Квест-игра по математике для 5-6 класса Сценарий
методическая разработка по математике (5 класс)

Пуцейко Дарья Валерьевна

Квест-игра по математике для 5-6 класса. (Сценарий)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

Цели игры:

Развивающие: 

- развитие творческих возможностей учащихся;

- развитие организационных и коммуникационных способностей учащихся;

- расширение кругозора и развитие логического мышления и смекалки учащихся в области математики;

- развитие познавательного интереса, интеллекта.

Образовательные: 

- сформировать представление о возможностях математики;

- формирование умения быстро ориентироваться в обстановке;

- формирование познавательной активности.

Воспитательные:

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;

- воспитание дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой;

- воспитание самостоятельности, дисциплинированности и ответственности для успеха команды.

Задачи игры:

  1. Формирование представления о безграничности математики.
  2. Создание необходимых условий для раскрытия и развития способностей каждого  ребенка.
  3. Формирование самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.
  4. Организация интересного общения ребят.

Участники игры: учащиеся 5-6 классов.

Время проведения: 1,5 - 2 часа.

Место проведения: МОУ  «СОШ №26», г. Воркут

Форма проведения: математическая игра по станциям.

Подготовка к игре:

Игра проводится в школе. Игровые пункты (станции) размещены в кабинетах, на которых заранее нужно прикрепить таблички с названиями станций. Необходимо разработать маршрутные листы для каждой команды. Порядок следования команд по станциям составляется так, чтобы ни на одной из станции одновременно не находилось по две или несколько команд.

До начала игры выдать каждому ответственному (капитану) за станцию задания с ответами и необходимые материалы, рассказать правила начисления баллов на соответствующей станции и правила заполнения маршрутного листа. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что на станциях каждой команде нужно давать одинаковое количество задач, не зависимо от количества человек в команде.

Для игры необходимо подготовить:

- для станции «Великие математики» - портреты ученых математиков, презентация;

- для станции «Танграмм» - раздаточный материал;

- для станции «Ребусы» - презентация;

- для станции «Логическая» - компьютер (тест);

- для станции «Геометрическая» - презентация;

- для станции «Шифровальная» - презентация, карточки с заданиями;

- для станции «Угадай-ка» -  презентация,  карточки с заданиями;

- для станции «Математическая викторина» - презентация.

Для награждения приготовить дипломы (грамоты).

План:

  1. Организационная часть (представление команд, объяснение правил игры, выдача маршрутных листов).
  2. Проведение игры.
  3. Сбор команд.
  4. Подведение итогов. Награждение.

Ход игры:

  1. Организационная часть (представление команд, выдача маршрутных листов, объяснение правил игры).

Сбор учащихся в актовом зале школы.

- Ребята, сегодня  у  нас с вами  необычный  праздник. Его  нет  в  календаре. Этот  праздник  посвящен  математике - царице  наук.

 

-  На  вопрос «Для  чего  изучают  математику?»-  замечательно  ответил  еще  в  XIII в английский  философ  Роджер  Бэкон:  «Тот,  кто не  знает  математики,  не  может  узнать  никакой  другой  науки  и  даже  не может  обнаружить  своего  невежества».

- Математика – это  ум!

- Математика – это  шутки!

-Математика – это  уверенность!

- Одним  словом,  математика – это ушу!

- Но,  ушу – это  борьба,  а  значит  сила.

- Идет  о  математике  молва,

Что  она  в  порядок  ум приводит.

Потому  хорошие  слова

Часто  говорят  о  ней  в  народе.

- Ты  нам,  математика,  даешь

Для  победы  трудностей  закалку.

Учится  с  тобою  молодежь

Развивать  и  волю  и  смекалку.

-И  за  то,  что  в  творческом  труде

Выручаешь  в  трудные  моменты.

Мы  сегодня  искренне  тебе

Посылаем  гром  аплодисментов!

Песня  о  математике

- Ну,  что ж,  друзья!

 

 Игру  «Путешествие  по  станциям»  открываю  я,  ведущий-  человек,  влюбленный  в  математику. .  

 Сегодня  Вы побываете на нескольких станциях: «Великие  математики», «Танграмм», «Ребусы», «Логическая», «Геометрическая»,  «Шифровальная», «Угадай-ка», «Математическая викторина».

