Технология модерации и активные методы обучения (АМО)
статья по математике

БРУХАНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

МБОУ «Сиверская гимназия»

2019 год

 

ДОКЛАД НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ДлДля реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

     Так, можно выбрать одну из трех моделей обучения:

     1) пассивная - учащийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

     2) активная - учащийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

     3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). В рамках этой модели обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

     К последней модели обучения непосредственное отношение имеет технология модерации, которую я использую. Moderare (латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить в равновесие. На сегодняшний день модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

     Это достигается за счет того, что ключевыми процессами технологии модерации являются такие, всем известные понятия, как интерАкция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия.

     Интеракция – эффективное взаимодействие участников группового процесса.

     Коммуникация – упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса.

     Мотивация всех участников образовательного процесса.

     Рефлексия педагога и обучающихся.

     Анализ деятельности участников и оценка результатов.

     Как видим, все понятия предполагают непосредственное включение всех участников в образовательный процесс.

Естественно, что при активной роли обучающихся, кардинально меняется и моя роль.Я становлюсь консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение комнеобучающихся – из «контролирующего органа» я превращаюсь в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

     Растет доверие ко мне, повышается мотивация к обучению. Естественно, что это потребовало моей психологической перестройки. Кроме того, это потребовало разрушения стереотипов и другой стороны – самих учеников и их родителей.

     Дело в том, что цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Только таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока или внеклассного мероприятия, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.

     Так вот, технология модерации направлена на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентации результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Возможно ли это без обратной связи со стороны обучающихся? Конечно, нет.

     Эффективность работы, конечно, обеспечивается использованием специальных методов и приемов, и более всего, для модерации подходят активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

     Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учеников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и сами ученики. Преподаватель в этом случае не направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Он создает условия для самостоятельного овладения обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

     Активные методы обучения опираются на принципы, способствующие развитию креативности. Это такие, как принцип беглости, показывающий, что первые мысли и идеи, приходящие в голову при решении какой-либо проблемы, редко бывают оригинальными.

Беглость мышления, понимаемая, как способность придумывать множество возможных решений проблемной ситуации, является важным условием для создания творческой продукции. Для развития беглости мышления я формулирую проблему, имеющую несколько правильных решений, поощряю учащихся за любые ответы, ценю качество ответов, воздерживаюсь от критики и оценки.

     Принцип мягкого соревнования основан на игровых методах, включающих элемент соревнования. Жесткое соревнование имеет много отрицательных сторон: возрастающая враждебность и агрессия к членам конкурирующей группы. Мягкое соревнование я использую с целью активизации вовлеченности всех обучающихся класса в учебный процесс.

     Принцип сотрудничества и кооперации предполагает свободу действий учащегося. Преимущество коллективной деятельности заключается в предоставлении благоприятных возможностей для сотрудничества и понимания того, что «Один ум хорошо, а два – лучше», в развитии лидерских способностей, в возможности пережить успех вместе с творческими учениками тем, кто оказался менее творческим.

     Для реализации принципов мягкого соревнования и принципов сотрудничества и кооперации практикую такую форму проведения обобщающих уроков по завершению изучения темы как «Математический бой».

     Принцип неоцениваемой деятельности означает, что суждение, оценка откладывается до того момента, пока учащийся сам не увидит другие возможные способы или идеи решения той проблемы, которую он пытался решить.

     В основе активных методов лежит диалог, как между мной и учениками, так и между самими учениками, предполагающий свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

     Не менее значимы и такие моменты, как:

- практическая направленность, игровое действо и творческий характер обучения;    

- интерактивность, разнообразные коммуникации;

- использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма организации работы.

      Методы  активного обучения я использую на различных этапах учебного процесса.

     1 этап – первичное овладение знаниями. Это проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

     2 этап – контроль знаний (закрепление). Я использую такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование.

 3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей. Здесь я применяю игровые и неигровые методы.

     Существует условная классификация применяемых мною активных методов обучения: неимитационные и имитационные.

Неимитационные методы: лекции  и  доклады, семинары и  дискуссии,  групповая  консультация, упражнения и презентации, проекты, исследовательские работы.

     Имитационные неигровые методы: групповой тренинг, анализ конкретных ситуаций, кейс-технология.

     Имитационные игровые методы: деловая игра, организационно-деятельностная игра, инновационная игра, поисково-апробационная игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование.

На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов активных методов обучения. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом. В любом случае, это должны быть методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи с учетом специфических целей конкретного этапа или всего урока, а также с учетом метапредметных целей и с применением разноуровневого подхода.

     В целом можно отметить, что применение технологии модерации и активных методов обучения в образовательном процессе позволяют мне:

     - стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

     - согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

- обеспечивать приобретение учащимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

БРУХАНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

МБОУ «Сиверская гимназия»

2019 год

ДОКЛАД НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

     Так, можно выбрать одну из трех моделей обучения:

     1) пассивная - учащийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

     2) активная - учащийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

     3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). В рамках этой модели обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

     К последней модели обучения непосредственное отношение имеет технология модерации, которую я использую. Moderare (латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить в равновесие. На сегодняшний день модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

     Это достигается за счет того, что ключевыми процессами технологии модерации являются такие, всем известные понятия, как интерАкция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия.

