Совет для проверке правильности вычислений
консультация по математике (8, 9, 10 класс)

Вы хотели бы решать задания без ошибок? Вам хотелось бы получить репутацию человека, который никогда не допускает ошибок при вычислениях?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совет обучающимся для проверки правильности вычислений

Вы хотели бы решать правильно все без исключения задачи в любой школьной контрольной? Хотелось бы вам приобрести репутацию человека, который никогда не допускает ошибок в вычислениях? Если да, то я научу вас, как обнаружить и исправить ошибку еще до того, как заметят ваш промах.

Я часто говорю своим ученикам, что в математике недостаточно вычислить ответ: задача не является решенной до тех пор, пока вы не сделали проверку полученного ответа. (Я его еще называю этапом анализа полученного результата)

Математики знают о нем уже, наверное, тысячу лет, но дело в том, что он по какой-то причине не был включен в школьную программу в нашей стране.

Единственный известный мне способ, который применяется  в школе, сделать это – решить задачу заново. Однако если ответ получался другой, откуда мне было знать, в каком случае он являлся правильным? Быть может, задачу я решил верно именно в первый раз, а при повторном решении допустил ошибку? Поэтому приходилось решать задачу в третий раз. Если два ответа из трех сходились, то это, как я рассуждал, вероятно, и был правильный ответ. А что, если я просто-напросто дважды допустил одну и ту же ошибку? Я старался  решать задачу двумя различными способами. Это был хороший ход. Однако на контрольных никому не дают времени на то, чтобы трижды решить одно и то же задание. Если бы кто-нибудь в то время научил меня тому, чему я собираюсь научить вас, я бы, наверное, прослыл математическим гением.

Метод, которому я собираюсь научить вас, называется суммированием цифр числа.

Смысл метода суммирования цифр заключается в следующем:

Чтобы проверить, верный ли получен ответ, мы используем так называемые числа-подстановки вместо тех, которые задействованы в примере. Запасные в футбольной или баскетбольной команде служат для подмены игроков во время матча. Нечто подобное мы будем делать и с числами, найдя для них подходящих «запасных». Последние помогут нам проверить, к правильному ли ответу мы пришли с основными числами в задаче.

Допустим, что вы только что перемножили 13 и 14 и получили 182. Надо проверить, правильный ли это ответ.

13 × 14 = 182

 Сначала у нас идет число 13. Найдем сумму его цифр и получим первую подстановку:

1 + 3 = 4 – число-подстановка или «запасной» для 13.

4 становится подстановкой для 13. Следующим числом идет 14. Найдем и ему подстановку, для чего сложим его цифры:

1 + 4 = 5. Таким образом,  5 – число-подстановка или «запасной» для 14.

Теперь выполним умножение, используя вместо исходных числа- подстановки:

4 × 5 = 20.   20 – это опять двузначное число, поэтому сложим и его цифры и получим наше контрольное число, которое поможет нам определить правильность ответа:

2 + 0 = 2.  2 – это контрольное число, служащее для определения правильности ответа.

 Если мы верно решили исходный пример, тогда сумма цифр ответа должна совпасть с контрольным числом. Складываем цифры исходного полученного ответа:

1 + 8 + 2 = 11.  11 – это двузначное число, а нам нужно однозначное, поэтому сложим и его цифры:

1 + 1 = 2.  2 – это тоже число-подстановка или «запасной» для 182, но на этот раз для проверяемого ответа. Поскольку оно совпало с контрольным числом, пример решен правильно.

Попробуем еще раз, взяв произведение 13 × 15:

13 × 15 = 195

1 + 3 = 4 («запасное число» для 13)

1 + 5 = 6 («запасное число» для 15)

4 × 6 = 24.  24 – двузначное число; для получения однозначного сложим его цифры:

2 + 4 = 6.  6 – наше контрольное число.

Теперь, чтобы проверить, правильно ли мы решили пример, сложим цифры исходного полученного ответа.

1 + 9 + 5 = 15. Превратим 15 в однозначное число:

1 + 5 = 6. Поскольку данный ответ совпадает с контрольным числом, можно быть уверенными, что мы не допустили ошибки в решении исходного примера.

Предлагаю еще один метод – метод выбрасывания девятки.

Рассмотрим предыдущий пример: 13*15=195

1 шаг. Рассмотрим число 13. «Запасное число» равно: 1+3=4

2 шаг. Рассмотрим число 15. «Запасное число» равно: 1+5=6

3 шаг. 4*6=24. Это двухзначное число. Поэтому найдем сумму его цифр: 2+4=6- контрольное число.

4 шаг. Выбрасываем цифру 9 из результата, получим 15. Это двухзначное число. Найдем сумму его цифр: 1+5=6

5 шаг. 6=6 – вычисление верное.

А как насчет ответа на первый решенный пример – 182? Мы складывали 1 + 2 + 8, получили 11, а затем сложили 1 + 1 и получили контрольное число 2. В числе 182 две цифры дают в сумме 9: 1 и 8. Просто вычеркните их, и в результате у вас получится требуемое число 2. И делать ничего не надо.

Решим еще один пример, чтобы посмотреть, как работает метод:

167 × 346 = 57782

1 + 6 + 7 = 14

 1 + 4 = 5

С первым числом никакого фокуса не получилось. 5 является «запасным» для 167.

3 + 4 + 6 = Сразу замечаем, что 3 + 6 = 9, поэтому вычеркиваем 3 и 6, как будто их и не было. Остается 4, которое является «запасным» для числа 346. Имеются ли девятки или цифры, дающие в сумме 9, в ответе примера, который мы, собственно, и проверяем? Да, есть: 7 + 2 = 9, поэтому вычеркиваем эти цифры. Остальные складываем: 5 + 7 + 8 = 20. Затем 2 + 0 = 2. Это число служит «запасным» для ответа. Я обычно записываю числа-подстановки карандашом над или под множителями в примере. Это выглядит следующим образом:

Итак, правильный ли ответ был получен? Перемножаем «запасные число»: 5 на 4 дает 20. Сумма цифр в числе 20 равна 2 (2 + 0 = 2). Мы получили число, равное контрольному, поэтому ответ является верным.

 Методы суммирования цифр и выбрасывание девяток являются простым и быстрым способом проверки, который позволяет легко обнаруживать ошибки. Метод поможет вам безошибочно выполнять вычисления, можете быть уверены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по геометрии 9 класс "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности"

Разработка урока-изучения нового материала по геометрии в 9 классе "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности" Конспект урока по геомет...

Презентация - тест с проверкой решения "Вычисления по химическим уравнениям"

Данное пособие может быть испрользовано на уроке-обобщении по теме "Решение задач",  а также для дистанционного обучения....

Советы старшеклассникам. Как правильно общаться с родителями.

Иногда общение с родителями действительно представляет проблему. Да что там говорить - проблемы непонимания со старшими есть почти у каждого человека, причем независимо от пола и возраста. Почему же т...

Урок - проверка знаний учащихся в 10 классе по теме:"Производная. Вычисление производных."

Проверка знаний учащихся по теме: «Производная, правила дифференцирования»....

Полезные советы по теме "Правильное питание"

Не следует добиваться быстрого снижения массы тела. Для вашего организма наиболее полезно постепенное её снижение. Борьба с развивающимся ожирением требует много времени и силы воли....

Памятка «Десять советов родителям» Как правильно организовать физические упражнения дома?

Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своего пренебрежения к физическому развитию. Помните: семья во многом определяет поведение и установки ре...

Советы для родителей "Правильное воспитание детей"

Воспитание – это очень сложный и длительный процесс. Однако со всем можно справиться, если уделять детям достаточно времени!...