Методическая разработка урока математики - 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Санжиева Лариса Сангаевна

Методическая разработка урока Комбинаторная задача - 5 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Баянгольская СОШ»

Методическая разработка урока математики в 5 классе

Пояснительная записка

Тема урока:        Комбинаторные задачи.

Тип урока:         урок  обобщения и систематизации  знаний.

Цели урока:

Предметные:        обобщить знания учащихся о комбинаторных задачах.

Личностные:         развивать познавательный интерес к математике.

Метапредметные:  формировать    умение  сравнивать, анализировать, моделировать выбор способов деятельности.

Основные понятия:  комбинация, комбинаторные задачи, дерево возможных вариантов.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  работать по коллективно составленному плану ; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение
Познавательные:
умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);добывать новые знания(находить ответы на вопросы ,используя учебник. свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Урок проводился согласно тематическому планированию. По программе на раздел «Комбинаторные задачи» в 5 классе отводится 3 часа, данный урок является третьим, обобщающим.

Отбор содержания, методов и форм обучения строилось в соответствии с поставленными целями урока.

В соответствии с требованиями к современному уроку я применила следующие образовательные технологии: технология проблемного обучения, которая является  одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий. Разгадав шараду  дети определяют сами тему и цели урока.  Этот прием позволяет реализовать исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда).  Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) - презентация к уроку, которая сыграла большую роль в активизации мыслительной деятельности учеников, в организации их практической деятельности. Обучающиеся активно включились в урок, потому что применялся активный метод обучения с применением  презентации, у  обучающихся возникло желание  мыслить, развивать внимание; на уроке уделяю особое внимание на  здоровьесбережение учащихся, т.е. время использования ИКТ дозировано. Технология оценивания -  лист оценивания.

На уроке применены следующие формы работы с учащимися: коллективная, индивидуальная, парная.  Были использованы репродуктивный метод  как  элемент актуализации знаний и продуктивный метод – самостоятельное решение заданий.

Применены следующие приемы обучения:

- решение задач с целью быстрого включения учащихся в деловой ритм;

- с целью развития самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, развития самостоятельности, на уроке интересна и эффективна работа в парах, в группах, которая построена с учетом возрастных особенностей;

-работа у доски позволила учащимся закрепить наиболее сложный по уровню усвоения материал на решение задач и оценить степень усвоения материала;

-самостоятельное решение заданий с комментированием способствовало  развитию грамотной математической речи (умение высказываться, используя математические понятия, умение аргументировать свой   ответ), работе  над речевой деятельностью, в которой учащиеся выражали суть выполняемых действий;

-фронтальная работа: самостоятельное решение заданий показал, что каждый ученик мог себя проверить, все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что им усвоен материал урока.  

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация «Решение комбинаторных задач»; комплект цветных полосок (белая, синяя, красная) для каждого ученика. Учебник «Математика», 5 класс (авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир издательства «Вентана - Граф» -  учебно-методический комплект системы «Алгоритм успеха»),  рабочая тетрадь № 1, раздаточный материал.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: понимать, что такое «комбинаторика», «комбинаторная задача»; уметь правильно решать комбинаторные задачи с помощью составления таблицы и дерева вариантов, с помощью комбинаторного правила умножения.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  работать по коллективно составленному плану ;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);добывать новые знания(находить ответы на вопросы ,использую учебник. свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь структурировать знания, использовать схемы для решения задач.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

План-конспект урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

Уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности

Разгадав математическую шараду, определите тему нашего урока.

Предлог стоит в моем начале

В конце же – загородный дом

А целое мы все решаем

И у доски и за столом. (Задача)

Задачи, которые мы сегодня будем решать, помогут вам творить, думать необычно, оригинально, смело; видеть то, мимо чего вы часто проходили, не замечая; любить неизвестное, новое; преодолевая трудности, идти вперед.

По мере развития комбинаторики выяснилось, что центральное место в ней занимают задачи, для решения которых либо надо перебрать все возможные варианты, либо определить число таких вариантов, либо сделать и то и другое

Слушают учителя, называют шаги учебной деятельности

научится решать комбинаторные задачи

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место(шаг, операцию) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

Учащимся раздаются цветные полоски и предлагается составить из них флаг РФ.

Слайд 1.

Значение цветов флага России: белый, цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – веру и верность, постоянство; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за  Отечество. Есть государства, где флаги имеют такие же цвета.

Слайд 2

- Видите? При перестановке цветных полосок можно получить другой  флаг.

- Как посчитать, сколько таких флагов мы можем составить из трех цветных полосок?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства достижения цели

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

- Решение этой задачи можно записать тремя способами. (Слайды 3-4)

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя

Уметь составлять таблицу и  дерево вариантов

Регулятивные:

Уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность прмежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

структурировать знания

IV. Реализация  построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- закрепить новое знание в речи и знаках;

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

Слайд 5-8

Решение с комментированием учениками задач, представленных на слайдах

Работа с учебником: с. 165, № 661, 666 –алгоритм составления рисунка для иллюстрации условия задачи, с помощью дерева вариантов;

№  663 – с комментированием, с помощью составления таблицы.

Рабочая тетрадь №1: с.108, № 302, 303 - с помощью перебора возможных вариантов; № 304 – с помощью комбинаторного правила умножения;

№ 305– «Билетик на выход» - разгадать чайнворд

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксирует новое знание в речи и знаках

Работают с учебником и раб тетр разбирают решение задач

Уметь решать комбинаторные задачи с помощью правила умножения

Познавательные:

Уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения задач.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Информация о домашнем задании и инструктаж по их выполнению

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

- Подведем итог работы на уроке.

- С каким настроением вы уйдете с урока?

-Расскажите, чему вы научились на уроке?

- Кто работал лучше всех?

- Оцените свою деятельность на уроке, сосчитайте количество правильных ответов. Поставьте себе оценку в соответствии с критериями.

- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Домашнее задание: Творческое задание: придумать аналогичную комбинаторную задачу; Учебник: стр. 165, № 660, 662,665;

Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, что получилось. Осуществляют самооценку. Записывают домаш. задание

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».

Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....

Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).

Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных  дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...