Дистанционное образование детей с ОВЗ.
статья по математике

Дистанционное образование детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_1.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по таким же законам, как и у обычных детей. Он осуществляется на протяжении всего обучения ребёнка в школе. Организация обучения в школе детей-инвалидов с сохранным интеллектом предусматривает развитие личности учащихся, учитывая их индивидуальные способности, умственное и физическое развитие.  

В некоторых регионах России проводится работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Этот проект отличается выраженной социальной значимостью. Перед системой образования стоит важная задача обеспечения одинаково равного доступа к получению качественного образования всех без исключения детей, независимо от их особенностей, уровня развития, социального статуса, места жительства и иных обстоятельств. Дети, по состоянию своего здоровья, не имеющие возможности посещать образовательные учреждения, нуждаются в обучении на дому. Актуальность этого направления не единожды была подчеркнута самим Президентом России.      

Дистанционное обучение больным детям и детям-инвалидам необходимо из-за особенностей развития российской системы образования. Такие дети в самом начале своего жизненного пути уже столкнулись со многими трудностями, большинство из которых - бытовые. Социализация у таких детей затруднена. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс социализации таких детей?  И способна ли она дать таким детям полноценное конкурентоспособное образование наравне со здоровыми детьми? Очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для детей-инвалидов проблему получения образования. Современный компьютер объединяет в себе телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, кинопроектор, демонстрационный материал и много другое, что облегчает учебную деятельность современного школьника, делает её более насыщенной, содержательной и интересной.

Дистанционное обучение - это метод организации учебного процесса, основанный на применении современных IT-технологий, которые позволят реализовывать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учеником. Дистанционные системы обучения доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Для этого нужно только иметь выход в Интернет.

Образовательный процесс организован непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на период всего обучения предоставляют необходимое учебное оборудование, такое как компьютер, принтер, сканер, планшет, веб-камера, а также высокоскоростной доступ в Интернет. Дистанционное обучение позволяет учиться каждому отдельному ребенку в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей и своих возможностей в образовании, а также личностных особенностей. Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями открывает путь в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти, развиваться в соответствии со своими желаниями, невзирая ни на что. Дети на дистанционном обучении благодаря этому могут, как и обычные дети, участвовать в творческих и исследовательских проектах, общаться с одноклассниками, учителями и друзьями.

Все это наилучшим образом влияет на повышение мотивации к учебному процессу, потому как за современными компьютерными технологиями стоит наше будущее. Современные интернет-технологии помогают стимулировать и открывать внутренние интересы детей,  предлагают новейшие виды проведения самостоятельных работ, помогают получать максимум полезной и нужной информации, связанной с математикой, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают способность к самообразованию, оказывают помощь при подготовке домашних заданий.

Классификация Интернет-ресурсов для организации дистанционного обучения

  1. Виртуальные библиотеки;
  2. Программы для самообразования;
  3. WEB-квесты различной специфики;
  4. Онлайн-тесты с возможностью проверки, в том числе для подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике
  5. Обучающие олимпиады;
  6. Научные школьные объединения;
  7. Школьные конференции.

Дистанционные занятия математикой можно проводить посредством онлайн-уроков. Используя новейшие компьютерные программы и технологии, уеники могут изучать математику на базовом и профильном уровне, выполнять работы в режиме реального времени с помощью программы «Скайп», дистанционно общаться с учителями и психологом, которые могут помочь освоит весь необходимый учебный материал в качественно новой образовательной среде.

 Результаты работы программы дистанционного обучения.

Программа «Дистанционное образование» успешно реализуется в нашей школе с 2010 года. У нас отработан механизм составления индивидуальных расписаний дистанционного обучения учащихся. Составление индивидуального расписания занятий ученика и расписания учителя считается достаточно сложным процессом, требующим терпения и уважительного отношения к коллегам, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил внутреннего распорядка школы.

В условиях сокращения учебных часов по математике для учащихся надомного обучения программа дистанционного образования представляется особенно актуальной. Для изучения математики при надомном обучении в нашей школе отводится всего три учебных часа в неделю. Согласитесь, это не так много. Онлайн-уроки позволят детям-инвалидам и детям с различными видами заболеваний проходить необходимую учебную программу.

Моя задача по программе дистанционного образования заключается в том, чтобы обучить учащихся базовому курсу математики, способствовать расширению круга общения, доступа к информационным ресурсам посредством Интернет, а также изучить программу по математике соответственно классу для дальнейшего успешного прохождения учеником государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ, поступления в ВУЗы и развития навыков социальной и деловой коммуникации.

Я занимаюсь дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями начиная с 5 по 11 класс на протяжении 6 лет. Сейчас это уже ученик 10 класса. Для моего ученика разработаны специальные программы на основе федеральных образовательных стандартов, включающие тематическое планирование на весь учебный год на основании адаптированных программ по математике.

