уравнений, уметь решать с помощью тригонометрического круга

Лекция, фронтальная работа

25

Уравнения, решаемые понижением степени. Универсальная подстановка.

Формула понижения степени. Универсальная тригонометрическая подстановка

Применять формулы понижения степени при решении уравнений

Семинар

26

Однородные уравнения и приводимые к ним

Однородные уравнения 1 и 2 степени, частные случаи однородных уравнений высших степеней. Способ подстановки

Знать, какие уравнения называются однородными уравнениями 1 и 2 степени, знать алгоритм их решения, рассмотреть частные случаи однородных уравнений высших степеней. Уметь применять способ подстановки

Лекция, фронтальная работа

27

Однородные уравнения и приводимые к ним. Способ подстановки.

Практикум

28

Искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений.

Рассмотреть  искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений

Знать и уметь применять искусственные приемы при решении тригонометрических уравнений

Беседа, фронтальная работа

29

Тригонометрические неравенства.

Сформировать навык решения тригонометрических неравенств с помощью тригонометрического круга и по формулам, совершенствовать умения и навыки решения систем уравнений, уравнений и неравенств, содержащих параметры и переменную под знаком модуля

Уметь решать тригонометрические неравенства с помощью круга

Беседа, фронтальная работа

30

Тригонометрические уравнения с параметрами и модулями

Сформировать навык решения тригонометрических неравенств с помощью тригонометрического круга и по формулам, совершенствовать умения и навыки решения систем уравнений, уравнений и неравенств, содержащих параметры и переменную под знаком модуля

Уметь решать уравнения с параметрами

Фронтальная работа

Уравнения и неравенства смешанного типа (5ч)

31

Метод оценки.

Рассмотреть метод оценки при решении уравнений и неравенств смешанного типа

Фронтальная работа

Метод оценки.

Беседа, фронтальная работа

32

Использование монотонности функции.

Возрастание и убывание функций при решении уравнений и неравенств

Знать монотонность элементарных функций, уметь применять свойство монотонности при решении уравнений и неравенств

Лекция, фронтальная работа, самостоятельное решение задач

33

Переход к совокупности двух систем.

Условие равенства произведения нескольких множителей нулю, равенства дроби нулю

Знать, когда произведение нескольких множителей равно нулю, когда дробь равна нулю, уметь применять эти знания при решении уравнений и неравенств, не забывая про О.Д.З.

Лекция, фронтальная работа

34

Итоговое занятие

Контроль знаний

Математический бой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.

Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:поясни­тельную записк...

Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)

Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену  по предмету в форме ГИА....

Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:       Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...

Рабочая программа по геометрии. 8 класс (Базовый уровень).

Учебник Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9 кл" 2ч-в неделю. Рабочая  программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы ...

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа учебного предмета «математика (геометрия)» (базовый уровень) для 10 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...