Уроки по ФГОС
методическая разработка по математике

Фалькова Анастасия Владимировна

Уроки по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_novyy_ochen.docx30.7 КБ
Файл iz_opyta_raboty.ppsx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ №11 Фалькова А. В.           

Из личного опыта…

План

1. Особенности современных школьников

2. Деятельностная технология обучения

3. Этапы урока открытия нового знания

5. Заключение

Государственная образовательная политика указывает на основное направление современного образования: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте.

Учитываются особенности современного школьника:

  • Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;
  • Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;
  • Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми
  • Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников;
  • Увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений
  • Современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со стороны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека).

В связи с этим появилась проблема: как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Постепенно становятся аксиомами следующие предложения:

1.  «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».  

2. «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Названные условия тесно связано друг с другом, одно является продолжением другого: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

На данном этапе задача учителя – быть проводником при поиске верного способа решения конкретной проблемы, которую сформулировали учащиеся.

Пользуясь публикациями в сети, опытом коллег, информацией, полученной на методобъединениях, рассматривала различные технологии: проблемное обучение, деятельностное обучение, модульное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение и т.д. Пришла к выводу, что использовать одну единственную технологию при таком многообразии и возможности выбора – не рационально. За основу я взяла одну технологию - деятельностную,  но не останавливаюсь только на ней. Сейчас хотела бы рассказать о том, как я понимаю и применяю эту технологию.

Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности учащихся, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Приведу пример структуры урока «открытия нового знания» по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», построенного на основе деятельностного метода:

1.Этап самоопределения к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность.

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: надо – хочу – могу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Вспоминаем, что мы уже умеем делать с десятичными дробями (складывать и вычитать). Способы действий – в столбик, по разрядам в уме. Формулируется задача: В магазин привезли 5 ящиков винограда сорта «Изабелла» по 3,4 кг в каждом. Как вы думаете, какой будет вопрос в задаче? Ученики верно отвечают – найти общую массу привезенного винограда. Следующий вопрос учащиеся формулируют сами. «КАК?». Предлагают умножить, но понимают, что этого делать ещё не умеют, поэтому появляются другие пути решения этой проблемы – сложить. Даю время, получают результат, кто-то. складывает сначала целые части, а потом десятые, этого ученика я прошу озвучить данный метод.

3. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Меняю условие задачи и говорю, что в гипермаркет «Лента» привезли 175 таких же ящиков винограда. Учащиеся понимают, что данный метод применить в таких условиях слишком трудоемкая задача. Поэтому все-таки нужно использовать умножение. Но так как метод умножения ещё не изучен, возникает формулировка темы урока и цель: «Научиться умножать десятичные дроби на натуральные числа»

4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

Учащиеся предлагают способы нахождения информации – учебник. Для работы с текстом мне и моим подопечным нравится использовать технологию критического мышления. Текст учебника они изучают с помощью карандаша. Специальными отметками помечают значимые фразы: «галочка» - то, что уже известно и понятно, «+» - то, что новое и понятное, «-» - новое, но не доступное для понимания, т.е. требующее объяснения, «!» - важно, интересно, значительно.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: Усвоение нового способа действий

Коллективно обсуждаем, делаем выводы. Отвечаем на вопросы: Что вам знакомо? Что нового узнали? Что показалось непонятным? (в данной ситуации стараюсь, чтобы объяснение непонятого давали сами ученики, только в крайней ситуации привожу примеры, наталкивающие на верный метод поиска ответа)? Что на ваш взгляд требует запоминания? Как текст учебника поможет в нашей ситуации? Сравниваем уже известные методы и выясняем, в какой ситуации лучше использовать новый метод, а когда можно применять сложение вместо умножения. Одному из учащихся предлагается выйти к доске и показать решение поставленной задачи. Остальные учащиеся дают ему советы, помогают (иногда мешают). На этом этапе важно вовремя остановить споры.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

Двух или трех учащихся одновременно приглашаю к доске выполнять упражнения (у каждого – свое), остальные на местах справляются с теми же заданиями. После завершения работы – проверяют работавших у доски. Причем, если ребенок с места находит ошибку, которой на самом деле нет, все равно приглашаю его к доске, чтобы он показал свой метод решения. В результате – либо он сам находит свою ошибку – либо его одноклассники указывают на неё, поясняя в чем была допущена оплошность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

На выбор предлагаю ряд упражнений (примеры или задача). Два человека работают у доски, но предварительно они отвечают на вопрос «Почему выбрал именно это задание?». Ответы могут быть: потому что я знаю как это сделать, потому что мне интересно применить то, что мы сегодня узнали в новой ситуации и т. п.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний

Важнейшим этапом урока является рефлексия. Вопросы, на которые ученик отвечает в конце урока «открытия нового знания» (рефлексивное оценивание)

        –            Что нового ты узнал, чему научился?