Общая годовая нагрузка составляет 34 часа, то есть 1 урок в неделю. При такой ограниченной учебной нагрузке огромную роль играет мотивация учащегося, его готовность к самообразованию. В зависимости от возраста ребенка, урок длится от 30 минут до 40 минут. Темы наших уроков разнообразны. Для каждого урока необходимо подобрать нужный материал, дозировано и индивидуально подобрать домашние задание, подготовить презентацию, потому что ребенок должен визуально следить за объяснением новой темы и выполнять задание на закрепление изученной темы.После изучения каждой темы я провожу контрольные и самостоятельные работы. У учащегося создан адрес электронной почты, Куда я отправляю контрольные задания. По их выполнении учащийся присылает свои варианты решений. Ученик может получить консультацию учителя в реальном времени по выполнению того или иного задания.

Мною проводятся промежуточные аттестации и предэкзаменационные контрольные работы. Это позволяет социально адаптироваться учащимся, особенно выпускникам, ведь им предстоит сдавать ЕГЭ по математике. Каждый учитель составляет своё расписание, учитывая здоровье того или иного ребенка и его индивидуальные способности, учебные нормативы и требования, утвержденные на педагогическом совете школы.

Нужно также отметить, что в нашей школе дистанционное обучение является не единственным видом обучения детей-инвалидов. К каждому учащемуся на дом приходит учитель-предметник. Случается так, что по состоянию здоровья учащийся просто не может принять учителя и провести с ним полноценный урок. Дистанционное обучение в данном случае является необходимой альтернативой. Важнейшая функция учителя в состоит в оказании поддержки обучающегося в его деятельности, способствовании его успешному продвижению в среде многочисленной учебной информации.

Для начала дистанционного образования родители должны предоставить администрации школы документ об отсутствии противопоказаний к работе на компьютере, заключить договор на получение оборудования.

Ребенок должен пройти первоначальный курс обучения работе на ПК индивидуально, либо в группах в школе. В рамках этого курса решаются такие задачи, как:

  • Формирование начальных навыков пользователя;
  • Знакомство с базовыми функциями операционных систем Windows;
  • Умение работать с антивирусными программами и программами архивации данных;
  • Умение работать с текстовым редактором Microsoft Word и электронными таблицами Microsoft Excel;
  • Умение составлять презентации с помощью программы Microsoft PowerPoint;
  • Умение работать с периферийным оборудованием.

Основная задача – научить работать с документами, набирать текст, форматировать и редактировать его, распечатывать на принтере, работать с таблицами и презентациями. В общем, овладеть базовой компьютерной грамотностью рядового пользователя.

Комплект учебного оборудования для учащегося состоит из:

  • Системный блок с монитором, клавиатурой и мышью;
  • Комплект из двух акустических систем;
  • Лазерный принтер;
  • Сканер;
  • Веб-камера;
  • Планшет;
  • Цифровая фотокамера;
  • Микрофон;
  • Наушники;
  •  Микроскоп;
  • Комплект программного обеспечения.

Комплект оборудования для учителя аналогичен.

Уроки проводят с помощью специального программного обеспечения, которое выдается каждому учащемуся и учителю. Учитель готовит урок в этой программе, представляющей собой конструктор, который можно наполнять необходимым учебным материалом: печатными текстами, аудио и видеоматериалами, презентациями. Таким образом, все уроки проводятся в интерактивной форме. Онлайн-консультации проводятся с помощью программы «Скайп». Каждый дистанционный урок, согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Учащиеся, особенно дети-инвалиды, должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.

Положительные результаты уроков дистанционного обучения.

  1. Прямой диалог «учитель-ученик».
  2. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  3. Визуальный контакт посредством веб-камеры.
  4. Повышение мотивации к обучению математики.
  5. Стремление освоить современные технологии.
  6. Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя метода успешной адаптации в жизни.
  7. Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.
  8. Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.

Основные сложности и проблемы в учебной деятельности при дистанционном обучении

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре мотивацию учебной деятельности, учебные действия, контроль и оценку, при том что формирование их проходит с задержкой, и отличается некоторым своеобразием. Все это должно преодолеваться в процессе специально организованного обучения.

В связи с особенностями развития больных детей и детей-инвалидов, у которых наблюдаются трудности в формировании всех учебных действий, учебные действия могут выполняться не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Может отсутствовать умение планировать свою деятельность по времени и содержанию. Поэтому можно выделить целый ряд проблем, которые могут возникать при дистанционном обучении для учащегося.

  1. Обучение учащегося планированию деятельности во времени.
  2. Тренировка усвоения последовательности событий.
  3. Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
  4. Обучение контролю по результатам деятельности.
  5. Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение корректив. Очень важна систематичность контроля.
  6. Прочие особенности
  • Выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка с учётом интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
  • Организация непрерывного психологического сопровождения.
  • Создание условий для дистанционного обучения.
  • Обеспечение необходимой техникой.
  • Организация высокоскоростного доступа в Интернет.
  • Отсутствие должного количества электронных учебных материалов.

В заключение надо отметить, что, несмотря на трудности и проблемы, с которыми сталкиваются учитель и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для больных детей и детей-инвалидов с ограниченными возможностями. Оно обеспечивает их социализацию, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный путь.        

Использованная литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Ознакомление родителей  с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».

Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”   Целью рабочей программы яв...

Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов

Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...

Элементы интегрированного обучения на уроках химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методические приемы проведения уроков химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможнотми здоровья....

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов

Дистанционное образование как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы....

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...