Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
статья по математике (5, 6, 8, 9, 10, 11 класс)

Сальманова Наталья Ивановна

Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сальманова Н.И.  учитель математики

 высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ№9 с УИОП», г.Нижневартовск

Требования к современному уроку по ФГОС ООО

В Концепции развития математического образования, которая была принята 24 декабря 2013 года, отмечено: «Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе». Основные проблемы математического образования в стране, выделенные в Концепции, объединены в три основные группы:

  1. проблемы мотивационного характера;
  2. проблемы содержательного характера;
  3. кадровые проблемы.

Я хочу представить систему работы нашей школы по второму направлению.

Работа в этом направлении начинается с  изучения  содержания  программ и учебников, используемых для работы и разработки рабочих программ учителя. И конечно же,  основная работа учителя – это разработка современного урока по требованиям ФГОС. Учителями математики нашей школы детально изучена характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по новым стандартам. Разработаны требования к проведению современного урока, разработаны технологические карты к урокам в 5-6 классах.  Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

 «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

 В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.

               Несколько простых правил работы с технологической картой.

1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.

2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.

3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».

4. Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).

5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).

6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий

7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т.д. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.

8. В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы

9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.

10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.

12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».

Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организации работы.

При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.

При разработке технологической карты урока по ФГОС необходимо учитывать ряд этапов.

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  1. Определение темы учебного материала.
  2. Определение дидактической цели темы.
  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока (таблица).
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.

              

                                          Структура

Технологической карты

Тема

Цель темы

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

I этап. Мотивация к деятельности

Цель –

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Диагностическое задание

Цель –

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель –

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

Самооценка

Оценка присутствующего

 



Предварительный просмотр:

 Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.

Закирова З.А., учитель математики МБОУ «СШ №9 с УИОП», г.Нижневартовск

Сальманова Н.И., учитель математики МБОУ «СШ №9 с УИОП», г.Нижневартовск

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно. Часто приходится слышать от учителя: «Мои ученики на уроке отвечали на вопросы, делали записи в тетради, выходили к доске и работали на доске – значит, они занимались деятельностью. А мы реализую на уроке деятельностный подход».  Но в Стандартах в это понятие вложен более широкий смысл: « Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся».

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений (или метапредметных, как определяется в Стандартах), связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способов деятельности учащихся. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Проанализировав научно-методическую, педагогическую литературу, можно сделать  вывод, что благоприятные условия для осуществления системно - деятельностного подхода в обучении создает интегральная технология по В.В.Гузееву. В рамках этой технологии удается объединить четыре направления, которые являются наиболее перспективными на современном этапе:

  • укрупнение дидактических единиц;
  • планирование результатов обучения;
  • психологизация образовательного процесса;
  • компьютеризация.

Данная технология позволяет строить образовательный процесс с учетом индивидуальных, психологических особенностей и здоровья обучающихся. Здесь каждый ученик осваивает программу в меру своих возможностей и способностей, но обязательным же, конечно, является минимум, определенный стандартом образования. Системно-деятельностный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Все эти принципы можно реализовать на основе интегральной технологии. Одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких рубежей. Каждый имеет право самостоятельно решить: ограничиться минимальным обязательным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

Структура уроков для интегральной технологии имеет следующий вид:

ВП

Вводное повторение

ИНМ (О)

Изучение нового материала (обязательный уровень)

З (Т-М)

Закрепление (тренинг-минимум)

ИНМ (Д)

Изучение нового материала (дополнительный объем)

З (РДО)

Закрепление (развивающе-дифференцированное обучение)

ОП

Обобщающее повторение

КОН

Контроль

КОР

Коррекция

Вводное повторение (ВП).

В этом модуле ведущую роль играет учитель, т.к. только он знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала. Ученики также должны активно действовать, мыслить. Наиболее благоприятной формой урока является беседа. Ученики, отвечая на вопросы учителя, восстанавливают в оперативной памяти все необходимое. Возможны элементы взаимоконтроля. На этом же уроке учащиеся знакомятся с дифференцированными требованиями к знаниям и умениям по теме (3 уровня), также получают домашнюю работу тоже по 3-м уровням в соответствии 3:2:1. Т.е. задания обязательного минимума составляют 3 части (их выполнение обязательно для всех учащихся), задания основного  и продвинутого уровней составляют соответственно 2 части и 1 часть (эти знания ученик выбирает по желанию).

 Изучение нового материала (основной объем).

В этом блоке ученикам компактно передается укрупненная дидактическая единица содержания материала. Здесь более предпочтительны лекция, но возможны и другие формы – беседа, рассказ.

Закрепление (тренинг – минимум).

На данном этапе отрабатываются до автоматизации шаблонные задачи минимального уровня. Здесь проверяется теория, широко используя помощь консультантов и взаимоконтроль. На этих уроках мы используем тесты, в которых необходимо заполнение пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических определений, правил. Эти тесты направлены на проверку прочности овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного на уровне.

Изучение нового материала (дополнительный объем).

Особенность этого этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале. Одни должны разобраться во всем, другим полезно понять и усвоить идеи, третьим достаточно только познакомиться с содержанием. Можно эти уроки проводить в форме семинара, где заранее определяются «действующие лица» и выполняемая работа:

Действующее лицо

Выполняемая работа

Докладчик

Излагает в тезисной форме существо защищаемой точки зрения, позиции – основные положения, факты.

Содокладчик

Подкрепляет аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика.

Оппонент

Демонстрирует контрприемы и контраргументы, излагает другую точку зрения.

Эксперт

Проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет области их истинности.

