«Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Урок изучения нового матриала: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Поцелуева Галина Клавдиевна

Предмет: математика

Класс:6

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

 «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»

Цели

Образовательные:Ввести понятие отрицательного числа, координатной прямой, научить находить с помощью показаней термометра разницу температур, находить координаты точек на координатной прямой.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: формировать готовность к саморазвитию, самообразованию и самооценке.

- Регулятивные УУД:определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

- Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своейпозиции.

- Познавательные УУД:устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат

Предметные:

 Знать и понимать смысл понятий: положительное, отрицательное число, координатная прямая, координаты точки.

 Уметь отмечать на координатной прямой положительные и отрицательные числа; сравнивать числа с помощью координатной прямой; применять полученные знания на других уроках.

Личностные:определять границы собственного знания и незнания по теме, иметь мотивацию к учебной деятельности, использовать приобретённые знания в разных ситуациях, осознавать важность в учебной деятельности внимания, мышления, любознательности, аккуратности, личной ответственности.
Метапредметные:
 физика, география.

Основные понятия

Отрицательные и положительные числа, координатная прямая, координата точки.

Межпредметные связи

Физика, геграфия.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник. презентация.

карточки с заданиями по теме

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности(2 мин)

Цели:выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Выявить возникшую проблему и поставить цели:

 Продолжите предложение:

- я хочу узнать о новых...,

-я хочу научиться записывать…,

-я хочу узнать где применяются…,

- я хочу научиться отмечать эти числа на ….

Создать условия для возникновения внутренней потребности и включения в деятельность (« Хочу»);

Актуализировать требования со стороны учебной деятельности («Надо»);

Установить тематические рамки учебной деятельности («Могу»)

 1) Внимание на экран. перед вами ребусы, отгадав которые, вы узнаете какие слова будут играть очень важную роль;

Знакомятся с понятиями:

положительное и отрицательное число, координатная прямая, координата точки.

Познавательные УУД :

Участие в беседе, формулирование и постановка познавательных задач.

Коммуникативные УУД: Взаимодействие с учителем и учащимися во время работы.

Регулятивные УУД: Соотнесение своих знаний с предложенной учебной информацией.

II. Формулирование темы урока, постановка цели(3 мин)

Цели: Научиться работать с координатной прямой

Выявить возникшую проблему и сформулировать тему урока

Знакомят с исторической справкой о возникновении отрицательных чисел (дом. Задание)

Настроить на сотрудничество, обращая внимание на девиз урока:

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»

                     Рене Декарт

10. Найдите значения выражения;

2). Решите уравнения

Научиться строить координатную прямую, определять координаты точек. Отмечать точки по координатам.

Познавательные УУД:

Умение строить свои высказывания

Коммуникативные УУД: Уметь полно и чётко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления

III. Изучение нового

(10 мин)

Цели:Сформулировать определения положительных и отрицательных чисел, координатной прямой.

Выполняют задания, делают выводы, находят информацию в учебнике

С помощью предлагаемых заданий даёт возможность учащимся сформулировать определение самим.

1). Перед вами числа : +50, -25, 12, 10, -34, -2,

0, +35, -65, 27, -10

Выпишите все числа со знаком «+», со знаком «-«

Какое число осталось без внимания?

2). а) Вспомните что такое координатный луч и постройте его в своей тетради так, чтобы начало луча было посередине тетради. За единичный отрезок примите длину одной клетки;

б) отметьте на этом луче точки с координатами А(1), В(3), С (6), Е (8);

в) отметьте точки К(-2), М(-5), Д(-7)

3). Продолжите луч за точку О влево

4). Попробуйте сформулировать определение координатной прямой

5). Познакомьтесь с определением                 которое даётся в учебнике.

Знать и понимать смысл понятий: положительное число, отрицательное число, координатная прямая , координата точки

Коммуникативные УУД: Уметь аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи

.

