Разработка урока математики в 5 классе по теме: "Проценты".
методическая разработка по математике (5 класс)

Распопова Надежда Алексеевна

Данная разработка представляет собой: план -конспект урока закрепления и систематизации знаний по теме "Проценты". Урок - путешествие по парку математических атракционов, карточки для закрепления знаний на уроке и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5a_protsent.doc77 КБ
Файл kartochki_karusel.docx128.32 КБ
Office presentation icon protsenty_1_chast.ppt2.23 МБ
Office presentation icon protsenty_2_chast.ppt800 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «СОШ №14 имени Г. Т. Мещерякова» ИГОСК

ст. Новотроицкая

ПЛАН - КОНСПЕКТ

 УРОКА

по математике  в 5 А  классе

 «Проценты»

Учитель математики: Распопова Н. А.

2018 – 2019  учебный год.

Цели урока:

 

Образовательные:

  • Закрепить и cистематизировать умения находить процент от числа, числа по его проценту, применять их при решении задач;
  • способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся; 
  • развивать приёмы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий;
  • развивать познавательную активность, положительную мотивацию к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность, самостоятельность, умение работать в парах, группах, коллективе;
  • прививать интерес к математике, используя разнообразные формы работы на уроке;
  • показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Тип урока: 

 Урок закрепления  знаний и формирования умений и навыков по теме.

Используемые учебники и учебные пособия:  

   Математика 5 класс,  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.,-  М: Мнемозина, 2011г.

Используемое оборудование:  

Мультимедийный проектор, дидактические карточки, экран, презентация

Формы организации работы на уроке:  индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Закрепление изученных знаний, умений и навыков.

4.  Формирование углубленных знаний.

6. Домашнее задание. Подведение итогов.

7. Рефлексия деятельности на уроке.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.                                               (Слайд 1)

Доброе утро! А что это значит?

Это по- доброму день ваш начат.

Отбросьте усталость, забудьте про лень,

Давайте задачи решать поскорей.

Ждёт вас урок, урок необычный,

Настроение сегодня должно быть отличным.

Тему нашего урока  вы узнаете, если разгадаете загадку:

«Одной я сотою зовусь,

В расчетах вам всем пригожусь.

Но лишь три буковки убрать,

Могу я денежкою стать».                             (Отвечают «процент»)   

   А знакомы ли вы с этой темой?                   (ребята отвечают: да) 

Хотели бы вы продолжить изучение её?  Какую цель вы перед собой поставите? Чему хотите научиться?                              (ответы)

    Цель нашего сегодняшнего урока: углубить наши знания по теме «Проценты», приобрести навыки решения задач по этой теме. Приглашаю вас отправиться  в  парк «Математических аттракционов» Вас ждёт  путешествие по теме:  «Проценты».                          (Слайд 2)

     Открыли тетради, написали 15.04. Тема урока: (Отвечают дети). Проценты.      

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

   Парк «Математические аттракционы» открыт.   (Учитель показывает схему путешествия).                                                                                   (Слайд 3)

    Но попасть туда может не каждый, только тот,  кто выполнял домашнюю работу.  Давайте её проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом. И проверьте решение задач, а №1602  у доски решит…..                         Даю минуту на обсуждение.          (проверяют №1604,  №1609).

К доске приглашается (  … .   ),  2  ученик выполняет задание  по карточке «Гонки».

           

     (Учитель назначает судьей одного из сильных учеников).   

    Я предлагаю вам сверить ответы. Меня интересует задача  №1602.  Поднимите руки, у кого получился такой же ответ? А есть ли другие способы решения этой задачи? (да).   Кто решил по другому?  (отвечают).                                                                                                           (Слайд 4)

Скажите, кто воспользовался 1 способом решения? Кто вторым? Кто иначе решил задачу? (отвечают).

Спасибо, вы добросовестно отнеслись к домашней работе и все готовы к путешествию. Тогда вперёд.  У каждого из вас есть путеводитель (карточка учёта), в котором вы  будете фиксировать свои действия.

 

Учитель. Парк открыт. Предъявите свои билеты?

