Главные вкладки

    Публикация "Проектирование урока математики с метапредметной составляющей"
    статья по математике (5 класс)

    Ломонова Ольга Александровна

    Проектирование урока математики с метапредметной составляющей (публикация)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ломонова Ольга Александровна

    учитель математики, высшая категория

    МБОУ Гимназия № 41

     г. Кемерово

    Проектирование урока математики с метапредметной составляющей в 5 классе

    «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. 

    Чем труднее учителю,  тем легче ученику.

    Чем больше будет учитель сам учиться,

    обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,

     чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

    чем больше вызывать  на вопросы и ответы,

    тем легче будет учиться ученик».
    Л. Н. Толстой

    Важнейшей задачей ФГОС  является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» и частично из «умения». Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

    Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

    Например, в рамках  метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.  

    На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность.

    Изучая  метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

    Метапредметный  урок — это урок, на котором:

    - учитываются реальные потребности и интересы школьников;

    - происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка;

    - организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация;

    - моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане;

    - на котором необходимо в первую очередь учить всех детей мыслить, без всякого исключения;

    - ученик прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем сам анализирует  способ своей работы с этим понятием;

    - происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения;

    - происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

    - обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания, в общее содержание образования включается метапредметное содержание.

    - ученик прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем сам анализирует  способ своей работы с этим понятием;

    происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения;

    - происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

    - обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания, в общее содержание образования включается метапредметное содержание.

    Цели метапредметного урока:

    - преодоление опасностей узкопредметной специализации;

    - преодоление разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов;

    - развитие лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания;

    - раскрытие новых перспектив развития таких учебных форм как учебный предмет и учебное занятие.

    Основными методическими принципами современного урока являются:
    1)
    субъективизация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
    2)
    метапредметность (формируются УУД);
    3)
    деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
    4)
    рефлексивность(учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
    5)
    импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

    Методические принципы проектирования метапредметного  урока

    1) принцип целеполагания (цель урока это заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремится учитель и ученик);
    2) принцип мотивации (сюжеты внешней мотивации );
    3) принцип проектирования (в проектировании главная цель - создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся, т.е. предоставить на уроке место для выбора учащимся, для их собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания);
    4) принцип включенности учителя в совместно распределенную учебную деятельность;
    5) принцип передачи функции оценивания учащимся (предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность).

    Я иду на метапредметный  урок.
    Что я должна учитывать?

    • что я делаю? (предмет деятельности);
    • для чего я это делаю? (какова цель);
    • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
    • какой это дает результат?
    • за счет чего этот результат достигнут?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проектирование урока математик и с метапредметной составляющей в 5 классе Ломонова Ольга Александровна МБОУ СОШ № 44 им. М.Я. Вознесенского г .Кемерово

    Слайд 2

    «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Л . Н. Толстой

    Слайд 3

    Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных ( метапредметных ) учебных действий (УУД) , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации » и частично из «умения». Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей . Умение – это совокупность определенных навыков.

    Слайд 4

    Метапредметный урок — это урок, на котором: учитываются реальные потребности и интересы школьников; происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка; организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержа­тель­ном и социально–психологическом плане; на котором необходимо в первую очередь учить всех детей мыслить, без всякого исключения;

    Слайд 5

    ученик прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем сам анализирует способ своей работы с этим понятием; происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения; происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения; обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

    Слайд 6

    Метапредметный урок нельзя построить по жесткому плану. На таком уроке учителю надо всегда быть готовым к тому, что здесь должно иметь место импровизации. Такой урок гибок и во многом зависит от взаимодействия учителя с учащимися . Для построения метапредметного урока необходимо глубокое знание учебного предмета, что позволит учителю без особых трудностей сконцентрировать и перераспределить учебный материал. Еще на этапе планирования урока учитель должен помнить что, для того чтобы формировать у учащихся УУД необходимо выйти за рамки учебного предмета в другие области знаний. При постановке цели урока следует четко определиться со способом деятельности, формируемым на занятии. Выбор способа должен определяться с учетом валеологических особенностей учащихся и соответствующем для их восприятия и понимания материале.

    Слайд 7

    1) принцип целеполагания (цель урока это заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремится учитель и ученик); 2 ) принцип мотивации (сюжеты внешней мотивации ); 3) принцип проектирования ( в проектировании главная цель - создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся, т.е. предоставить на уроке место для выбора учащимся, для их собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания); 4) принцип включенности учителя в совместно распределенную учебную деятельность ; 5) принцип передачи функции оценивания учащимся (предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность). Методические принципы проектирования метапредметного урока

    Слайд 8

    Фрагмент одного из возможных вариантов урока математики с метапредметной составляющей.