Провокатор

Задает каверзные вопросы.

Ассистент

Осуществляет материально-техническое обеспечение других участников.

Лучше и глубже других должны разобраться в материале эксперты – те ученики, которым этот материал необходим. Докладчики, содокладчики, оппоненты и другие действующие лица также разберутся в материале, хотя и не во всех деталях. Остальные же участники семинара все услышат и, если заинтересуются, могут потом этим заняться. Но необходимо отметить, что подготовка такого семинара очень трудоемкая, поэтому подготовительную работу  целесообразно начинать  сразу же, после блока ИНМ (О).  

Развивающее дифференцированное обучение (РДО).

На этих уроках активно используется  работа в группах, в парах, индивидуальная работа. Группы формируются  по итогам контрольного среза на предыдущем уроке в зависимости от продвинутости каждого ученика по теме.  В этом блоке уроков осуществляется  развитие каждого ученика в зависимости от его индивидуальных особенностей. Появляется возможность работать индивидуально с каждым учеником на фоне самостоятельно работающего класса. Основной задачей при этом остается не столько проверять, что ученик получил в результате решения или что запомнил, а учить его приемам самостоятельной познавательной деятельности, направлять его усилия, учить на его индивидуальных ошибках, находить причины их возникновения. Во время индивидуальной работы самым главным становится изучение индивидуальных особенностей мышления ученика не только отставшего, но и сильного. Ведь главной задачей является продвижение каждого от его уровня обученности.  Нельзя всех дотянуть до одинакового уровня, необходимо дать возможность каждому в меру своих сил и способностей идти от уровня к уровню.

Для повышения интереса, мотивации к учебной деятельности  можно использовать  дидактические игры.

Обобщающее повторение. Эти уроки  проходят как уроки-консультации,  в форме творческих работ и учебных проектов.

Контрольная работа. Разноуровневая (репродуктивный, продуктивный и  творческий уровень).

Проверка домашней работы. Как было уже отмечено, домашнюю работу по уровням дети получают на первом уроке по теме. Тут же сообщается дата тематической контрольной работы. При проверке заданий I, II уровня можно применять взаимоконтроль, помощь консультантов, самоконтроль (листы с решениями находятся у учителя). Задачи  творческого уровня проверяет  только учитель (до этих задач доходят не все), здесь важное значение имеет ход рассуждений ученика.

Системно-деятельностный подход создает условия, возможности для формирования у обучающихся метапредметных результатов обучения.  На современном этапе, в век обилия информации, особую актуальность приобретает умение правильно усваивать информацию, а для этого необходимо учить учащихся ее ранжировать, выделять главное, находить связи. Учить надо и целенаправленному поиску информации, т.е. поисковой деятельности. При работе в этом направлении актуально применять метод учебных проектов. Интегральная технология создает условия для вовлечения учащихся в проектную деятельность в рамках урока, поэтому в  рабочей программе планируются темы учебных исследовательских проектов (есть и интегрированные темы). В 7-8 классах можно практиковать  коллективные проекты по темам «Формулы сокращенного умножения», «Приемы решения задач на проценты», «Линейные уравнения и неравенства с параметрами», в 9-х классах  -  темы «Применение прогрессии», «Квадратный трехчлен и его приложения», «Квадратные уравнения и неравенства с параметрами», «Уравнения, неравенства и графики функций с  модулями» (при работе по данной теме  можно предложить в качестве учебного пособия авторское пособие для элективного курса: (Приложение2),  в 10-11 профильных классах  можно планировать  интегрированные  учебные проекты «Математика в экономике».

Одним из принципов деятельностного подхода в обучении является  принцип психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы. Именно доброжелательная атмосфера    в учебном   процессе    создаёт  каждому воспитаннику ситуацию успеха.   С психологической точки зрения успех – это переживание, состояние радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». На базе этого состояния формируются  устойчивые чувства удовлетворения, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. При обучении в  психологически комфортном режиме у ребёнка   появляется    чувство собственной интеллектуальной состоятельности. Для успешного учения очень важно, чтобы учащийся субъективно занял позиции «я могу», «я успешен», «я хороший», «я все понимаю». Апробируя интегральную технологию в течении нескольких лет, могу констатировать, что она создает доброжелательную обстановку сотрудничества учителя и ученика.

Что говорят дети об этой технологии?

   Детям нравится, что тему они видят целиком, каждый знает, что нужно ему сдать по той или иной теме, особенно если пропустил занятие по какой-то причине. Можно планировать свою деятельность, распределять домашнюю работу (т.е. данная технология дает прекрасную возможность для обучения учащихся планировать свою деятельность). Дети отмечают, что они очень комфортно чувствуют себя на уроках, нет страха перед уроком, если ты пропустил предыдущий урок,  т.к. неудовлетворительные отметки по теме выставляются только тогда,  когда тема полностью изучена, но обычно к этому моменту обязательный минимум сдан всеми.  Данная технология позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, учитывать возрастные, индивидуальные особенности каждого ученика. Одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. Каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным обязательным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математики.

Вывод: интегральная технология является эффективным механизмом для осуществления системно-деятельностного подхода при обучении школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.

план - конспект урока на основе системно – деятельностного метода  обучения  по биологии для 6 класса...

Публикация: Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.

Сальманова Н.И.  Методико-педагогические подходы к организации  системно-деятельностного обучения школьников математике  на основе интегральной технологии // Тенденции и проблемы развит...

Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах

особенности системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, и...

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии.

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии. (из опыта работы учителя Кузьминой Ольги Владимировны)

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...