Работа над компетентностными характеристиками личности в процессе обучения математики в условиях реализации системы Занкова
учебно-методический материал по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Павлова Виктория Владимировна

Выступление на педагогической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_v._v._konferentsiya_1.rar356.38 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над компетентностными характеристиками личности в процессе обучения  математики (5-11) в условиях реализации системы Занкова.

Низкая удовлетворенность качества общего образования и осознания насущной необходимости коренных преобразований в средней школе, обусловили массовый характер инновационных процессов. До 90% школ России, как показывают социологические исследования проблем общего образования, охвачены поиском новых подходов, средств и форм образовательной деятельности.

Постепенно складывается стратегия личностно -ориентированно инновационного обучения, при котором школа рассматривается не с точки зрения традиционного представления о ней, как заведение, в котором осуществляется формальное обучение, а где происходит социальное, интеллектуальное и эмоциональное формирование личности ребенка            (1 -2слайд).

Поэтому после внедрения системы Занкова в массовую практику начальной школы и актуализировался вопрос о преемственности между начальным и основным общим образованием.

Компетентностный подход к образованию призван решить единственную функцию-развитие и формирование личности. Поэтому все компетенции являются метопрдеметными. Работа над развитием личности происходит на всех уроках, и на уроках математики тем более (3 слайд)

Я приведу примеры как на уроках математики реализую ключевые компетенции (4-5 слайд).

При изучением новой темы учитель рассказывает, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы: (6 слайд). Зачем? Почему?...

В результате учащиеся четко представляют что, когда и как они будут изучать. Кроме того, этот прием позволяет им понять, не только цель изучения данной темы, но и осмыслить место урока в системе знаний.

  • На уроках геометрии часть теории ученики самостоятельно изучают по учебнику, создают конспект и отвечают на уроке. В итоге учащиеся учатся выбирать главное, обосновывают его важность.
  • Можно применить решение непрямых задач (7 слайд)

В этом виде компетенции можно говорить и о профориентации. Предлагаются задачи, где требуются практическая смекалка, умение ориентироваться в конкретной обстановке (8 -9 -10 слайд)

(11 слайд) Многие учителя знают, что ученики уверенно использующие одно умение на данном предмете, далеко не всегда смогут его применять на другой дисциплине (пример из физики: действие с векторами; решение физических задач: ученикам сложно построить математическую модель процесса, не способны порой применять математический аппарат в новых обозначениях)

Эффективность работы в этом направлении возрастает при кооперации нескольких учителей при использовании методов одной науки в другой.

Здесь помогут и составление задач по уравнению, схеме, таблице.

Так в пятом классе тренируемся записывать числа: натуральные, обыкновенные и десятичные дроби. В качестве дополнительного материала можно использовать написании рассказов, фантастических сказок (12 слайд)

Дети должны понимать, что изученный в школе материал не является полной картиной мира и существует много других концепций, теорий познаний мира в целом.

Так на уроках геометрии мы изучаем параллельные прямые, их свойства, признаками. Но дети часто задают вопрос : «А может они где то пересекаются?» или если этот вопрос не задается детьми вслух, я сама спрашиваю их об этом, чтоб активизировать их мышление, мыслительную деятельность, пробудить фантазию, дать возможность представить картину мира более широко. Я рассказываю им о геометрии Лобачевского, о теории «Луча света в космосе», искривленности пространства (13 слайд).

При решении уравнений   х=а  (14 слайд), говорим о значении «а», знаем что оно всегда неотрицательное. Ставя вопрос перед учениками: Существует ли число квадрат которого есть число отрицательное?!, обычно слышу резко отрицательный ответ или по крайней мере недоуменнее. Таким образом, знакомлю их с существованием комплексных чисел. (этот материал расширяет кругозор ученика и не является обязательным для изучения.

(15 слайд) Познавательный интерес -избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес носит поисковый характер.

При выполнении таких заданий ученики испытывают эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес –это один из важнейших мотивов обучения школьника. Когда ребенок учится из-под палки, он доставляет массу хлопот и огорчений. Традиционно учителю это не дает покоя : приходится подгонять ребенка во овладение им знаниями. Поэтому необходимо возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащегося и как важный мотив учения и как воспитательное средство.

