система оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал по математике

В материале рассматривается система оценивания учебных достижений в курсе изучения математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Требования к системе оценивания

  1. СО должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык.
  2. В СО должен был заложен механизм самооценивания учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.
  3. СО должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
  4. Система оценивания должна быть прозрачной.
  5. СО должна предусматривать и обеспечивать взаимодействия учителя, ученика, родителя, классного руководителя, администрации, педколлектива школы (единство образовательного пространства)
  6. Система оценивания должна быть единой к конкретному школьному классу на всех предметах (единство образовательного пространства)
  7. Система оценивания должна быть «здоровьесберегающей»
  8. Соответствие системы оценивания утвержденным государственным требованиям (итоговое оценивание)

Система оценки результатов освоения обучающимися ООП(на примере Примерной программы (ФГОС ООО)

Процедура оценки

Объект оценки

Результат оценки

Ктоосуществляет (отв.)/формы, методы

Стартовая диагностика

(5 класс)

Структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для учебных предметов познавательными средствами

Корректировка учебных программ и индивидуализация учебного процесса

Администрация, учитель/ комплексная проверочная работа

Текущая оценка

(формирующая оценка)

Индивидуальное продвижение в освоении программы учебного предмета.

Тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированные в тематическом планировании

Индивидуализация учебного процесса

Учитель/ устные и письменные опросы, практические, творческие работы, само - и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения

Тематическая оценка

Уровень достижения тематических планируемых результатов.

Тематических планируемых результатов по предмету, зафиксированных в УМК

Коррекция учебного процесса, индивидуализация учебного процесса

Учитель, администрация /регламентируется локальным актом школы. / Проверочные работы

Портфолио

Динамики учебной и творческой активности учащегося, уровень высших достижений

Выработка рекомендаций по выбору ИОТ в старшей школе

Обучающийся, классный руководитель, учитель, семья

Промежуточная аттестация

Предметные и метапредметные результаты. (Результаты накопленной оценки и результаты выполнения тематических проверочных работ)

Основание для перевода в следующий класс

Регламентируется локальным актом школы. Администрация, учителя/накопленная оценка, тематические проверочные работы

Защита итогового индивидуального проекта

Метапредметныерезультаты

Итоговая оценкадостижения метапредметныхрезультатов

Регламентируется локальным актом школы. Администрация

Внутришкольный мониторинг

Метапредметные, предметные, личностные (часть) результаты, читательская грамотность, ИКТ-компетентность (результаты реализации программ, входящих в ООП)

Внутренняя оценка качества образования в ОО. КоррекцияОП, ОД

Регламентируется локальным актом школы (Внутренней системы оценки качества образования). Администрация

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений:

Система оценивания образовательных достижений: Текущий контроль по математике соответствует системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются мною с учетом образовательной программы МОУ «Старо – Татауровская СОШ».

Методы и формы оценки достижений учащихся, взаимно дополняющих друг друга и охватывающих разнообразные виды деятельности, используемых мною:

- стандартизированные письменные и устные работы (устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования);

- проекты, творческие и исследовательские работы,

- самоанализ и самооценка;

- наблюдения, домашние, проверочные, контрольные работы;

- письменные ответы на вопросы теста;

- сочинения, эссе, диктанты, рефераты.

Фиксация результатов текущего контроля осуществляется в 5-11 классах по пятибалльной системе.

Данные текущего контроля используются мною для обеспечения ритмичной учебной работы обучающихся, привития им умения четко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися, а также для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Промежуточная аттестация - результат внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающегося, отражающая динамику формирования их способностей к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой.

Четвертная промежуточная аттестация может проводиться без учета результатов текущей успеваемости, в качестве отдельной процедуры ( формы - годовая контрольная работа, защита исследовательской работы, защита реферата и т.д).

Годовая промежуточная аттестация проводится в форме выставления годовой отметки на последнем уроке учебного года на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций.

При выставлении оценок за четверть, полугодие преимущественное значение имеют результаты итогового контроля. При спорной оценке за четверть, полугодие ученику необходимо предложить сдать зачет по основным вопросам изученных тем.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе в 5-11 классах.

При определении требований оценкам по дисциплинам руководствуюсь следующим:

- Оценки 5 - «отлично» заслуживает учащийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные учебной программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой;

- Оценки 4 - «хорошо» заслуживает учащийся, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе;

- Оценки 3 - «удовлетворительно» заслуживает учащийся, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой;

- Оценка 2 - «неудовлетворительно» выставляется учащийся, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

- Оценка 1 – «единица» выставляется обучающемуся в случае неусвоения учебной программы.

Технология оценивания на уровне основного общего образования

Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:

- сформированность основ гражданской идентичности личности;

- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

- сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых

результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является:

- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Оценка результатов

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе:

- результатов внутреннего мониторинга образовательных достижений по математике, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные работы и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

- отметок за выполнение итоговых работ по математике;

- оценки (отметки) за выполнение и защиту индивидуального проекта;

- отметок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.

Промежуточный контроль проводится  в разных формах: диктант, изложение, сочинение, самостоятельная тематическая работа, контрольная тематическая работа, защита проектов, устный опрос и др.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария службой сопровождения ОО. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития учащихся.

Особенности оценки метапредметных результатов на ступени основной школы заключаются в комплексном использовании материалов:

- стартовой и финишной диагностики (два раза в год);

- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

- промежуточных тематических и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;

- текущего выполнения учебно-практических и учебно-познавательных заданий;

- защиты индивидуального проекта.

Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения обучающихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Выделены следующие уровни достижений обучающихся:

- максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно»;

- повышенный программный уровень достижения планируемых результатов; - программный уровень достижения планируемых результатов;

- необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов;

- ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов.

Процедуры оценивания

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутреннего мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфеле достижений» ученика основной школы.

Внутренний мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов.

Система оценивания учебных достижений в курсе изучения математики:

Пропедевтика введения рейтинга в пятом классе оценивание отдельных работ определенным количеством баллов (перевод в пятибалльную систему), оценивание работы на уроках с помощью геометрических фигур. Существуют три вида фигур: круг, половинка круга, четверть круга, с помощью которых и оценивается работа на уроке. Определенные виды работы: работа на уроке, устные ответы, оригинальное решение, небольшие самостоятельные работы оцениваются геометрическими фигурами. Оценка в журнал ставится тогда, когда ученик набирает 5 кружков – «5», четыре кружочка – «4». Ставятся в журнал эти оценки по желанию ученика, собравшего необходимое количество частей кружков

Результаты:.

  • развитие интереса к математике;
  • дифференциация оценивания (чтобы заработать оценку «5» необходимо было работать на протяжении нескольких уроков);
  • не теряются оценки за «малые» самостоятельные работы - математические диктанты, обучающие самостоятельные работы;
  • оценивается не только правильность выполнения работы, но и оригинальность и красота решения и оформления решения.

Частично - рейтинговая система контроля качества образовательного процесса по математике учащихся шестого класса

В шестом классе учащимся предлагается частично - рейтинговая система оценивания работы. На протяжении обучения ребята получают те или иные баллы за разную работу. За «крупные» письменные работы рейтинг переводится в оценки, для улучшения рейтингового положения существует неделя «подтягиваний». До начала и последнего дня этой недели улучшить рейтинговое положение можно активной работой на уроках, более хорошим написанием работ, выполнением всех предъявляемых требований, выполнением дополнительных работ.

Результаты:

  • стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе выходящей за пределы обязательного минимума;
  • повышение ответственности за учебный труд;
  • снижение роли случайностей;
  • повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;
  • исключение возможности протежирования не очень способных и прилежных учеников;
  • уменьшение числа пропусков, опозданий, неготовности к уроку без уважительных причин;
  • индивидуализация обучения.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений, обучающихся по математике седьмого класса

 Работа по оцениванию ведется уже с оформлением рейтинговых оценок в журнале. Ниже, в качестве примера, дана таблица, описывающая области оценивания.

Система рейтингового оценивания качества знания учащихся 6 класса

Область оценивания

3 четверть

Посещение уроков

0,25б.*60ч.=15б.

Работа на уроках

0-0,5б. за урок

до 30б. за четверть

Творческие домашние задания (ТДР)

5б.*5 работы=25б.

Контрольные работы (КР)

№6-5б.

№7-5б.

Лабораторно - графические работы (ЛГР)

 №2-10б.

 №3-20б.

Проверочные работы (ПР)

до 20 б. за четверть

Способы «подтягивания»:

 

Реферат

0-10 б.

Сообщение по теме

0-15 б.

Участие в мероприятиях

0-15 б.

Решение доп.заданий

0-5б.

Выполнение пособий

0-10 б.

Итоговый контроль:

 

оценка «5»

свыше 150б.

оценка «4»

149-120б.

оценка «3»

119-70б.

оценка «2»

менее 70б.

Система оценивания учебных достижений, обучающихся в курсе изучения математики 7 класс.

Область оценивания и поощрения

Количество баллов

Работа на уроках

0 – 2б. за урок

_____

0 – 30б. за четверть

Самостоятельные работы

0 – 5б.

_____

0 – 60б. за четверть

Устные опросы

0 – 15б.

_____

0 – 15б. за четверть

Контрольные работы

КР №1

0 – 10б.

_____

0 – 10б. за четверть

Дополнительные баллы

Домашние задания

0 – 20б.

Реферат, доклад, сообщение по теме

0 – 10б.

Выполнение пособий

0 – 10б.

 

Подведение итогов

Отметка «5» в четверти

Свыше 105б.

Отметка «4» в четверти

80 – 105 б.

Отметка «3» в четверти

60 – 80 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 60б.

Оценивание, как процесс познания, так и его результаты, призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на уроках математики;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Ученики знают, что рейтинговая система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки); констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год); самооценивание (собственные достижения и мотивация к обучению).

         Показателями рейтинга, в которых (для каждого конкретного ученика) даётся четкое представление о том, как должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения к заданной цели.

При этом даже самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...