Конспект урока по теме: "Деление обыкновенных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Александрова Алёна Сергеевна

Конспект и презентация к уроку по новой теме в 5 классе. Подойдет для любого учебника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе по теме: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»

Учитель: Александрова Алёна Сергеевна

Должность: учитель математики

Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени Г.П. Котенко»

Тип урока: изучение нового материала. Урок с использованием технологии деятельностного и дифференцированного методов обучения.

Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2016. – 287 с.

Цель урока: сформулировать и закрепить алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число, научиться применять полученные знания при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные (формирование и развитие познавательных УУД):

  • актуализировать знания учащихся;
  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
  • вывести алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков по применению данного правила и алгоритма.

Воспитательные (формирование и развитие коммуникативных и личностных УУД):

  • приучать учащихся к самостоятельной организации деятельности;
  • воспитывать взаимоуважение: умение слушать и слышать товарищей, производить коллективное принятие решения.

Развивающие (формирование и развитие регулятивных УУД):

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по математике, раздаточный материал (лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, паре), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Планируемые результаты

На уроке учащиеся должны:

-самостоятельно сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;

-научиться применять правило при выполнении упражнений.

По завершении урока учащийся должен:

-знать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;

-уметь умножать обыкновенную дробь на натуральное число по алгоритму.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

Ребята, здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: наличие на партах учебника, тетради, школьных принадлежностей, сигнальных карточек.

Начнем наш урок с приветствия друг друга. У вас на столах лежат желтые кружочки. Что они вам напоминают?

Какие эмоции и ощущения вызывает у вас солнце?

Хочется ли вам улыбнуться, когда видите его?

Повернитесь к соседу и улыбнитесь ему, затем повернитесь ко мне и улыбнитесь мне. Почувствовали, как в классе стало тепло? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Почувствовали поддержку и единство со своими товарищами?

Пусть это чувство помогает вам быть сегодня активными, не бояться высказывать свое мнение. Ведь ваши товарищи вас всегда поддержат. И давайте поприветствуем наших гостей, повернемся к ним и поделимся своим хорошим настроением, подарив им улыбки.

А теперь присаживайтесь и начнем работу.

Обратите внимание, у каждого из вас на столах лежат листы самооценивания и взаимооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию выполнения каждого задания, вы должны будете оценить свою работу, поставив себе отметку по пятибалльной шкале, выполнение некоторых заданий будет оценено вашими товарищами, в конце урока вы должны будете поставить себе итоговую отметку за работу на уроке.

Настраиваются на работу, концентрируют внимание.

Солнце

Радость, тепло

Да

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Регулятивные: организация своей  учебной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  

2.

Актуализация знаний

Проводит фронтальную работу с классом. Разминка – «Лови ошибку»

Работа с презентацией и сигнальными карточками.

Сейчас мы с вами немного разомнёмся. Вы увидите несколько примеров на доске, в некоторых из них есть ошибка. Будем проверять примеры по порядку. Если вы увидели ошибку, поднимите красную карточку, если вычисления верны – зеленую.

Замечательно! Вспомнили правила действий с дробями и перевод единиц измерений.

Учащиеся ищут ошибку в предложенных заданиях: если в задании допущена ошибка, то ученики поднимают красную карточку и объясняют где допущена и какая ошибка, если ошибки нет, то поднимают зеленую карточку.  

Исправляет ошибки один ученик, проговаривая правило, которым необходимо пользоваться в данном примере.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

3.

Изучение нового материала

1.Создание проблемной ситуации.

2.Фиксация затруднения в деятельности

3.Постановка учебной задачи

Скажите, где и когда используются единицы измерения?

Хорошо. Можем ли мы прямо сейчас вычислить площадь прямоугольника со сторонами 12см и 5см, 4м и 7м?

?

Организует обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия, в ходе решения задачи.

Как вы думаете, над какой темой мы будем с вами работать на уроке?

Четко проговаривает тему урока. 

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»

Сформулируйте цели нашего урока.

Четко проговаривает цели урока: сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и научится применять его при решении заданий.

Хорошо. Вспомните, как иначе можно записать произведение двух чисел . Дробь-это число. Можем ли мы произведение записать в виде суммы точно так же?

Один ученик выходит к доске, чтобы решить задачу.

Решим вторую задачу.

Давайте посмотрим что же у нас получилось. Имели дробь, которую нужно было умножить на 6 и на 9, что именно умножилось на 6 и на 9?

Сформулируйте правило умножения дроби на натуральное число.

Единицы измерения используются при измерении длин и площадей.

Да, , 

Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно перемножить его смежные стороны, то есть , но мы не умеем умножать дробь на число. Учащиеся формулируют проблему и предлагают пути ее решения.

Формулируют тему урока: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число».

Обучающиеся записывают в тетрадь число, тему урока.

Да, можем. .

.

Числитель. Потому что при сложении дробей изменяется только он, а знаменатель остается прежним.

Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно число умножить на числитель, а знаменатель оставить прежним, полученную дробь сократить.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность, целеполагание, проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение  в группе, координируют свои действия.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу группы.