Особенно эффективно эту компетенцию развивать при решении нестандартных задач, занимательных, исторических, задач-фокусов

  • (16 слайд ) Так по развертки модели многогранника учащиеся исследуют простейшие стереометрические свойства фигур и создают эти модели из картона.
  • (17 слайд)  так в 6 классе задаю домашнее задание- исследовать и определить зависимость длины окружность от радиуса.
  • (18 слайд)  карточка  у ученика в руках, ученики из класса называют значение Х, ученик заполняет таблицу, а остальные должны догадаться какая «формула функции»
  • (_19 слайд) сравнение углов
  • (20 слайд) петух
  • (21 слайд) сколько треугольников
  • Также реализация данной компетенции является и проведение проверочных работ в виде тестов. Во втором полугодии провожу целенаправленные (2-3 часа), по согласованию с другими учителями, тестирование по КИМам в форме ЕГЭ, где подготавливаю разные тесты в количестве равном количеству человек в классе (18-24 варианта). На эти уроки ученики приходят только с ручкой, все
  • средства связи сдаются учителю, все необходимое для экзамена подготавливаю сама. Таких «репетиций» провожу 4-6 раз (само собой - тесты совсем разного наполнения).  Затем провожу детальный разбор ошибок каждого (проверяю не только ответ, но и заставляю решать все задания, включая часть А). Ученики уже ждут следующего раза, так как им хочется увидеть динамику своих успехов (составляю в виде сводной таблицы их результаты; считаю процент выполнения, намечаю путь изменения ситуации: какие задания трудны, не выполнены тем или иным учеником); даю индивидуальные консультации по ликвидации ошибок и пробелов.

Как правило, к концу учебного года не остается равнодушных и бездельников. Все ученики знают какого уровня они достигли и пытаются преодолеть эту планку. По большому счету, результаты экзамена не ниже последних письменных работ.

(22 слайд) Для развития этой компетенции целесообразно использовать :         

  • Решение задач на движение и стоимость (дети могут собрать данные, используя доступные им источники: стоимость билетов до Сочи, ? стоит поездка семьей)
  • При изучении новых терминов дается определение математических понятий (23 слайд, модуль)
  • Ученики могут использовать помощь Интернета для нахождения ответов на вопросы: длины и вес в древности с переводом на современную таблицу мер и длины.
  • Учащиеся должны добывать информацию из источников разных видов. Если в учебнике  в основном задачи текстового содержания, то необходимо включать задачи в виде таблиц, графиков, диаграмм, такие задания сейчас включены в ЕГЭ.

(24 слайд) реализация данной компетенции не является новой в школьной системе обучения. Мы часто используем такие приемы как дискуссии, групповая и парная работа.

(25 слайд,танграмм) используем танграмм во внеурочной работе при проведении математических состязаний, где дети в команде собирают танграмм на скорость (26 слайд)

  • Использую исследования софизмов (27 слайд, где ошибка?)
  • (28 слайд)
  • Да и при решении любой задачи учитель вызывает ученика на диалог, дискуссию: когда задает вопросы по ходу задачи.
  • Это компетенция реализуется при работе в группах(рассказать соседу по парте правила, теорему, выслушать вопрос, ответить)

(29 слайд) Такой прием как решение задач на «лишние данные»,  задачи с проверкой реализуют эту компетенцию.

  • (30 слайд, ленты)
  • Решаю быстро, делаю ошибку (31 слайд) дети верят учителю и при проверке корней замечают ошибку. Ведь проверка требует настойчивости и волевых усилий. В результате  воспитывается самостоятельность, внимательность и заинтересованность.

Заключение

Анализируя собственный опыт могу сказать, что существует много методических приемов совершенствования педагогического мастерства, используемые мной  методы и приемы позволяют достигать высоких результатов  и качества при итоговой аттестации выпускников. (32-33 слайд)

В конце своего анализа хочется добавить, кроме высокого уровня учитель должен обладать культурой, умением поддерживать, влиять на общение, предвидеть непредвиденное и уметь быстро реагировать, изменяя иногда форму, иногда содержание, а иногда и логику заданий или даже урока в целом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Презентация: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Презентация КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»

Данная статья соодержит информацию об особенностях организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку; знакомит с основными видами и типами самостоятельной деятельности...

«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает.Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессионально деятельности невозможно вне деятельности, в кото...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...