Цифровой диктант поможет вам найти код доступа. Учащимся зачитываются утверждения. Если утверждение верно в тетрадях записывается цифра 1, если неверно – 0. (дети сами читают   (Слайд 5)

  1. Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо перенести в дроби запятую на две цифры влево.                        
  2.  Процент – это одна сотая часть числа.
  3.  Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо умножить число процентов на 100.
  4. Одна десятая часть числа – это 10 %.
  5. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

Самопроверка.  Оцените себя сами честно. За каждый правильный ответ балл  Проверка (Код доступа 01011)    обсуждение результатов диктанта. Оценивание работы на полях: “5” – 5 верных ответов, “4” – 4 верных ответа, “3” – 3 верных ответа.

Молодцы, правила вы знаете хорошо, а умеете ли вы пользоваться ими  при  решении различных заданий?  Итак, аттракцион «Качели».

                                                                                            (Слайд 6).

        В этом  аттракционе участвуют 2 команды, девочки выполняют задания,   записанные слева, а мальчики те, что справа (выполняют). Работаем устно.

Задание 1.  Переведите  проценты в десятичную дробь?

73 % =0,07                                            125%=1,25

Задание 2. Запишите  десятичную дробь в процентах?

0,402=40,2%                                         0, 08= 8%

Задание 3.

Как называют 1% от центнера? (1кг)                  Как называют 1% от метра? (1 см)

Задание 4.

Найдите 8% от 400.                                  Найдите число, 20% которого равны 40.
Задание 5.

Сколько %  составляют правильные ответы девочек от всех ответов  аттракциона «Качели»? А ответы мальчиков?

Учитель. Продолжаем путешествие. Следующий  аттракцион – «Кривые зеркала»

  Здесь даны решения 3-хзаданий, но вот проблема – зеркало не отражает правильных знаков действий и меняет числа. Исправьте положение.                                                                                    (Слайд 7)

На обсуждение в парах даётся 3 мин. Вычисления можете делать в тетрадях. (Ребята отвечают устно).   

  1. Какое число является 30% от 150?               Решение. 150:30*100 =
  2. 80 – это 25% какого числа?                           Решение.   80:100*25 =  
  3. Какой процент от числа 30 составляет число 150?  Решение. 150:30

  1. Закрепление изученных знаний, умений и навыков.

Учитель. Мы продолжаем наше путешествие. Для вас открыт «Киоск экономических задач».

             Сейчас вашему вниманию будет предложены 2  задачи. Прочитайте условие задач. Решаем эти задачи самостоятельно. За вами выбор, решите сами, кто за партой будет решать 1-ю. кто 2-ю задачи. А к доске на отвороты приглашаются               Время – 3мин. (решают).   

                                                                                                         (Слайд 8) 

 На полях оценку.

№1.  Семья Звягинцевых, увидев рекламу,  решила положить в сбербанк 40000 рублей.

        Какую сумму получит семья через год?  40000:100 *114,5 =             Выгодно ли это?

№2.  Какую сумму вам придется заплатить банку, если вы возьмете в ипотеку 1 000 000 рублей?                                                                              1000000:100*111 =    

  А сейчас взаимопроверка

     Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно  должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким  процентным, а ипотеки по низким.

     Учитель. Вы ребята немного устали, тогда время для физ. минутки.

Физорг.  А теперь, ребята, встать,                                                                       (Слайд 9)

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Вы сейчас глаза закройте,

На миг расслабьтесь, вновь откройте.

Руки вверх, руки вниз,

Вправо, влево повернись.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

Учитель. Внимание! Впереди магазин удивительных товаров. «Спорт мастер»  приглашает его посетить. Давайте отправим туда , например   (вызывает к доске…….) и проследим за ним.              (Слайд 10)

Магазин проводит акцию: «Любая футболка по цене 200 руб.

При покупке двух футболок – скидка на вторую 75%».

Сколько руб. предстоит заплатить за покупку 2-х футболок?

 Учитель.     Предлагаю вам посетить следующий аттракцион «Карусель».                                                                       (Слайд 11)

      Работаем в группах по четыре. Ребята – координаторы предложат вам   индивидуальные    карточки. Вычислительную работу вы производите в тетрадях, ответы же фиксируете в карточке.    Угадайте таинственное слово. Работу выполняйте самостоятельно, к  консультанту можно обратиться бесплатно только 1 раз, вся   последующая  помощь будет стоить вам баллов. На этот вид деятельности   вам   дается 10 минут. Приступайте. Успехов вам.

(Консультанты  раздают разноуровневые  карточки – тесты на 3 варианта,  следят за работой, консультируют.)  (Карточки прилагаются)

5. Формирование углубленных знаний.

