Мастер-класс по теме: Организация внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики
методическая разработка по математике

Толок Светлана Найдановна

Мастер-класс для учителей на КПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tolok_sn.docx856.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

Организация внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики

КПК в ГАУ ДПО РБ «БРИОП».    Дата __09.03.2017___    

Учитель математики МАОУ «СОШ№ 50 г. Улан-Удэ»:  Толок Светлана Найдановна.

Цель: Показать методические приемы и элементы педагогических технологий через систему заданий для учащихся на внеклассных занятиях по математике, для организации индивидуальной работы.

Проблема: Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе посредством развития  интереса учащихся на уроках математики и внеурочной деятельности.

Идея: Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое развивающее значение.

Приемы: Различные нестандартные приемы решений, развивающие творческое мышление, повышение математических способностей. Тренинг умственных действий.

Мотив - побуждение к достижению цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

 Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью.

На уроках и внеклассных занятиях по математике предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий; использую нетрадиционные формы групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создаю  условия для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.

Использование на занятиях:

- наглядности (плакаты, модели, в том числе изготовленные обучающимися; видеоматериалы);

- исторического материала, сообщаемого учителем или учеником (о простых числах, о пропорциях в природе и архитектуре, о периодических дробях и изобретателе шахмат, о египетском треугольнике), а также решение задач, содержащих исторические данные и решение занимательных задач;

- игровых моментов («Эстафета» при решении уравнений, «Испорченный телефон»)

Выводы:

  • развитие мотивации учения способствует формированию и становлению собственной активности учащихся (учебной, познавательной, творческой, социальной);
  • при мотивационном обеспечении уроков усиливается положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков;
  • под влиянием мотивов учения у учащихся появилось стремление выполнять свои обязанности и проявлять себя в различных видах деятельности.

 

Таким образом, применение в работе игровых, исследовательских, проектных педагогических технологий повышают результативность образовательного процесса, создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса. Формируется  у детей стойкая мотивация к творчеству, к исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги! А теперь предлагаю вашему вниманию некоторые практические задачи, которые извлечены из внеклассной кружковой работы в 5-6 классах.

  1. Приемы устного счета.

Цель тренинга: показать не только то, что сам процесс выполнения действия может быть важным, но и интересным занятием.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию видеофильм - мастер-класс учеников 6 класса Маковеевой Маши и Гармаева Данзана. (Видеофайл).

Нестандартный устный счет

  1. Умножение двузначных чисел от 10 до 20

Чтобы перемножить два двузначных числа от 10 до 20 надо к первому числу прибавить цифру единиц второго числа. К результату, увеличенному в 10 раз прибавить произведение единиц данных чисел. Например: 16*17 = (16+7)*10 + 6*7 = 230+42=272

  1. Умножение двузначных чисел ото 20 до 30

Чтобы перемножить два двузначных числа от 20 до 30 надо к первому числу прибавить цифру единиц второго числа. К результату, увеличенному в 20 раз прибавить произведение единиц данных чисел. Например: 26*27 = (26+7)*20 + 6*7=660+42=702

  1. Умножение двух чисел, у которых цифры десятков одинаковы, а сумма единиц равна 10.

Надо число десятков первого числа умножить на число на единицу большее, а к полученному результату справа приписать двумя цифрами произведение единиц данных чисел. Например: 57*53 = 3021             5*6=30            7*3=21

157*153 = 24021      15*16+240       7*3+21

  1. Умножение двух чисел, у которых цифры единиц одинаковы, а сумма цифр десятков равна 10.

Надо перемножить числа десятков и к полученному произведению прибавить число единиц, и к полученному результату справа приписать двумя цифрами произведение единиц данных чисел.

Например: 63*43 = 2709          6*4 + 3= 27      3*3 = 09

  1. Умножение двух чисел, близких к 100

Для того, чтобы умножить ..., надо из первого числа вычесть недостающие до ста единицы второго числа. Произведение недостающих до ста чисел в обоих множителях приписать справа к полученному результату. Например,   93*98 = 9114      93 – 2  = 91         7*2 = 14

Уважаемые коллеги, предлагаю вместе выполнить некоторые примеры, используя нестандартные приемы быстрого счета. Например, 23*27, 34*36, 76*36, 97*96.

Старинные способы вычислений

МЕТОД «РЕШЕТКИ»

В своей  «Книге об индийском счете» учёный Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми описал способ, придуманный в Древней Индии, а позже названный «МЕТОДОМ РЕШЁТКИ». Этот метод применим сегодня.

Пример: умножим 25 и 63.

2

5

1

1  

     2      

3

     0

6

5

 0

     6

1

     5

3

7

5

Демонстрируется мастер-класс на видеофильме учеников 6 класса.

Уважаемы коллеги, у Вас на столах лежат листочки с пустыми «решетками», давайте выполним умножение «методом решетки». Например, 37 и 56.

УМНОЖЕНИЕ НА ПАЛЬЦАХ

Древние египтяне были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире подвергают экзамену по счёту на пальцах. Уже это говорит о  том значении, которое придавали древние  этому способу выполнения  умножения натуральных чисел (он получил название ПАЛЬЦЕВОГО СЧЕТА). 

Умножали на пальцах  однозначные числа от 6 до 9.

Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, насколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные  пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.руки

С помощью пальцев рук можно быстро запомнить таблицу умножения на 9.

Демонстрируется видеофильм – мастер-класс учеников 6 класса.

Уважаемые коллеги, проверим умножение на пальцах на практике. Например, 7*8.

Уважаемые коллеги! Вы прекрасно справились с заданиями.

  • Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.
  •   Каждый ученик может улучшить вычислительные навыки с использованием приемов быстрого счета. Наработка вычислительных навыков должна быть систематической, ежедневной.

  1. Пентамино

Объясняю принцип построения фигур на примерах, с помощью мульти-медиа презентации.

                    

       

Затем дети получают карточки с творческим заданием для отработки умений: работаю индивидуально или в паре. Домашнее задание: придумать рисунок, изобразить его с помощью фигур пентамино. В дальнейшем использую эти задачи на занятиях. Дети с удовольствием выполняют построения.

Вот и Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю выступить в роли создателей уникальных картинок с помощью фигур пентамино.

У вас очень интересные работы. Спасибо за сотрудничество.

Математик любит точность,

В отношеньях дружбы прочность.

Пусть при этом он практичен

И чуть-чуть категоричен.

Я желаю вам,  друзья,

Только ясных дней в судьбе,

Много счастья и удач,

И решенья всех задач!

Вывод: Кружковая работа выполняет познавательные и воспитательные функции. Ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; развивается логическое мышление, развивается смысловая и образная память, формируется умение работать с нестандартными задачами. Ученики с огромным удовольствием показывают свои умения и навыки.

Внеурочная деятельность позволяет развить у учащихся личностные и метапредметные результаты: ребенок учится умению работать с информацией, ставить проблему и решать её, рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, на эрудицию и интуицию, систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов. Также становятся настойчивыми в достижении цели, способные принимать самостоятельные решения, приобретают навыки сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации к изучению математики с помощью интегрированных уроков.

Статья о межпредметных связях при проведении интегрированных уроков математики. Повышение интереса к изучению математических дисциплин при проведении взаимосвязанных уроков различных предметов и матем...

Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»

Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца.  ...

Конспект мастер-класса для педагогов дополнительного образования по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»

Совмесный мастер-класс с педагогом по прикладному творчеству. Состоит из двух частей : 1- изготовление народной куклы, 2 -Показать, как в танце можно применить предметы -  народную куклу....

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»...

«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...