Регулятивные УУД:

Уметь корректировать свою деятельность

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель: Отработать поученные знания при выполнении заданий

Выполняют задания:

  1. Устно
  2. В тетради
  3. У доски
  4. С учебником

Организует контроль за выполнением заданий

  1. а) Назовите координаты точек

б) Найдите ошибку

в) Истинно или ложно

2. начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок 1 клетку тетради и отметьте точки с координатами.

Физкультминутка:

Выполняют  упражнения, тем самым меняют вид деятельности.

Уметь строить координатную прямую, отмечать точки, определять координаты

Познавательные УУД:

Способность понимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:формировать способность к сотрудничеству при работе в паре.

V. Контролирующее задание(12 мин)

Цель:

- проверить умение определять координаты точек на координатной прямой и отмечать точки по известным координатам

.

Выполняют самостоятельную работу по карточкам (тест)

Организует работу, настраивая на решение поставленной задачи.

1.Отметьте числа, которые являются отрицательными.

а) 0, -1, -9 ; б) 3, -4,-8; в) -1, -8, -10.

2.Между числами -2 и 3 расположены.

а) -2, -1, 0, 1, 2; б) -1, 0, 1, 2; в) -1, 0, 1,2,3

3.Нуль это

а) положительное число; б) отрицательное число; в) не имеет знака.

4.Данные числа расположены левее числа -3

а) -10, 10,0; б) -5,-7,-2; в) -8, -7, -4.

5. Данные числа расположены правее числа -4

а) -5, -3, 2; б) -7, -5, -2, в) -2, 1,5

Уметь оценивать результаты своей работы

Познавательные УУД: конкретизация задания, решение задач

Коммуникативные УУД: организация взаимопроверки

Регулятивные УУД: самоконтроль

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:Выяснить удалось ли решить поставленные задачи в достижении усовершенствования ума

Крепят на доске:

Знак «+», если да и

Знак «-« , если нет и

Не крепят знак, если остались вопросы

Помогает в подведении итогов и даёт домашнее задание

П.26, № 904, 920, 914 (а, б).

Уметь делать выводы, подводить итог в работе.

Коммуникативные УУД: взаимодействие между учитель-ученик;

ученик-ученик во время подведения итогов.

Регулятивные УУД: оценка своих знаний, полученных ранее и на данном уроке

Личностные УУД: формирование и расширение интереса к предмету.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме

«Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»

Разработка урока для учащихся 6 класса по ФГОС

Выполнила учитель математики первой категории Поцелуева Галина Клавдиевна.

Оборудование: учебник «Математика 6 класс» Н.Я. Виленкин , рабочая доска, мел, проектор, карточки с самостоятельными работами, знаки настроения(+,-).

Цели учащихся: Познакомиться с понятием отрицательных чисел и научиться показывать их на координатной прямой.

Цель учителя: Формирование понятий отрицательного числа и координатной прямой и умений показывать их на координатной прямой.

Планируемые результаты:

Предметные: Умение отмечать точки на координатной прямой и записывать координаты точки.

Метапредметные:

  • регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель деятельности, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения;
  • коммуникативные: воспитывать уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления, правильно строить высказывания;
  • познавательные: расширить понятие числа введением отрицательных чисел;
  • личностные: положительная мотивация к математической деятельности, адекватная оценка по владению новым материалом.

Используемая технология: технология системно - деятельностного подхода, проблемного обучения.

                                                      Ход урока:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сл.1 Известный математик Рене Декарт сказал: « Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»

Скажите , пожалуйста, как же вы понимаете высказывание Декарта?

Именно этим мы с вами сегодня будем заниматься на уроке. Мы будем учиться размышлять ,получая тем самым новые знания. А познакомимся мы с вами на уроке с очень важным понятиями, которые вы будете применять на протяжении всего обучения в школе, причём не только на уроках математики, но и на других предметах тоже и в практической деятельности.

Запишите в тетрадях число, классная работа и оставьте место для темы урока, её мы запишем позже.

2.Актуализация знаний и умений, повторение:

Сл.2 Задание: 1)  Внимание на экран, перед вами ребусы, отгадав которые, вы узнаете какие слова будут сегодня играть очень важную роль.