        –            Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?

Приведу примеры вопросов для самооценки к различным типам уроков:

Вопросы, на которые ученик отвечает в начале урока комплексного применения знаний и умений (прогностическая оценка)

        –             Что из этого ты сможешь выполнить сразу?

        –             Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (одноклассников)?

        Вопросы на комбинированном уроке (ретроспективная оценка):

        –            Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.

        –            Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было  раньше. Что изменилось?

        –            Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)?

        –            Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?

        –            Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?

        –            Насколько достиг цели?

        –            Оцени предложенные способы выполнения учебной работы:

        ·             какой понятнее;

        ·             интереснее;

        ·             быстрее дает решение;

        –            Чему ты учился, выполняя задание?

9. Домашнее задание

Предлагаю посмотреть на домашнее задание, проанализировать, задать вопросы. К базовому домашнему заданию, по желанию, даю дополнительное задания (не всегда по изученной теме, это могут быть задачи на смекалку, комбинаторные задачи или задачи, требующие нетрадиционного подхода к решению). Дополнительное задание к началу следующего урока выписывается на доске учащимися.

Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.

В заключении, хотелось бы сказать, что новая система образования требует нового подхода к процессу обучения не только у учащихся, но и у учителей. Больше времени требуется, чтобы подготовить урок. Много сил уходит на поиск информации в сети, на продумывание всех этапов урока, на подборку интересных заданий для учеников. А сами уроки пролетают незаметно. Причем, на своем 5 классе, я вижу, что им это нравится, есть желание узнавать что-то новое, самоутверждаться, общаться. Дети легко идут на контакт, всегда готовы высказывать свои суждения, пусть и не всегда верные, не боятся ошибок. Важно не подавить эти желания, а развивать их. У большинства завышена самооценка, ученик всегда готов к решению поставленной задачи, даже если он не знает как это сделать, поднимает руку, хочет выйти к доске, чтобы всем показать, что он знает.  В связи с этим возникает проблема – как тактично и ненавязчиво показать это ребенку,  в чем он неправ, чтобы не отбить желание «быть первым». В этом я вижу основную проблему. Дать знания значительно легче, чем воспитать самодостаточную личность, адекватную реальному миру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы… Учитель математики Фалькова А.В.

Слайд 2

Особенности современного школьника Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной; Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду; Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников; Увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений Современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со стороны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека).

Слайд 3

Аксиомы «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». « Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Слайд 4

Использование деятельностной технологии на уроке математики 1. Этап самоопределения к деятельности Цель: Включение в учебную деятельность. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. 3. Постановка учебной задачи Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Слайд 5

4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению 5. Первичное закрепление во внешней речи Цель: Усвоение нового способа действий 6.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха. 7. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Слайд 6

8. Рефлексия деятельности. Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний 9. Домашнее задание

Слайд 7

Примеры вопросов для самооценки к различным типам уроков Вопросы, на которые ученик отвечает в конце урока «открытия нового знания» ( рефлексивное оценивание ) Что нового ты узнал, чему научился? Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?

Слайд 8

Вопросы, на которые ученик отвечает в начале урока комплексного применения знаний и умений ( прогностическая оценка ) Что из этого ты сможешь выполнить сразу? Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (одноклассников)? Вопросы на комбинированном уроке (ретроспективная оценка): Отметь задания, которые оказались для тебя трудными. Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось? Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)? Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать? Что нового узнал при изучении темы? Чему научился? Насколько достиг цели? Оцени предложенные способы выполнения учебной работы: · какой понятнее; · интереснее; · быстрее дает решение; Чему ты учился, выполняя задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Урок по ФГОС в 9 классе по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений", презентация к уроку

Краткий конспект урока в 9 классе по ФГОС "Некоторые приемы решения целых уравнений": изучются приемы решения уравнений с применением теоремы о целых корнях целого уравнения; Разработана технологическ...

Урок по ФГОС. Урок литературы в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе "И.А.Крылов. Басня "Волк и ягненок" разработан с учетом ФГОС....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...