На каждой станции вас ждут интересные испытания. Максимальное время пребывания на каждой станции для команды 10 минут. Начисление баллов за выполненные задания вам объяснят ответственные на каждой станции. После прохождения всех станций вам необходимо сдать маршрутные листы членам жюри для подведения итогов игры. Членами жюри являются учащиеся МОУ «СОШ №26» и МОУ «СОШ №13».

Если у нескольких команд будет одинаковое количество набранных баллов, то будет учитываться скорость прохождения станций, то есть команде, прошедшей игру за меньшее время, начисляется дополнительный балл.

Капитанов команд просим выйти на сцену для получения маршрутных листов с указанием порядка прохождения станций и критериями оценивания команд (Приложение 1). У каждой команды будет свой сопровождающий, который поможет вам ориентироваться по станциям.

  1. Проведение игры.

По команде ведущего дети расходятся по станциям, указанным в их маршрутном листе.

СТАНЦИЯ «СТРЕЛЯЛКИНО»

Каждый член команды стреляет дротиком в диск, на котором каждому сектору соответствует задача в определённое количество баллов (от 1 до 6 баллов), таким образом, участник выбивает задачу, затем её выбирает из четырёх задач на соответствующий балл и решает её, если его решение правильное, то команде начисляется соответствующее количество баллов. На решение даётся 9 минут, участники могут помогать друг другу.

Задачи на 1 балл.

  1. У Бетти есть две куклы, три яблока, одна шоколадка, два апельсина, пять персиков и один велосипед. Сколько фруктов у Бетти?                                 (10)

  1. Сумма возрастов трех друзей 29 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет?        (44)

  1. В бублике одна дырка, а в крендельке дырок в 2 раза больше. На сколько дырок больше в 9 крендельках, чем в 7 бубликах?                             (11)

  1. Вместо того чтобы прибавить 27, твой друг Вася вычел 27. На сколько его результат отличается от правильного?                     (54)

Задачи на 2 балла:

  1. Коля открыл книгу и обнаружил, что сумма номеров левой и правой страниц – 25. Чему равно произведение этих номеров?                             (156)

  1. Красная Шапочка несла бабушке пироги: 7 – с капустой, 6 – с яблоками, 3 – с мясом. По дороге она съела 2 пирога. Что могло при этом получиться?

               (А) Бабушке не досталось пирогов с мясом.

               (В) Пирогов с яблоками стало меньше, чем с мясом.

               (С)  Пирогов всех видов стало поровну.

               (Д)  Пирогов двух видов стало поровну.

               (Е)  Пирогов с капустой стало больше, чем всех остальных вместе.

  1. Старому дедушке надо перенести с огорода в амбар 108 мешков с орехами. Он позвал на помощь внуков. Внуки разбились на пары, и каждой паре досталось по три мешка. Сколько внуков у старого дедушки?                           (72)

  1. У моей мамы в этом году день рождения в воскресенье. В какой день недели будет в этом году папин день рождения, если папа на 55 дней младше мамы?                (суббота)

Задачи на 3 балла:

  1. Шел паломник в Иерусалим и встретил 3 странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – по 3 кота. Сколько живых существ двигалось в  Иерусалим?               (1)

  1. Книга стоит 1 рубль и еще половину своей стоимости. Сколько она стоит?  (2)

  1. Во сколько раз минутная стрелка часов движется быстрее, чем часовая?               (12)

  1. Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка – в подвале, то мышка – в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно

                (А) кошка в комнате

                (В)  мышка в норке

                (С)  кошка в подвале, а мышка в комнате

                (Д)  кошка в комнате или мышка в норке

                (Е)  такая ситуация невозможна.

Задачи на 4 балла:

  1. Тане не хватает 2 руб. для покупки 8 воздушных шариков. Если она купит 5 шариков, то у неё останется 10 руб. Сколько стоит шарик?           (4 р.)