Учитель. Время истекло, передайте консультантам ваши работы. Пока они будут   проверять их, мы ответим на предлагаемый вопрос тестов.    (Ответ: Стевин)

    Вы хотели бы  узнать об этом учёном?  Тогда, следующий аттракцион «Историческое колесо обозрения».  Поможет мне его провести  Караченцева Лиза   Предоставляется дополнительная информация)  

                                                                                                                      (Презентация 2)

Учитель. Спасибо. Прошу вас поднять руки тем,  кто получил за тест 5, кто 4, а 3? (Ребята отвечают).

6. Подведение итогов урока.  Рефлексия. Домашнее задание.   Давайте подведём некоторые итоги, Перед вами путеводитель.

                                                                                                  (Слайд 12)

В карточке учёта зафиксируйте оценку своих успехов по пятибалльной шкале и передайте консультанту, а они вернут их мне. С учётом всего я на следующем уроке дам оценку работе каждого, а сейчас за урок получают следующие оценки:……..

Мы заканчиваем наше путешествие. Вам понравились аттракционы?

        -  А по какой теме мы путешествовали?

         -  Что нового узнали?

         -  Мы достигли цели урока?  

          - Понравился ли урок?

 Оцените свою успешность в %                                       (Слайд 13) 

     – Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты?                  (ответы – в банках, в магазинах, в медицине,  …)

   Мы видим, как часто встречается понятие процента, как необходимо понимать важность этой темы. Мы продолжим изучать более сложные задачи на проценты, а пока

  1. Домашнее задание. Карточки с 3 задачами разных типов, а желающим познать больше – ждёт творческое задание: придумайте свой аттракцион. Творчество будет отмечено.

(Ответы: 1 вариант -   80,   9.6;  75%.     2 вариант – 170;  25;  30%.)

Спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

Выполни задания и найди ответы на каруселях.

Задание                                                                      Ответ в буквах

  1.    Вычислить:  1, 24:2                               
  2.    Найти в процентах:      

  1.    5% числа это20. Найди это число.

  1. Группе художников надо расписать 300

   фарфоровых чашек. 7 % чашек они уже расписали.

   Сколько чашек расписали?

  1.  За  первую  половину урока Петя выполнил 60%

задания, а за  вторую-27%. Сколько процентов задания  не  выполнил  Петя?

  1.  Школьник прочитал 72 страницы книги, что

составляет 24% страниц всей книги. Сколько

страниц в книге?

Учёный, который ввёл в математику понятие процента.

ВАРИАНТ 2

Выполни задания и найди ответы на каруселях.

           Задание                                                            Ответ в буквах

  1. Вычислить:  0,628:0,04                         
  2. Найди в процентах:

  1. Найди число, если 6% его равны 12.

  1. В новом доме 800 квартир. Организации выделили

16 %  всего количества квартир. Сколько квартир

выделили этой организации?

  1. Какую заработную плату начисляют работнику,

если после уплаты 13% налогов он получает 8700р.

   

  1.  Для компота смешали 3 кг яблок и 7 кг слив.

Сколько процентов составляют сливы? 

Учёный, который ввёл в математику понятие процента.

ВАРИАНТ 3

Выполни задания и найди ответы на каруселях.

Задание                                                                      Ответ в буквах

  1. Вычислить:  2, 807:1,4
  2. Найди в процентах: 

  1.  Найди число, если 5% его это1,5.

  1. В магазин привезли 180 кг.  фруктов. До обеда                            продали 12 % всех фруктов. Сколько кг. фруктов

было продано после обеда?

  1. В классе 24 человека, из них девочек – 14. Сколько

процентов мальчиков в классе?

                  

  1. 2% книги, которую читал Сережа, составляет

4 страницы. Сколько страниц осталось

прочитать Сереже, если он уже прочитал 30%?

 

Учёный, который ввёл в математику понятие процента.

АТРАКЦИОН «КАРУСЕЛЬ»

Вариант 1.       Ответы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

0,62

с

25%

т

400

е

21 ч

в

13%

и

300

н

Вариант 2.       Ответы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

15,7

с

12%

т

200

е

128 кв.

в

10000 руб

и

70%

н

Вариант 3.       Ответы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

2,005

с

212,5%

т

30

е

158,4 кг.

в

44%

и

140 стр.