Какова же их роль?

2)Сл.3 Найдите значение;   3) Сл.4 Решите уравнение. Возникла проблема:

1) мы не можем найти значение выражения в котором нужно от меньшего числа отнять большее;

2)мы не можем решить уравнение.

Вопрос: Скажите, как вы думаете должны ли существовать числа для решения таких задач?

Вывод: необходимо ввести такие числа.

Итак, какую цель на уроке вы можете поставить себе?

Сл.5 Продолжите предложение: -Я хочу узнать о новых ………;

                                                              -Я хочу научиться записывать……..;

                                                              -Я хочу узнать, где применяются………;

                                                              -Я хочу научиться отмечать числа на………..

Сл.6,7 Тема нашего урока « Отрицательные числа. Координатная прямая.» , а цель нашего урока научиться работать с координатной прямой.

Сл.8 Мы должны решить следующие задачи: 1) дать определение координатной прямой;

2) познакомиться с отрицательными числами; 3) учиться строить точки по заданным координатам и находить координаты, имеющихся точек.

3.Изучение новой темы.

Сл. 9 Перед вами числа: +50, -25, 12, 10, -34, -2, 0, +35, -65, 27, -10. Задание: а)выпишите все числа со знаком «+»; б) выпишите все числа со знаком « - « .

а)- положительные числа; б) отрицательные числа.

 Историческая справка о возникновении отрицательных чисел( дом. задание).

Какое число у вас осталось без названия и без внимания?

«Когда то многие считали, что нуль не значит ничего,

и, как ни странно полагали, что он совсем ни есть число.

Но на оси средь прочих чисел он всё же место получил

и все действительные числа на два разряда поделил.»

Задание 2 а)Вспомните что такое координатный луч и постройте его в своей тетради так, чтобы начало луча было посередине тетради. За единичный отрезок примите длину одной клетки;

б)Отметьте на этом луче точки с координатами А(1), В(3), С(6),Е(8);

в) Отметьте точки К(-2), М(-5), Д(-7).

Умеем ли мы отмечать отрицательные числа? Как же быть с ними , ведь на луче нет места для отрицательных чисел?

Задание 3 Продолжите луч за точку О влево. Справа от нуля располагаются положительные числа, тогда отрицательные числа будут располагаться слева от нуля, т.е.все они разместятся на прямой, которую называют координатной прямой.

Откройте учебники и найдите определение координатной прямой.Сл.10,11

4.Физкультминутка.

5.Закрепление:

1)Устно (Сл.12) Назовите координаты точек;

2)Найдите ошибку (Сл.13)

3)Истинна или ложно?(Сл.14)

6.Работа в тетради: Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок 1 клетку тетради и отметьте точки (Сл.15). Какое слово получилось?

7.Историческая справка( дом. задание о биографии Рене Декарта).

Скажите , где ещё встречается координатная прямая? Примеры Сл.16,17,18,19,20.

Вывод: Координатные прямые могут располагаться в различных направлениях. Дополнительные лучи могут идти не только вправо и влево, но и вверх и вниз. Если прямая горизонтальная, то справа от нуля положительные числа, слева от нуля отрицательные. Если прямая вертикальная, то выше нуля- положительные, ниже нуля- отрицательные.

8. Тест : 1 вариант.

1.  Отметьте числа, которые являются отрицательными:

а) 0, -1, -9        б) 3, -4, -8       в)  -1, -8, -10

2. Между числами -2 и 3 расположены:

а) -2, -1, 0, 1, 2    б) -1, 0, 1, 2    в) -1, 0, 1, 2, 3

3. Нуль это:  а) положительное число; б) отрицательное число; в) не имеет знака.

4. Данные числа расположены левее числа -3

а) -10, 10, 0    б) -5, -7, -2      в) -8, -7, -4

5. Данные числа расположены правее числа -4

а) -5, -3, 2    б) -7, -5, -2     в) -2, 1, 5

 Сл. 21 взаимопроверка.

9. Домашнее задание (Сл.22) П.26,№ 904,920,914(а,б).