  1. Летом у Васи на даче целые сутки было открыто окно. В первый час влетел 1 комар, во второй – 2, в третий – 3 и т.д. Начиная со второго часа, Вася без сна и отдыха охотился за комарами. За второй час он убил одного комара, за третий – двух и т.д. Сколько живых комаров было в комнате к концу суток?                  (24)

  1. «У меня в деревне есть несколько птиц, - рассказывал Павел. – Все они, кроме двух, - утки, все, кроме двух, - цыплята и все, кроме двух, - гуси. Сколько же у меня птиц?»               (3: утка, гусь и цыпленок)

               

  1. Будильник отстает на 3 минуты в час. Сейчас он показывает 11 час.41 мин. Через сколько минут он покажет 12 часов?                (20)

Задачи на 5 баллов:

  1. Сколько пятиметровых прыжков надо сделать кенгуру, чтобы преодолеть дистанцию длиной 5032 м + 5032 дм + 5032 см + 5032 мм?               (1119)

  1. На математическом конкурсе Маша тратит на каждую задачу в 3 балла 2 минуты, на задачу в 4 балла – 3 минуты и на задачу в 5 баллов – 5 минут. Какое наибольшее число очков она могла бы набрать за 15 минут?             (22)

  1. Винни Пух, Пятачок, Кролик и ослик Иа-Иа вместе съели 70 бананов, причём каждому сколько-то досталось. Винни Пух съел больше каждого из остальных, а Кролик и Пятачок вместе съели 45 бананов. Сколько бананов досталось ослику Иа-Иа?               (1)

  1. На соревновании по бегу на дистанцию 10 км Саша пробежал 9.641 м, потом прошел 3.456 дм, наконец, прополз 12.340 мм и остановился, не в силах двигаться дальше. Сколько сантиметров ему осталось до финиша?                (106)

Задачи на 6 баллов:

  1. В парке живут воробьи, синицы, голуби и вороны – всего 10 000 птиц. Воробьёв в 10 раз больше, чем ворон; голубей на 400 больше, чем ворон; синиц на 1400 меньше, чем воробьёв. Сколько синиц в парке?            ()

  1. На кабинках колеса обозрения написаны номера 1, 2, 3, 4, …. Когда кабинка с номером 25 находится в верхней точке колеса, кабинка с номером 8 находится в самой нижней точке. Сколько кабинок на колесе обозрения?                 (36)

  1. Имеется 3 штырька, на один из которых насажены 3 кольца разных размеров (пирамида). За сколько ходов можно перенести пирамиду из этих трёх колец на другой штырёк, если за один ход разрешается переносить только одно кольцо, при этом нельзя большее кольцо класть на меньшее?   (7)                  

  1. В клубе 28 рядов кресел по 32 кресла в каждом ряду. Все места пронумерованы, начиная с первого ряда. В каком ряду находится № 375?                      (в 12-м)

СТАНЦИЯ «РАССУЖДАЛКИНО»

Каждый участник вытягивает задачу, решает её максимум 9 минут. Если задача решена верно, то команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.

Задача

Ответ

1

Аня и Таня вместе весят 40 кг, Таня и Маня – 50 кг, Маня и Ваня – 90 кг, Ваня и Даня – 100 кг, Даня и Аня – 60 кг. Сколько весит Аня?

20 кг

2

Леня, Дима, Коля и Алик подсчитывали после рыбалки свои трофеи. В результате выяснилось следующее. Алик поймал больше, чем Коля. Леня и Дима вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Алик. Леня и Алик вместе поймали меньше рыбы, чем Дима и Коля. Как распределились между рыболовами места по количеству выловленной рыбы?

Дима,

Алик,

Коля,

Леня.

3

В одной семье было много детей. Семеро из них любили капусту, шестеро – морковь, пятеро – горох. Четверо любили капусту и морковь, трое – капусту и горох, двое – морковь и горох. А один охотно ел и капусту, и морковь, и горох. Сколько детей  в семье?

10 детей

4

В клетке находится 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена, каждой из них дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как могло так случится?

Одной девочке дали кролика с клеткой.

СТАНЦИЯ «ДЕЛИЛКИНО»

Каждый участник вытягивает карточку с задачей. Задачи на карточке можно решать максимум 9 минут. За каждую верно решённую задачу команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.

         

Задача

Ответ

1

Кончался последний день месяца.  Ира сорвала листок календаря и стала делить число, напечатанное на нем, на 3. В остатке получилось 2. В каком месяце это произошло?

Февраль

2

К числу 15 припишите слева и справа по одной цифре так, чтобы полученные числа делились на 15.

3150,

6150,

9150,

1155,

4155,

7155

3

На доске написано: 5*726. Замените звёздочку цифрами так, чтобы получившиеся числа делились на 6.

51726,

54726,

57726

4

Число 82** делится на 90. Найдите делимое.