н


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: ПРОЦЕНТЫ Цели урока: закрепить умение решать задачи на проценты; развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Слайд 3

ГОНКИ

Слайд 4

Задача № 1602. 1 способ 1). 10+60=70% - геологи пролетели и проехали ; 2). 100-70=30% - геологи прошли пешком; 3). 2450:100 * 30=735(км) –прошли пешком. Ответ: 735 км. 2 способ 1). 2450:100*10=245(км) – геологи пролетели; 2). 2450:100*60=1470(км) – проплыли; 3). 2450-(245+1470)=725(км) - прошли пешком. Ответ: 735 км. 3 способ 1). 100-(10+60)=30% - прошли геологи; 2). 2450:100*30=735 (км) –прошли пешком. Ответ: 735 км.

Слайд 5

Предъявите билет 1. Чтобы разделить десятичную дробь на 100 , надо перенести в дроби запятую на две цифры вправо. 2. Процент – это одна сотая часть числа. 3. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо умножить число процентов на 100. 4. Одна десятая часть числа – это 10 %. 5 . Чтобы обратить десятичную дробь в проценты , надо её умножить на 100.

Слайд 6

Качели 1 . Переведите проценты в десятичную дробь? 2 . Запишите десятичную дробь в процентах? 3 . Как называют 4. Найдите Сколько % от всех ответов аттракциона «Качели» составляют правильные ответы 73 % 125% 0,402 0, 08 1 % от центнера ? 1 % от метра? 8% от 400 число, 20% которого равны 40 девочек мальчиков

Слайд 7

Кривые зеркала Ответ: -3. 150 100 30 Какое число является 30% от 150? 80 – это 25% какого числа? 80 100 25 3. Какой процент от числа 30 составляет число 150? 150 30 100

Слайд 8

Киоск экономических задач № 1. Семья Звягинцевых, увидев рекламу, решила положить в сбербанк 30 тыс. руб. Какую сумму получит семья через год? Выгодно ли это? № 2 Какую сумму вам придется заплатить банку, если вы возьмете в ипотеку 1 млн. рублей?

Слайд 9

Физкультминутка Мы немного все устали И зарядку делать стали.

Слайд 10

SPORT MASTER приглашает Магазин проводит акцию: «Любая футболка по цене 200 руб. При покупке двух футболок – скидка на вторую 75%». Сколько руб. предстоит заплатить за покупку 2-х футболок? (Задача из открытого банка заданий ЕГЭ - 2019 г.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Подведём итоги! Мы достигли цели урока? Что нового узнали? Понравился ли урок? Оцените свою успешность в % 0% - 25% Я ничего не понял. 25% - 50% 50-75% 75%-100% Мне понятно, но я мог бы работать лучше. Мне не всё понятно, я мог работать лучше. Мне понятен и полезен урок, я доволен своей работой

Слайд 3

ПУТЕВОДИТЕЛЬ Вид деятельности Самооценка Оценка эксперта Оценка учителя Цифровой диктант. (Количество баллов по количеству ответов) 2. Устная работа ( Кол-во баллов по кол-ву устных ответов) 3. Решение экономических задач. (От 1 до 3-х баллов) 4. Тест «Карусель» ( Кол-во баллов по количеству заданий) Итого Карточка учёта знаний ученика (цы) __________________

Слайд 4

Домашнее задание. Индивидуальные карточки (3-х уровневые). Обращайтесь к своим консультантам. По желанию: придумать аттракцион по теме и предложить его на следующем уроке. Успехов вам!

Слайд 5

«Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Анатоль Франс

Слайд 6

Спасибо за урок! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 5 класса по теме: "Проценты"

Урок сопровождается презентацией....

Презентация к открытому уроку в 5 классе по теме "Проценты"

Презентация к конспекту открытого урока в 5 классе по теме "Проценты"...

Урок математики 6 класс по теме "Проценты"

Урок в 6 классе по предмету математика...

Презентация по математике 5 класс по теме: "Проценты"

Данная презентация разработана к уроку математики в 5 классе. Первый урок по теме: "Проценты". Урок изучения нового материала. ...

Презентация к уроку математики 9 класс по теме "Проценты"

Презентация к уроку математики в 9 классе по теме "Проценты"...

Разработка урока в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"

Урок усвоения новых знаний в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"  по учебнику А.Г.Мерзляка....

Презентация по математике 5 класса на тему "Проценты"

Презентация по математике 5 класса на тему "Проценты"...