4. Мотивация к изучению темы

Решим задачи на слайде.

Оцените важность изучения нашей темы. Где вам может пригодиться умение умножать обыкновенную дробь на натуральное число?

Задача 1.

1)

2)

Ответ: хватит

Задача 2.

Увеличить количество ингредиентов в 5 раз.

Задача 3.

1) 21:7=3 кастрюли варенья получится

2) стакана сахара

Ответ: 32 стакана.

Задача 4.

1)

2) - путь туда и обратно

3) 1км:2=500м

Ответ: 500м.

Оценивают важность изучаемой темы, приводят примеры применения данной темы в жизни.

5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Возьмите пожалуйста карточки №1 для работы в парах и выполните задания.

Организует в парах работу, в результате проведения которой учащиеся придут к формулированию правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число.

После выполнения задания, в листах самооценки выставите себе и товарищу отметку за работу. Готовность пары сигнализируйте поднятием зеленой карточки.

После завершения групповой работы учитель вызывает к доске по одному представителю группы, которые отвечают на поставленные в карточке вопросы.

Учитель подводит итоги проведенной работы, четко проговаривая правило. 

Выполняют работу в парах и формулируют правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. 

Задание для работы в группах – приложение 1.

Ученики записывают ответы к заданиям в карточке.

Выставляют в листах отметки за проделанную работу себе и своим товарищам.

Физкультминутка.

Выполним зарядку для нашего позвоночника.

Сядьте ровно, потянитесь,

Встаньте на ноги, прогнитесь.

Повращайте шею, плечи, руки, туловище, ноги.

Высоко подняв колени, пошагайте, словно по дороге.

Вправо, влево наклонитесь, и к соседу повернитесь.

К одному, потом к другому. Не ленитесь! Не ленитесь!

Руки вверх, потом присели. Повторите это снова,

Чтобы были вы здоровы!

Выполняют за учителем физкультминутку.

4.

Закрепление нового материала.

Организует работу по выполнению заданий в парах с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений с решением ученика, который работает за доской.

Карточка №2. Выставьте себе в листах отметку за работу в паре и оцените работу своего товарища.

Учатся применять правило в процессе парной работы.

Задание для работы в парах – приложение 2.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре,  координируют свои

 действия.

5.

Контроль: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Отлично! А сейчас, я хочу, чтобы каждый из вас проверил себя сам. Для этого предлагаю выполнить самостоятельно задания карточке №3. Карточка оценивается в три этапа: 1- на три (только использование правила умножения), 2-на 4(1+сокращение дроби, 3-на 5(1+2+выделение целой части).

Оценивание:

• все задания выполнены верно – «5»

•допущена одна ошибка – «4»

•допущены две ошибки – «3»

•допущены более трех ошибок – «2».

Подведем итоги.

Поднимите зеленые карточки, у кого «5», желтую – «4», красную –«3».

Выставьте себе в листах отметку за самостоятельную работу. Молодцы!

Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку по образцу. Задание для самостоятельной работы – приложение 3.

Регулятивные:

(целеполагание) постановка учебной задачи; (контроль) сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; (коррекция) внесение корректив в случае расхождения с эталоном; (оценка) выделение и осознание учащимися того, что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения.

Познавательные: (постановка и решение проблем) формулирование выявленной проблемы и выбор способа ее решения

6.

Рефлексия деятельности

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Поднимите зеленую карточку, кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число и кому на уроке все было понятно, желтую карточку - кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число, но кто на уроке испытывал затруднения, красную карточку те, кто многое не понял.

Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в листах самооценки. Оцените свою работу и выставьте себе итоговую оценку с учетом оценок, выставленных вашими товарищами.

Организует рефлексию по методу незаконченного предложения.

Продолжи предложения:

  1. Сегодня на уроке я повторил________.
  2. Сегодня на уроке я узнал__________.
  3. Сегодня на уроке я научился________.
  4. Сегодня на уроке мне было непонятно____.
  5. Сегодня на уроке мне понравилось_____...
  6. Сегодня на уроке мне было трудно __________.

Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями. Сдают листы самооценки.

Лист самооценки – приложение 4.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; синтез, анализ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

7.

Домашнее задание

Проводит инструктаж домашнего задания.

1. Выучить правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число на стр.

2.  Решить в тетради №

3. Задание повышенной сложности (по желанию): №.

4.Творческое задание (по желанию): составить задачу по теме урока на альбомной листе, сделать к ней иллюстрацию, решить задачу в тетради.

Ответьте на вопросы в листах самооценки (если на уроке не успеваем, то ученики отвечают на предложенные вопросы дома).

Закончить наш урок я хотела бы немецкой поговоркой: «Попасть в дроби». Так говорят про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он попал в дроби. Это означает: попасть в тяжёлое, трудное положение. Я желаю вам и нашим гостям никогда не попадать в дроби, чтобы вам всегда сопутствовали успех и удача. Спасибо за урок и внимание!