     Интеракция – эффективное взаимодействие участников группового процесса.

     Коммуникация – упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса.

     Мотивация всех участников образовательного процесса.

     Рефлексия педагога и обучающихся.

     Анализ деятельности участников и оценка результатов.

     Как видим, все понятия предполагают непосредственное включение всех участников в образовательный процесс.

Естественно, что при активной роли обучающихся, кардинально меняется и моя роль.Я становлюсь консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение комнеобучающихся – из «контролирующего органа» я превращаюсь в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

     Растет доверие ко мне, повышается мотивация к обучению. Естественно, что это потребовало моей психологической перестройки. Кроме того, это потребовало разрушения стереотипов и другой стороны – самих учеников и их родителей.

     Дело в том, что цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Только таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока или внеклассного мероприятия, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.

     Так вот, технология модерации направлена на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентации результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Возможно ли это без обратной связи со стороны обучающихся? Конечно, нет.

     Эффективность работы, конечно, обеспечивается использованием специальных методов и приемов, и более всего, для модерации подходят активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

     Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учеников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и сами ученики. Преподаватель в этом случае не направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Он создает условия для самостоятельного овладения обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

     Активные методы обучения опираются на принципы, способствующие развитию креативности. Это такие, как принцип беглости, показывающий, что первые мысли и идеи, приходящие в голову при решении какой-либо проблемы, редко бывают оригинальными.

Беглость мышления, понимаемая, как способность придумывать множество возможных решений проблемной ситуации, является важным условием для создания творческой продукции. Для развития беглости мышления я формулирую проблему, имеющую несколько правильных решений, поощряю учащихся за любые ответы, ценю качество ответов, воздерживаюсь от критики и оценки.

     Принцип мягкого соревнования основан на игровых методах, включающих элемент соревнования. Жесткое соревнование имеет много отрицательных сторон: возрастающая враждебность и агрессия к членам конкурирующей группы. Мягкое соревнование я использую с целью активизации вовлеченности всех обучающихся класса в учебный процесс.

     Принцип сотрудничества и кооперации предполагает свободу действий учащегося. Преимущество коллективной деятельности заключается в предоставлении благоприятных возможностей для сотрудничества и понимания того, что «Один ум хорошо, а два – лучше», в развитии лидерских способностей, в возможности пережить успех вместе с творческими учениками тем, кто оказался менее творческим.

     Для реализации принципов мягкого соревнования и принципов сотрудничества и кооперации практикую такую форму проведения обобщающих уроков по завершению изучения темы как «Математический бой».

     Принцип неоцениваемой деятельности означает, что суждение, оценка откладывается до того момента, пока учащийся сам не увидит другие возможные способы или идеи решения той проблемы, которую он пытался решить.

     В основе активных методов лежит диалог, как между мной и учениками, так и между самими учениками, предполагающий свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

     Не менее значимы и такие моменты, как:

- практическая направленность, игровое действо и творческий характер обучения;    

- интерактивность, разнообразные коммуникации;

- использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма организации работы.

      Методы  активного обучения я использую на различных этапах учебного процесса.

     1 этап – первичное овладение знаниями. Это проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

     2 этап – контроль знаний (закрепление). Я использую такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование.

 3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей. Здесь я применяю игровые и неигровые методы.

     Существует условная классификация применяемых мною активных методов обучения: неимитационные и имитационные.

Неимитационные методы: лекции  и  доклады, семинары и  дискуссии,  групповая  консультация, упражнения и презентации, проекты, исследовательские работы.

     Имитационные неигровые методы: групповой тренинг, анализ конкретных ситуаций, кейс-технология.

     Имитационные игровые методы: деловая игра, организационно-деятельностная игра, инновационная игра, поисково-апробационная игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование.

На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов активных методов обучения. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом. В любом случае, это должны быть методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи с учетом специфических целей конкретного этапа или всего урока, а также с учетом метапредметных целей и с применением разноуровневого подхода.

     В целом можно отметить, что применение технологии модерации и активных методов обучения в образовательном процессе позволяют мне:

     - стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

     - согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

- обеспечивать приобретение учащимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе"

Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет  http://www.moi-universitet.ru/ Подробное описание данной технол...

Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.

Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации .  Активные методы обеспечивают решение образова...

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации (АМО активный метод обучения)

Технология модерации направлена на   активизацию аналитической и рефлексивной  деятельности;  развитие исследовательских и   проектировочных ум...

Разработка урока на тему "Merry Christmas" с использованием активных методов обучения (модерация)

Суть методики модерации состоит в том, что педагог выстраивает работу так, что используемые формы, приемы, методы организации умственной деятельности направлены на развитие исследовательскихь умений, ...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Мастер-класс "Применение технологии модерации и активных методов обучения (АМО) на уроках географии"

quot;Применение технологии модерациии активных методов обучения  (АМО) на уроках географии"Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально пол...