8280

СТАНЦИЯ «ПЕРЕЛИВАЙКИНО»

Каждый участник вытягивает карточку с задачей. Задачи на карточке можно решать максимум 9 минут. За каждую верно решённую задачу команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.       

Задача 1.

Имеются двое песочных часов: на 7 мин и на 11 мин. Каша должна вариться 15 мин. Как сварить кашу, перевернув часы минимальное количество раз?     (Перевернуть часы одновременно и начать варить через 7 мин).

Задача 2.

Из полного восьмилитрового ведра отлейте 4 л с помощью пустых трёхлитровой банки и пятилитрового бидона. (Никаких сосудов, кроме данных трёх нет. На землю ничего выплёскивать нельзя, так что в конце концов должно оказаться 4 л в восьмилитровом сосуде и 4 л в пятилитровом.)

Ответ:

Ведро, 8 л

8

3

3

6

6

1

1

4

Бидон, 5 л

-

5

2

2

-

5

4

4

Банка, 3 л

-

-

3

-

2

2

3

-

Задача 3.

Как, имея лишь два сосуда 5 л и 7 л, налить из водопроводного крана 6 л воды?

         

              Ответ:

Сосуд, 5 л

-

5

-

2

5

-

4

5

-

Сосуд, 7 л

7

2

2

7

4

4

7

6

6

  Задача 4.

Имеются 2 сосуда вместимостью 17 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из крана 13л воды?

Ответ:

Сосуд, 17 л

17

12

12

7

7

2

2

17

14

14

9

9

4

4

17

16

16

11

11

6

6

1

1

17

13

13

Сосуд, 5 л

-

5

-

5

-

5

-

2

5

-

5

-

5

-

4

5

-

5

-

5

-

5

-

1

5

-

СТАНЦИЯ «ИЗМЕРЯЛКИНО»

Каждый участник вытягивает карточку с задачей. Задачи на карточке можно решать максимум 9 минут. За каждую верно решённую задачу команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.

Задача

Ответ

1

  1. Каков рост в миллиметрах у Дюймовочки в одноимённой сказке Г-Х. Андерсена?

25,4 мм   или

25 мм

2

Княгине Волконской для работ над вышивкой понадобился жемчуг. Белого понадобилось 23 золотника, черного на 8 золотников меньше чем белого, а розового на 6 золотников больше, чем чёрного. Сколько  граммов жемчуга понадобилось для вышивки?

253,7 граммов

3

  1. Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу; знать, столица та была вёрст 15 от села. На каком расстоянии была столица от села? (Ответ округлите до целых)

16 км

4

  1. А.С. Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын «в аршин». Найдите рост будущего князя Гвидона в сантиметрах.

71 см

 


СТАНЦИЯ «РЫБАЛКИНО»

Участники по очереди вылавливают удочкой с магнитом рыбку, на которой написана шарада. Только после правильного решения выловленной шарады другой участник может вылавливать следующую шараду. Участник читает шараду вслух для всей команды, все её решают. Время пребывания на станции для каждой команды ограничено и составляет 10 минут. За каждую решённую шараду команде начисляется 1 балл, то есть максимум команда может набрать 12 баллов.

№ задачи

Шарада

Ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме: "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Урок демонстрирует творческое применение учащимися алгоритма Евклида для нахождения НОД и использование формулы для отыскания НОК чисел при решении задач централизованного тестирования. Удобство краси...

Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме: "Решение комбинаторных задач"

Урок проводится в быстром темпе и на высоком уровне сложности. Он знакомит учащихся с деревом возможных вариантов, правилом перемножения возможностей, перестановками, размещениями, сочетаниями, формул...

Сценарий логической игры по математике для 5-6 классов «Незнайка в Царстве Математики»

Сценарий логической игры по математике для 5-6 классов «Незнайка в Царстве Математики»...

СЦЕНАРИЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ «УРАВНЕНИЯ» в 5 классе

Цели урока:- создать условия для восстановления опорных знаний из начальной школы, умения их  применять, повторить компоненты уравнения.  - развивать логическое мышление, способность к обобщ...

Сценарий открытого урока по математике в 7 В классе «Математическая перестрелка».

сценарий для открытого мероприятия по внеурочной деятельности в 7 классе...

Сценарий урока математики в 6-м классе "Длина окружности"

При объяснении данной темы можно исползовать видеофрагмент художественного фильма "Жизнь Пи" (пояснение значения пи)...