Выступление на МО учителей математики муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области . Тема: Урок математики с метапредметной составляющей
презентация к уроку по математике на тему

Федорова Ирина Михайловна

Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метопредметности как условия достижения высокого качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_metapredmetnoy_sostavlyayushchey.pptx191.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики с метапредметной составляющей Подготовила: Федорова И.М., учитель математики МБОУ « Серго-Ивановская основная школа»

Слайд 3

Результаты обучения Личностные Метапредметные Предметные Регулятивные Коммуникативные Познавательные заключаются в Умении поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий; умение контролировать свои действия. Умение самостоятельно находить необходимую информацию, формулировать проблему, создавать алгоритм деятельности для решения проблем, выбирать наиболее эффективные способы решения. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд 4

История вопроса Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов . Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода , чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения.

Слайд 5

В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение . На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. История вопроса Метапредметы ( новые учебные предметы ). Метапредметные понятия. Метапредметные умения. Формы Метапредметность:

Слайд 6

От греческого «мета» - то, что стоит «за». Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В.Хуторского, Ю.В.Громыко. В 2008году - один из ориентиров новых образовательных стандартов. Метапредмет . Метапредметность

Слайд 7

Структура метапредметного занятия (А.Хуторской) 1. Образовательная напряженность. 2. Уточнение образовательного объекта 3. Конкретизация задания 4. Решение ситуации 5. Демонстрация образовательной продукции 6. Систематизация полученной продукции 7. Работа с культурно-историческими аналогами 8. Рефлексия

Слайд 8

Этапы урока Метапредметные знания (знания, позволяющие сформировать целостную картину мира) Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира) Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.) Форма оценки - количественная (баллы, шкалы, отметки) - качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита) Этап целеполагания Понимание учеником того, что постановка цели – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира Умение грамотно ставить цели: на урок, (на тему, на год). Цель, поставленная учеником достижимая, проверяемая, конкретная Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы) Вопрос – движущая сила познания. Грамотный вопрос – половина ответа. Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам Количество и качество заданных ребенком вопросов Может оцениваться оценкой, или качественно - учителем Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта Человек – по предназначению Творец. Человек имеет право реализовать свое творческое начало в любой области. Человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей. Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.) Продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности Возможна оценка в баллах, например от 1 до 10,но предпочтительна – качественная оценка учителя, рецензия Этап сравнения с культурно-историческим аналогом Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность Самооценка Этап рефлексивного осмысления результатов урока Понимание того, что самоанализ результатов – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира Умение грамотно проанализировать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины Полная развернутая, личностная рефлексия Качественная оценка рефлексии со стороны учителя, или одноклассников

Слайд 9

Методы формирования метапредметных УУД на уроках математики : проблемное изложение, эвристический метод исследовательский метод Приёмы, для формирования метапредметных УУД Групповая работа Работа в парах Математический квест Проект Составление кластера Портфолио математических достижений Мини-исследования Приём самооценивания Метапредметная олимпиада

Слайд 10

Данные задания можно использовать при проверке метапредметных результатов обучения. Виды заданий, формирующие личностные УУД: творческие задания, имеющие практическое применение. 1. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? Вывод: данное задание способствует патриотическому воспитанию школьников, формирует интерес к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов. 2. Раскрасьте картинку - бабочку в соответствии с результатами вычислений: 1) (9,5 + 3,8)•7 – 6,1= красный 2) 82,9 + (24•5,7 – 4,7)= желтый 3) (11,3 – 8,4)•6 + 3,6= синий 4) 0,9•37 + 4,3•24= серый 5) (3,27 – 1,16)•10= белый 6) (24,83 – 22,33)•100= черный Вывод: данное задание формирует вычислительные навыки, развивает интерес к математике, формирует положительное отношение к процессу познания, формирует личностные качества: аккуратность при выполнении работы. Выполнение данного задания может служить поводом беседы о любви к природе.

Слайд 11

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: « преднамереннные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут. 1. Ученик решал уравнение 16 : 2х = 4 так: 16: 2х=4 2х = 16: 4 2х = 4 х = 4-2 х = 2 Найди ошибку в решении. 2. Исключите лишнее: м 2 ; дм 2 ; м; га; км 2 ; а; см 2 . Объясните свое решение. Расположите оставшиеся единицы в порядке увеличения. Вывод: данное задание формирует целевые установки учебной деятельности. Виды заданий, формирующие познавательные УУД : «найди отличия»; «поиск лишнего»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. 1. Найди выражения, значения которых равны: (128+57)•36; 43•25+62•25; (1355-955)•68; (43+62)•25; 1355•68-955•68; 128•36+57•36. Объясните, каким образом выполняли поиск. а) назовите математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запишите это свойство в виде равенства; в) сравните свою запись с такой: ( a+b )• c = a • c+b • c . Сделайте вывод. Вывод: данное задание способствует поиску и выделению необходимой информации; анализу с целью выделения общих признаков; синтезу, как составление целого из частей.

Слайд 12

2. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат: а) на треугольник и пятиугольник; б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками. Вывод: решение данной задачи является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Она формирует у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить фигуры и использовать их свойства при решении задач. Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД: составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос. 1. Групповая работа – класс делится на группы по 5-6 человек. Задание: составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают, работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы. Вывод: данное задание формирует коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Слайд 14

Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал. Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности . Требование к учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!

Слайд 15

Литература Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008. Педагогика и психология: курс лекций: учебное пособие (Часть I )/под ред. Проф. Л.И. Гриценко . – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.-288с. Суслов В.Н. Решаем проектные задачи, 4-5 класс: исследование, творчество, сотрудничество: учебно-методическое пособие. — Ростов н /Д: Легион, 2012. – 128 с. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002. – с135-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей математики: «Развитие компетентностно - ориентированного образования на уроках математики, используя проектную технологию».

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приорит...

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

« Применение компьютерных технологий на уроках математики» (МО учителей математики Заокского района Тульской области»)

Выступление на МО учителей математики Заокского района Тульской области Рожковой Е.И.          Предмет математики в курсе основного общего образования явля...

Выступление на РМО учителей математики Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся. Обучение здоровью в школе.»

Активизация познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока является главным элементом обучения здоровью, так как знание имеет еще и эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением, ...

Отзыв о работе учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г. Вязьмы Смоленской области Мосенковой Любовь Анатольевны

Отзыв  о работе учителя  математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней  школы  №2 г. Вязьмы Смоленской области Мосенковой Любовь Анатольевны...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...