Соотносят домашнее задание с материалом, изученным на уроке и решенными заданиями.

Осуществляют выбор домашнего задания.

Личностные: оценивание уровня усвоения материала и соотнесение его с предлагаемым дифференцированным  домашним заданием; развитие самостоятельности  и ответственности за свои поступки (выбор домашнего задания).


Карточка №1

  1. Вставьте числа в пустые клетки: а) ;  б).
  2. Решите уравнение: а) ;  б) .
  3. На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?

                                                 

original

Карточка №1

  1. Вставьте числа в пустые клетки: а) ;  б).
  2. Решите уравнение: а) ;  б) .
  3. На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?

                                                 

original

Карточка №1

  1. Вставьте числа в пустые клетки: а) ;  б).
  2. Решите уравнение: а) ;  б) .
  3. На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?

                                                 

original

Карточка №1

  1. Вставьте числа в пустые клетки: а) ;  б).
  2. Решите уравнение: а) ;  б) .
  3. На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?

                                                 

original


Карточка №2

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Карточка №3

Вариант 1

 

 

 

 

5)

Карточка №3

Вариант 2

1)

2)

3)

4)

5)

Лист самооценки

Фамилия, имя:______________________

Разминка

Работа в

группе

Работа в

паре

Самостоятельная

работа

Самооценка

Взаимооценка

Итоговая отметка за урок

Ответь на вопросы, подчеркнув выбранный ответ.

На уроке я работал(а) активно/пассивно.

Своей работой я доволен/недоволен.

Урок для меня показался коротким/длинным.

За урок я не устал(а)/устал(а).

Мое настроение стало лучше/стало хуже.

Материал урока мне был понятен/непонятен.

Материал урока мне был полезен/бесполезен.

Материал урока мне был интересен/неинтересен.

Домашнее задание легкое/трудное.

Домашнее задание интересное/неинтересное.

Домашнее задание полезное/бесполезное.

Достигли ты цели? Да/нет.

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Лист самооценки

Фамилия, имя:______________________

Разминка

Работа в

группе

Работа в

паре

Самостоятельная

работа

Самооценка

Взаимооценка

Итоговая отметка за урок

Ответь на вопросы, подчеркнув выбранный ответ.

На уроке я работал(а) активно/пассивно.

Своей работой я доволен/недоволен.

Урок для меня показался коротким/длинным.

За урок я не устал(а)/устал(а).

Мое настроение стало лучше/стало хуже.

Материал урока мне был понятен/непонятен.

Материал урока мне был полезен/бесполезен.

Материал урока мне был интересен/неинтересен.

Домашнее задание легкое/трудное.

Домашнее задание интересное/неинтересное.

Домашнее задание полезное/бесполезное.

Достигли ты цели? Да/нет.

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лови ошибку! 9.

Слайд 2

Найди площадь Задача 1 а в Задача 2 Задача 3 Задача 4

Слайд 3

Тема урока: «Умножение дроби на натуральное число»

Слайд 4

Алгоритм: 1) умножить число на числитель ; 2) проверить знаменатель-должен быть таким же, как был; 3) сократить дробь и перевести в смешанное число, если это возможно.

Слайд 5

Реши задачу: 1. Рулон обоев имеет ширину и длину . Какую площадь можно заклеить одним рулоном обоев? Хватит ли четырех рулонов для оклейки комнаты общей площадью стен ? 2. Миша хочет сделать молочный коктейль для компании из пяти друзей, но в рецепте указано количество ингредиентов только на одну порцию. Как Мише сделать коктейль правильно? 3. Для приготовления одной кастрюли варенья требуется 7кг ягод и стакана сахара. Сколько стаканов сахара необходимо для приготовления варенья из 21кг ягод? 4. Найдите расстояние от дома Маши до магазина, если она тратит на путь туда и обратно и, в среднем, движется со скоростью .

Слайд 6

Проверь себя. Карточка №3 Вариант 1 5) Вариант 2 1) 2) 3) 4) 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика-5. План-конспект урока по теме: «Деление на десятичную дробь»

Урок изучения нового материала по теме: "Деление на десятичную дробь". Учебник под редакцией И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.  Математика-5класс....

Конспект урока по теме "Деление на десятичную дробь"

Тема урока: Деление на десятичную дробь (УМК Н.Я. Виленкин, № урока – 3)Цель урока: формирование умения применять правило деления на десятичную дробь при решении примеровЗадачи урока:1....

Конспект урока на тему:"Деление десятичных дробей на натуральное число".

Материал направлен на ввдение правил деления десятичных дробей на наурально число....

Конспект урока на тему:"Деление десятичных дробей на натуральное число".

Материал направлен на ввдение правил деления десятичных дробей на наурально число....

Конспект урока по теме: "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Цель урока: знакомство с правилом деления десятичной дроби на натуральное число, привитие вычислительных  навыков.Задачи: Образовательная:провести актуализацию знаний по темам: «Натуральные...

конспект урока на тему деление Умножение десятичных дробей

конспект урока на тему деление Умножение десятичных дробей...