    Слайд 9

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 1.Организацион ный момент Цель – включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствую учащихся, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учащихся, настрой учащихся на продуктивную работу в процессе эмоционального рассказа учителя. Подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Ведь сегодня мы будем работать в группах. И как никогда нам нужна поддержка друг друга. Настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание. Личностные: Мотивация на учебные действия, самоопределение. Регулятивные: Целеполагание, организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Ставят перед собой цель: «Чего я хочу получить сегодня от урока?» Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 1.Организацион ный этап Цель – включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствую учащихся, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учащихся, настрой учащихся на продуктивную работу в процессе эмоционального рассказа учителя. Подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Ведь сегодня мы будем работать в группах. И как никогда нам нужна поддержка друг друга . Настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание. Личностные: Мотивация на учебные действия, самоопределение. Регулятивные: Целеполагание, организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Ставят перед собой цель: «Чего я хочу получить сегодня от урока?»

    Слайд 10

    Оценочный лист Наименование деятельности Вид оценивания Баллы 1. Математический диктант Взаимопроверка 6 2. Представь в виде десятичной дроби(задание по слайду) Самопроверка 6 3. Самостоятельная работа по закреплению нового материала №1146(а) №1146(б) №1147 Взаимопроверка 6 5 9 4. Мне понятен алгоритм записи десятичных дробей 5. Я считаю, что смог применить алгоритм записи десятичных дробей Всего набрано баллов: 32 Оценочный лист ____________________ Баллы Оценка 28-32 5 23-27 4 16-22 3

    Слайд 11

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 2.Актуализация опорных знаний и умений Организация устных упражнений: 1. Исключите лишнее 2. Сравните 3. Какое число записывается: а) единицей с двумя последующими нулями? б) единицей с четырьмя последующими нулями? в) единицей с шестью последующими нулями? г) единицей с девятью последующими нулями? 4. Выбрать на предложенных слайдах: А) натуральные числа, Б) обыкновенные дроби, В) смешанные числа. (Слайд) Предлагает обучающимся задания для самостоятельной работы с последующей самопроверкой Участвуют в работе по повторению. В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы и отрабатывают навыки устного счета. Производят проверку по эталону на интерактивной доске (Самопроверка) Личностные: Оценивание усваиваемого материала. Регулятивные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: Организация и планирование учебного сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: Структурирование собственных знаний.

    Слайд 12

    1. Исключите лишнее 2. Сравните 3 . Какое число записывается: а) единицей с двумя последующими нулями? б) единицей с четырьмя последующими нулями? в) единицей с шестью последующими нулями? г) единицей с девятью последующими нулями?

    Слайд 13

    а) Назовите НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. 4. Из чисел:

    Слайд 14

    4. Из чисел: б) Назовите СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА.

    Слайд 15

    4. Из чисел: в) Назовите ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ.

    Слайд 16

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 3. Мотивация к учебной деятельности , постановка проблемы Мотивирует учащихся, предлагая опорное задание: Прочитайте дробь 17/10 Основополагающие вопросы - Как называется такая дробь? И т.д. Координирует работу учащихся Создание проблемной ситуации 1.Математический диктант: Запишите в столбик смешанные числа: 5,7; … 2.Проверка математического диктанта (взаимопроверка). 3. Сделать вывод чем похожи данные дроби?- Какое задание вы должны были выполнить? Почему возникли затруднения? Сформулируйте цель вашей деятельности Осмысление задания Выявляют дроби со знаменателями 10,100, 1000 и т.д.. Определение недостающих знаний для решения задачи. Делают вывод, что дроби со знаменателями 10,100, 1000 и т.д . После диктанта учащиеся меняются тетрадями и в соответствии с указанными на слайде критериями выставляют оценку своему товарищу по парте Фронтальная беседа - Знаем один способ записи таких дробей. Формулирование целей -Узнать другой способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. дробей ? Определение темы урока Формулирование основополагающего и проблемного вопросов . Личностные: самоопределение . Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, выражение своих мыслей, аргументация

    Слайд 17

    -Как называется такая дробь? - Назовите знаменатель. Что он показывает? - Назовите числитель. Что он показывает? - Выделите целую часть. - Какие действия с обыкновенными дробями и смешанными числами мы умеем выполнять? 10 17 Прочитайте дробь

    Слайд 18

    1. Математический диктант. Запишите в тетради (в столбик) смешанные числа. Пять целых семь десятых Сорок две целых пятьдесят две сотых Одна целая три сотых

    Слайд 19

    1. Математический диктант. Три целых триста восемьдесят две тысячных Восемь целых одна тысячная Семь целых тридцать четыре десятитысячных

    Слайд 20

    Выполните взаимопроверку

    Слайд 21

    Назовите целую и дробную часть каждого числа

    Слайд 22

    2.Чем «похожи» эти числа?