10. Рефлексия: А теперь вернёмся к словам Рене Декарта. Как вы думаете, мы сегодня хоть чуть- чуть наш ум усовершенствовали? Да отмечаем знаком плюс, Нет отмечаем знаком минус.

      «У каждого в судьбе своя мечта.

         Дорога к ней те так проста порою…

         Пусть цели достигаются всегда,

         Удача светит яркою звездою!

                                                              Поможет добиваться всех высот

                                                              В победу вера, в собственные силы,

                                                              И новый день, который настаёт-

                                                              Опять успешным будет и счастливым!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 6 классе Тема: « Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» Выполнила учитель математики МАОУ СОШ №26 Поцелуева Галина Клавдиевна

Слайд 2

Урок математики « Для того , чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» РенеДекарт

Слайд 4

Устный счет:

Слайд 5

8 – 27 = ? ?

Слайд 6

Продолжите предложение: Я хочу узнать о новых…… Я хочу научиться записывать…… Я хочу узнать, где применяются……. -Я хочу научиться отмечать числа на…….

Слайд 7

Тема урока Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

Слайд 8

Научиться работать с координатной прямой Цель урока:

Слайд 9

Задачи : Дать определение координатной прямой . Познакомиться с отрицательными числами. Учиться строить точки по заданным координатам и находить координаты имеющихся точек.

Слайд 10

10; +50; 27; +35; 12 Положительные числа - 10; - 25; - 34; - 2; - 65 Отрицательные числа 0 Не является ни положительным, ни отрицательным числом

Слайд 11

О Прямую , на которой выбраны - начало отсчёта - единичный отрезок - направление называют координатной прямой Начало отсчета Единичный отрезок 1 направление

Слайд 12

0 1 4 3 2 5 -1 -2 -3 -4 -5 -6 Положительные числа Отрицательные числа

Слайд 13

0 4 -1 1 -3 А В С D Е Назовите координаты точек: 3 -2 2 К А (3), В (4), С (-1), D (1), Е ( -3 ) , К (5) 5

Слайд 14

0 - 3 4 D В C A A ( 2 ), B ( -3 ), C ( -2 ), D ( -4 ) Найдите ошибку! - 4 - 2 - 1 1 2 3

Слайд 15

Истинно или ложно? 3. Число - 18 лежит правее числа -11 2. Число 15 лежит правее числа -10 1. Число -8 лежит левее нуля 4. Число -15 расположено ближе к нулю, чем число 13

Слайд 16

Начертите координатную прямую, отметьте начало отсчёта и направление , за единичный отрезок примите 1 клетку тетради и отметьте точки : К(-1,5); Р(4); Е(-5); Т(6); А(3); Д(-7).

Слайд 18

0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 + 3 0 C о 6 0 6 0 50 50

Слайд 19

0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 - 1 0 C о 6 0 6 0 50 50

Слайд 22

Взаимопроверка Задание I вариант II вариант 1 в б 2 б а 3 в б 4 в б 5 в а Критерии: 5 заданий – «5» 4 задания – «4» 3 задания – «3» 2-1 задания - «2»

Слайд 23

П. 26 № 904 № 9 20 № 9 14( а,в)

Слайд 25

У каждого в судьбе своя мечта. Дорога к ней − не так проста порою … Пусть цели достигаются всегда, Удача светит яркою звездою! Поможет добиваться всех высот В победу вера, в собственные силы, И новый день, который настаёт − Опять успешным будет и счастливым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа"

Конспект урока по математике в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа" с использованем ЭОР (моя итоговая работа по окончании курсов МИОО "Использование ЭОР в процессе обуч...

открытый урок по теме:"Положительные и отрицательные числа.Координатная прямая", 6 класс, ФГОС

урок отработки умений и рефлексии.технологическая карта урока + презентация...

Конспект урока с УУД по теме "Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс

Конспект урока с УУД по теме " Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс....

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. КООРДИНАТНАЯ ПРЯМАЯ" 6класс

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА.КООРДИНАТНАЯ ПРЯМАЯ 6класс...