Конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Голубева Эльвира Сериковна

Конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей». 6 класс. УМК  авт. Г.В. Дорофеев, И.Ф.Шарыгин

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сложение и вычитание десятичных дробей, формирование умения складывать и вычитать десятичные дроби, применять правило при сложении и вычитании десятичных дробей.

Задачи: - образовательные (формирование познавательных УУД) научить  использовать правило сложения и вычитания десятичных дробей.

- развивающие (формирование регулятивных УУД) умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия:  дробь, приведение дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание десятичных дробей.

Ресурсы:  

 основные  - учебник, рабочие тетради;

дополнительные   - презентация «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

  1. Мотивация

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой урока.

Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»

Настраиваются на работу, концентрируют внимание

«Знание есть сокровище, но хранитель его – разум» Пенн Вильям

Прочитайте слова Пенна Вильяма. Как вы понимаете это изречение?

-Сокровище, потому что знание играет очень важную роль в нашей жизни.

-«Хранитель» - производное от слова  «хранить, что означает обеспечить  неприкосновенность, держать  под защитой, поддерживать в неизменном виде…

-Что нужно сделать, чтобы сокровище не иссякло, не растратилось со временем?  (Нужно пополнять его, преумножать и т.д.)

-Верно. Сегодня на уроке мы вы будете пополнять свои сокровища новыми знаниями.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.
  2. Цель этапа: актуализация знаний, повторение ранее изученного, обсуждение незнакомой ситуации.

Предлагает  выполнить устно задания

Предлагает выполнить задание

Выполните сложение и вычитание натуральных чисел

Выполните сложение  и вычитание десятичных дробей

Выполняют задания, повторяют известные алгоритмы:

При сложении обыкновенных дробей, при сравнении десятичных дробей, при переходе от обыкновенных дробей к десятичным и наоборот

Учащиеся выполняют вычисления, проверяются ответы

Предлагают способ:

-перевести дроби в обыкновенные и выполнить действия;

-считать также как и натуральные числа столбиком

-я не знаю, как это делать

http://festival.1september.ru/articles/638888/f_clip_image002.gif

Расположите в порядке возрастания числа:

22,86; 23,01; 22,80; 21,99

Есть ли среди чисел равные числа?

А) 3,001; 3,1; 3,01

Б) 6,8; 6, 80; 6,080; 6.08

В) 5,4; 5,040; 5,004; 5,400

Запишите в виде десятичных дробей частные

8206:100

345:100

61:1000

2459:10

345:1000

Выполнить задание по карточке №1  (по группам)

360 + 133

129 + 631

1042 - 677

9637 – 763

8405 – 23

Выдается карточка №2

3,6 + 13,3

12,9 + 6,31

10,42 - 6,77

96,37 –0, 763

84,05 – 0,23

3.Выявление места и причины затруднения

Наводящими вопросами помогает учащимся выявит причину и место затруднения.

-Я соглашусь с вами, что можно переводить десятичные дроби в обыкновенные и выполнять сложение  (вычитание) по известному правилу. Но всегда ли это удобно?  

Учащиеся соотносят свои действия с изученным способом, фиксируют, какого знания им недостает для выполнения последнего задания

Как сложить и вычесть десятичные дроби?

Что необходимо сделать? ( Составить план действий по реализации сформулированной цели).

У вас в группах лежат «шаги» будущего плана. Прочитайте эти шаги и расставьте по порядку.

План

1.Представим дроби в виде обыкновенных

2.Сложить обыкновенные дроби

3.Ответ записать в виде десятичной дроби

4.Построение проекта выхода из затруднения

Посоветуйтесь в группах в течение 1 минуты. Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Но всегда ли это удобно?  А если я ограничу вас во времени. Сможете ли вы быстро посчитать  указанным способом?

Попробуем вывести правило, как сложить (вычесть) десятичные дроби, не переводя их в обыкновенные дроби

Формулируют тему и цель урока. Выбирают способ построения нового знания

Решают пример в течение 1 минуты

Учащиеся предлагают другие способы сложения и вычитания  десятичных дробей

Почему вы не смогли выполнить сложение и вычитание десятичных дробей быстро?

Какова тема и цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать  и вычитать десятичные дроби)

Как будет звучать тема урока?

3,015 + 2,1

Работают в группах над выявлением способа сложения и вычитания десятичных дробей столбиком.

Анализируем результаты по образцу ( учебник стр. 73)

Итак, сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей:

  1. Записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой;
  2. Если количество десятичных знаков различно, уравнять их число, записав справа нули;
  3. Выполнить действие, не обращая внимания на запятые;
  4. Поставить в результате запятую под запятой в данных дробях.

Обратите внимание на 4 пункт алгоритма: «Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях». Это важно, так как от того, где стоит запятая,  зависит правильность высказывания. Например:

«Казнить нельзя, помиловать!» или «Казнить, нельзя помиловать!». Смысл высказываний разный.

5.Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

Организует деятельность учащихся по реализации правила сложения и вычитания десятичных дробей

На основе правила сложения и вычитания десятичных дробей решают примеры

Вернемся к пробному заданию и решим примеры  (карточка №2)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу в парах по решению типовых задач; обращает внимание учащихся на запись десятичных дробей в столбик при сложении и вычитании; организует работу учащихся по алгоритму

Решают в парах типовые задачи. На сложение и вычитание десятичных дробей

№ 245 (д, е) , 246 (г, д), 248 (а,б) (проверяем по эталону, анализируем)

- решаем в парах

- проговариваем новый способ вслух

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой

Учатся самостоятельно применять правило  сложения и вычитания десятичных дробей, выполнять самопроверку

5,2 + 2,4          3.7 +6.1              4.3 + 7,5              8 + 14,6

5,8 + 2,2          4,9 + 6.1             3,5 + 4,5              5,9 + 7

3,5 + 7             8 + 2,97               15 + 2.08             21 + 4,6

3,75 – 2,25     4,65 -3,05           12, 69 – 10,1       1 – 0.32

0,8 – 0,6         0,9 – 0,5              6,5 – 0,4               5 – 0, 45

0,09 – 0,03     0,17 – 0,02         0, 86 – 0,46         3 – 0,6

ТЕСТ

1. Вычислите :  3,34 + 28, 7 

     А ).  32,4        К ).32,04

     Р ). 32,41       Б ). 62,1 

2. Уменьшите число 6 на 0,3 

    Н ). 6,3    И ).  5,7   Я ).  3   С ).  9

3. Увеличьте число 3,7 на 0,3 

     Ф ).  3,1          Ю ).  4,1

     Г ).  4    ;          З ).  3,01

4. Что получится при уменьшении

      43,7 на 8,73  

     Д ).  34,34       Е ).  34,97

     А ). 35,03         В ). 35,97

5. Что получится при сложении

     3,571 и 4,429 

    Ж ).  7  О ).  7,9   П ).  7,99   Л ).  8

6. Вычислите : 2,75 – 1,2 

     Б ).  1,73        И ).  1,55  

     З ).  1,5          Э ).  1,53

7. Какое число представлено

в виде суммы разрядных слагаемых :  

 0,7 + 0,08 + 0,003 

    Ю ). 0,7083        Н ). 0,7803  

     Я ). 0,783          Р ). 0,70803

8.Включение  в систему знаний и повторение

Организует работу в парах на выполнение заданий на сложение и вычитание десятичных дробей

Решают в парах тест на применение нового и ранее изученных правил

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания

Формулируют основные позиции нового материала, и как они их усвоили; соотносят цель и результаты своей учебной  деятельности

Какова была тема урока?

Какую цель ставили?

Что нового узнали?

В конце урока каждый ученик цветными карандашами рисует смайлик, который соответствовал его настроению на уроке.

http://festival.1september.ru/articles/638888/6.gif

Д/з № 253 (в,г), 257 (б)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗНАНИЕ ЕСТЬ СОКРОВИЩЕ, НО ХРАНИТЕЛЬ ЕГО – РАЗУМ» Пенн Вильям

Слайд 2

Вычислите

Слайд 3

Расположить в порядке возрастания числа 22,86; 23,01; 22,80; 21,99.

Слайд 4

Есть ли среди чисел равные? А) 3,001; 3,1; 3,01 Б) 6,8; 6,80; 6,080; 6,08 В) 5,4; 5,040; 5,004; 5,400

Слайд 5

Записать в виде десятичных дробей частные. 8206: 100 345:100 61:1000 2459:10 345:1000

Слайд 6

Выполнить сложение и вычитание чисел 360 + 133 129 + 631 1042 – 677 9637 – 763 8405 – 23

Слайд 7

Выполните сложение и вычитание чисел 3,60 + 13,3 12,9 + 6,31 10,42 – 6,77 96,37 – 0,763 84,05 – 0,23

Слайд 9

3,015 + 2,1

Слайд 10

Сложение и вычитание десятичных дробей

Слайд 11

Цель: Научиться складывать и вычитать десятичные дроби

Слайд 12

Алгоритм Записать дроби в столбик – разряд под разрядом ,запятую под запятой; Если количество десятичных знаков различно, уравнять их число, записав справа нули; Выполнить действие, не обращая внимания на запятые; Поставить в результате запятую под запятой в данных дробях.

Слайд 13

Казнить нельзя помиловать!

Слайд 14

3,60 + 13,3 12,9 + 6,31 10,42 – 6,77 96,37 – 0,763 84,05 – 0,23

Слайд 15

Вычисли 5,8 + 2,2 4,9 + 6,1 3,5 + 4,5 5,9 + 7 5,2 + 2,4 3,7 + 6,1 4,3 + 7,5 8 + 14,6 3,5 + 7 8 + 2,97 15 + 2,08 21 + 4,6 3,75 – 2,25 4,65 – 3,05 12,69 – 10,1 1 – 0,32 0,8 – 0,6 0,9 – 0,5 6,5 – 0,4 5 – 0,45 0,09 – 0,03 0,17 – 0,02 0,86 – 0,46 3 – 0,6