    Слайд 23

    Числа со знаменателем 10; 100; 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя

    Слайд 24

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 4.Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы Учитель с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к гипотезе записи десятичных дробей Консультирует в случае затруднений Выдвигают гипотезу записи десятичных дробей по изученному алгоритму. Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

    Слайд 25

    Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.

    Слайд 26

    АЛГОРИТМ Записываем целую часть числа и ставим запятую

    Слайд 27

    АЛГОРИТМ После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части

    Слайд 28

    АЛГОРИТМ С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака.

    Слайд 29

    АЛГОРИТМ В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.

    Слайд 30

    семь целых тридцать четыре десятитысячных

    Слайд 31

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 5. Организация познавательной деятельности. Первичное закрепление, которое необходимо для самостоятельной работы по новому материалу Физкультминутка Координация работы: учитель предлагает записать решение в тетради 1.Записать дроби предложенные на слайде в виде десятичных . 2.Физминутка (Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся ). 3.Продолжение физминутки : - Я проговариваю утверждение, если вы с ним согласны, то сидите, а если нет – встаёте. Обучающиеся повторяют правило записи десятичных дробей Работа в тетради, записывают, комментируют решение, а затем проверяют друг у друга, работая в паре. Формулируют вывод по своей работе. Устанавливают правильность и осознанность изучения темы. Обмен полученными знаниями с одноклассниками (фронтально) Коммуникативные: Организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: Записывают и читают десятичные дроби. Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Регулятивные: Корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения.

    Слайд 32

    2 . Представьте в виде десятичной дроби:

    Слайд 33

    Проверь себя:

    Слайд 34

    Физминутка Давайте немного передохнём. Поднимаем руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Я проговариваю утверждение, если вы с ним согласны, то сидите, а если нет – встаёте. 3/4 - правильная дробь; 67/100 - больше единицы; 8/7 на координатном луче располагается между 0 и 1; Из 42/41 можно выделить целую часть; В десятичной записи 5,12 после запятой стоит 2 знака цифры; 15/16 - неправильная дробь;

    Слайд 35

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 6. Контрольно-коррекционный этап Самостоятельная работа по закреплению нового материала Организую работу по выполнению стр. 181 №1146, 1147 с последующей проверкой Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Самооценка умения оценивать полноту и правильность усвоения информации. Личностные: Стараются следовать в поведении моральным нормам Регулятивные: Корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Коммуникативные: Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой Познаватльные : Самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

    Слайд 36

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации урока Формируемые УУД 7. Рефлексия Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Какими способами решали поставленную задачу? Что обозначает число в записи десятичной дроби, стоящее перед запятой? Что обозначает число в записи десятичной дроби, стоящее после запятой? Что нового вы сегодня узнали? Оцените свою деятельность на уроке c помощью оценочного листа Домашнее задание стр. 183 №1159, стр. 183 №1160. Подготовить сообщение «История развития десятичных дробей» Подводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. Работа с оценочными листами Личностные: Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха ( неуспеха) Регулятивные: Проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия Коммуникативные: Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Проводят рефлексию способов и условий своих действий

    Слайд 37

    Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать? что я делаю? (предмет деятельности); для чего я это делаю? (какова цель); как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы); какой это дает результат? за счет чего этот результат достигнут?

    Слайд 38

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики с метапредметной составляющей

          Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он с...

    Выступление на МО учителей математики муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области . Тема: Урок математики с метапредметной составляющей

    Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метопредметности как условия достижения высокого качества образования....

    Гуманитарная составляющая урока математики

    Помогать и развиваться ребенку, как человеку – главная задача гуманитарного учителя в современной школе.Коллективное обсуждение проблем, выдвижение разных версий событий и явлений, добровольный ...

    Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.

    Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...

    Обобщение опыта на районном методическом объединении учителей математики по теме:" Формирование метапредметного подхода на уроках математики"

    Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности....