Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС.
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тедеева Фатима Игнатовна

Эффективные методы проведения современного урока с учетом реализации требований ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya_kak_effektivnoe_sredstvo.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения как эффективное средство

                           реализации ФГОС.

         Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки

новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государствен-

ных стандартов второго поколения.

 Перед учителем поставлены новые цели:

формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль

учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не толь-

ко как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс разви-

тия личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и

организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами

«Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение

должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником кон-

кретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в

самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспе-

чить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Со-

держание образования обогащается новыми процессуальными умениями,

развитием способностей, оперированием информацией, творческим решени-

ем проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию

образовательных программ.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся опре-

делѐнную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить

учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать

усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно

все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навы-

ки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать

активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой по-

требностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с

наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки

овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает исполь-

зование такой системы методов, которая направлена главным образом не на

изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведе-

ние, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в

процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их осно-

ве заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без

которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед

обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и

обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познаватель-

ных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков

самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обу-

словлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в

школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение

всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо по-

стоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем са-

мообразования, а это требует от человека познавательной активности и само-

стоятельности.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - ка-

чества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к

учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в дея-

тельности.

Роль учителя: Учитель - консультант, наставник, старший партнер

Роль ученика:

- полное равноправие с наставником в процессе обучения

- самостоятельность в принятии решений гибкое реагирование на вызовы ди-

намично изменяющегося мира

- смелость в принятии личной ответственности за совершенные поступки

Принципы применения активных методов обучения:

 практическая направленность

 игровое действие

 творческий характер обучения

 интерактивность

 разнообразные коммуникации

 диалог

 групповая форма организации работы

 деятельностный подход к обучению

 рефлексия

Активные методы применяются учителями на всех этапах урока. Наибо-

лее эффективными активными методами обучения на уроках являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный на-

строй на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увер-

тюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

1 Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных

ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация

неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация не-

определенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

2 Организации релаксации и подведения итогов.

4 Презентации учебного материала - использование информационных

технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5 Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6 Использование форм так называемого интерактивного обучения или

их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интер-

вьюирования различных персонажей».

7 Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная раз-

минка, шаржи, эпиграммы).

8 Реализация личностно ориентированного и индивидуально — диффе-

ренцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельно-

сти школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах

сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9 Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-

конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10 Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

II. Групповая работа «Создание алгоритмов подготовки и проведения

активных методов и приемов работы»

Перед педсоветом учителя рассаживались по группам в 3 чел.

На столах лежат заготовленные материалы: лист ватмана, маркеры,

клей, набор разноцветных листочков с названиями соответствующих методов

работы и целей урока

Ведущий объявляет: Сегодня на педсовете нам предстоит провести

деловую игру, которая предполагает выполнение определенной проектной

деятельности. Представьте себе, что вы даете урок. Из предложенных целей

вам надо выбрать цель урока и подобрать методы работы, которые помогут

реализовать цель. Названия методов соответствуют образовательным техно-

логиям. Вам необходимо соотнести цель с образовательной технологией.

Главное, чтобы методы работы подходили для работы с классом и способст-

вовали достижению методической цели урока, а также помогли уместиться в

40 минут. Время на обсуждение и подготовку проекта – 15–20 минут. После

этого каждая группа по очереди представляет свой вариант урока.

Осуществление проекта. Группы совещаются, выбирают цель для

своего урока (он может быть конкретным или абстрактным), соответствую-

щие методы работы из предложенного набора, предлагают их очередность и

наклеивают соответствующим образом на ватман. Через отведенное время

представители от групп по очереди выходят, прикрепляют проект группы к

доске и комментируют свое видение урока.

Что дает выполнение этого проекта? Материалы подобраны таким об-

разом, что цели и методы работы представляют 4 наиболее популярных тех-

нологий обучения: традиционную, педагогику сотрудничества, активные ме-

тоды обучения, технологию развивающего обучения.

Группы представили свои проекты и обсудили самые распространен-

ные методы активного обучения:

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использова-

ния на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими

учащимися по теме.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века.

Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске

решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американ-

ская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения

поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует много-

гранность решений и их обоснование.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний

во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть

учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и

обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод доста-

точно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логиче-

ских рассуждений.

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические иг-

ры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической

цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к ин-

терактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, попу-

лярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из

арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие

учащихся друг с другом.

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик

должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому

музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом

экспонате.

Первое, что показывает проект: соответствуют ли методы работы вы-

бранной цели урока, а это значит – владеют ли педагоги методологией со-

временных подходов в обучении.

Группы сделали вывод, что, во-первых, предпочтительной формой ра-

боты учителя с учениками является самостоятельная работа ученика по ос-

воению предметной области с преобладанием контролирующей функции

учителя; во-вторых, слабо используются такие формы работы с классом, ко-

торые способствуют проявлению и формированию реальной самостоятель-

ности ученика, повышению его интереса на уроке и росту внутренней учеб-

ной мотивации. А, следовательно, мотивация оценкой перевешивает познава-

тельную активность, что для реализации целей развития или при работе с

одаренными детьми является непродуктивным подходом в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации ФГОС"

Региональный конкурс научно-методических материалов, программ и проектов "Новые технологии для Новой школы", апрель 2012 г.Номинация «Эффективные средства реализации ФГОС в среднем и старшем звене»Авт...

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС

Как ученика сделать сотрудником учителя? как привлечь  внимание  ученика и смотивировать его на активную учёбу? Ответ есть - использовать АМО!  В презентации раскрывается сущность понят...

Презентация "Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС".

Что такое активные методы обучения? Что они дают учителю и ученику? Какова их роль в реализации ФГОС? - ответы на эти вопросы в данной презентации. В качестве иллюстраций приводятся примеры АМО на уро...

Активные методы обучения на уроках информатики как эффективное средство реализации ФГОС

Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. Включение активных методов в ...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС

Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО –  это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...