Слайд 16

1. Вычислите : 6,35 – 3,5 Д ). 2,85 А ). 3,3 С ). 6 Я ). 3,85 2. Увеличьте число 8 на 0,7 К ). 7,3 О ). 15 В ). 1,5 Ж ). 8,7 3. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых : 0,2 + 0,03 + 0,006 Е ). 0,236 ; Г ). 0,2036 Ц ). 0,0236 ; М ). 0,20306 4. Что получится при сложении 3,529 и 4,471 З ). 7 Т ). 7,9 Н ). 7,99 К ). 8 5. Что получится при уменьшении 62,8 на 9,56 Ч ). 63,36 К ). 52,52 Ф ). 53,24 Э ). 53,34 6. Вычислите : 314 + 13,004 Ю ). 444,004 Ш ). 32,7004 Р ). 327,004 Ц ). 13,318 7. Вычислите : 6,24 + 0,7 У ). 6,94 А ). 6,31 Б ). 6,9 З ). 6,11 8. Уменьшите число 4 на 0,2 Щ ). 4,2 Т ). 3,8 Ъ ). 2 С ). 6 1. Вычислите : 3,34 + 28, 7 А ). 32,4 К ).32,04 Р ). 32,41 Б ). 62,1 2. Уменьшите число 6 на 0,3 Н ). 6,3 И ). 5,7 Я ). 3 С ). 9 3. Увеличьте число 3,7 на 0,3 Ф ). 3,1 Ю ). 4,1 Г ). 4 ; З ). 3,01 4. Что получится при уменьшении 43,7 на 8,73 Д ). 34,34 Е ). 34,97 А ). 35,03 В ). 35,97 5. Что получится при сложении 3,571 и 4,429 Ж ). 7 О ). 7,9 П ). 7,99 Л ). 8 6. Вычислите : 2,75 – 1,2 Б ). 1,73 И ). 1,55 З ). 1,5 Э ). 1,53 7. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых : 0,7 + 0,08 + 0,003 Ю ). 0,7083 Н ). 0,7803 Я ). 0,783 Р ). 0,70803 1 вариант 2 вариант

Слайд 17

Домашнее задание: Прочитать пункт 4.1 Выучить алгоритм № 253( в,г ), 257б



Предварительный просмотр:

карточка №2

3,6 + 13,3

12,9 + 6,31

10,42 - 6,77

96,37 –0, 763

84,05 – 0,23

5,2 + 2,4                   3.7 +6.1              4.3 + 7,5                   8 + 14,6

5,8 + 2,2                4,9 + 6.1             3,5 + 4,5                5,9 + 7

3,5 + 7                   8 + 2,97               15 + 2.08               21 + 4,6

3,75 – 2,25            4,65 -3,05           12, 69 – 10,1          1 – 0.32

0,8 – 0,6                0,9 – 0,5              6,5 – 0,4               5 – 0, 45

0,09 – 0,03          0,17 – 0,02         0, 86 – 0,46         3 – 0,6

Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей:

  1. Записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой;
  2. Если количество десятичных знаков различно, уравнять их число, записав справа нули;
  3. Выполнить действие, не обращая внимания на запятые;
  4. Поставить в результате запятую под запятой в данных дробях.

ТЕСТ

1. Вычислите :  3,34 + 28, 7

1 ).  32,4        3).32,04

2 ). 32,41       4 ). 62,1

2. Уменьшите число 6 на 0,3

1 ). 6,3    2).  5,7   3 ).  3   4 ).  9

3. Увеличьте число 3,7 на 0,3

     1 ).  3,1          3 ).  4,1

     2 ).  4    ;          4 ).  3,01

4. Что получится при уменьшении

      43,7 на 8,73  

1).  34,34       3 ).  34,97

2 ). 35,03         4 ). 35,97

5. Что получится при сложении

     3,571 и 4,429

    1 ).  7  2).  7,9   3).  7,99   4).  8

6. Вычислите : 2,75 – 1,2

1).  1,73        3).  1,55  

2 ).  1,5          4 ).  1,53

7. Какое число представлено

в виде суммы разрядных слагаемых :

 0,7 + 0,08 + 0,003

1 ). 0,7083        3). 0,7803  

     2). 0,783          4 ). 0,70803

Оценочный лист

1.устный счет                .

2.расположить в порядке возростания                   .

3.найти равные числа                  .

4.записать в виде десятичных дробей частное                       .

5.карточка №1 (на доске)                .

6.карточка №2№245 (д,е)                .

7.№246(г,д)              .

8.№248(а,б)                         .

9.самостоятельная работа                        .

10 .тест             .

Оценочный лист

1.устный счет                .

2.расположить в порядке возростания                   .

3.найти равные числа                  .

4.записать в виде десятичных дробей частное                       .

5.карточка №1 (на доске)                .

6.карточка №2№245 (д,е)                .

7.№246(г,д)              .

8.№248(а,б)                         .

9.самостоятельная работа                        .

10 .тест             .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе по теме "сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».Цели: Обобщить изученный материал. Закрепить знания, умения и навыки  сложения и вычитания десятичных дробей в ходе   решения зада...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...