Урок математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость» по учебнику Мерзляк А.Г. (Обыскалова Г.В.)
план-конспект урока по математике (6 класс)

ШМО учителей МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ МАОУ Абатская СОШ №1

 Урок математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»  по учебнику Мерзляк А.Г. (Обыскалова Г.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0000b8c7-dab879ce.rar1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:

«Декартова система координат в играх нашего детства».

Данная работа представляет собой методическую разработку третьего урока по теме «Координатная плоскость».

Урок направлен на решение следующих задач:  Формирование понятия координатной плоскости, умение строить точку по её координатам и находить координаты точки, принадлежащей координатной плоскости; развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:  развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

Материалы урока рассчитаны на учащихся 6 класса.
Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания творческого характера. Используется взаимоконтроль и самоконтроль. Реально оценивают себя и товарища, и выставляет балл. В конце занятия по сумме набранных баллов (самооценка, оценка одноклассника, оценка учителя) каждый учащийся выводит  итоговую отметку таким  образом, он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.

.

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость».

по учебнику Мерзляк А.Г.

ФИО

Обыскалова Галина Васильевна

Место работы

МАОУ Абатская СОШ №1

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

6

Базовый учебник

А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Яскир Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М. «Вентана-Граф», 2013

Тема урока

Декартова система координат в играх нашего детства.

Тип урока

урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения урока

традиционная, с использованием ИКТ, игровых технологий.

Образовательная среда урока

Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, индивидуальные карты оценки учеников, мел, доска,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Формируемые результаты

Предметные: Формировать понятие координатной плоскости, умение строить точку по её координатам и находить координаты точки, принадлежащей координатной плоскости.

Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы, развивать познавательный интерес к математике.

Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые  результаты

1. Организационный этап 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке  

  Приветствие учащихся; проверка их готовности

Девиз урока: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немногого занимательным» Б.Паскаль

Сообщение целей и задач урока: учащиеся должны показать, как они применяют знания и умения, полученные при изучении пройденных тем    

Перед вами стоит задача – показать, что вы знаете о декартовой системе координат и умеете применять ваши знания:

                                                                                                                                                                                      Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания.

Задачи:

 Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Проверить степень овладения основными понятиями о декартовой системе координат на плоскости, необходимыми для успешного решения задач.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

Проверка творческого домашнего задания:

Вступительное слово учителя: Общаясь, друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?                                         Какие координаты могут  оставить люди друг другу? (ответы обучающихся).                                                                                                   А) Системы координат окружают нас повсюду    (с 1 по 5 слайды)

Б) Проверка теоретической части.

- Расскажите друг другу, основные правила и понятия по данной теме 

Ученики показывают домашнее задание (презентация: «Декартова система координат в играх нашего детства»

(с1 по 5 слайд); дополнительно приводят примеры.

Работа в парах

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Умение строить точки в системе координат

Повторение теоретического материала

3 этап. Обобщение и систематизация знаний.

Задачи:  Формирование целостной системы ведущих знаний по теме                                                  ( исторический материал и применение  в практике). Способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предложенные и свои решения. Совершенствовать знания, умения и навыки использования теоретического материала для решения задач и доказательств.

В) Сообщение: исторический материал

(с 6 по 9 слайд)

Г) Современное  применение декартовой системы координат в играх нашего детства    ( с 7 по 9 слайды)

Дома обучающиеся задавали вопросы для родителей «Игры из детства мамы и папы»

Рассказ учителя об игре для детей «Лесные шахматы».

        Ученики показывают домашнее задание  (презентации: «Декартова система координат в играх нашего детства»).

Сообщение с использованием слайдов.

(с 6 по 9 слайд)

     

Сообщение с использованием слайдов (краткий рассказ об играх)

( с 7 по 9 слайды).

Рассказ обучающихся о играх в шашки и шахматы (история возникновения, правила игры)      

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификация и систематизации, по выявлению межпредметных связей.

Знакомство с историческим материалом

4 этап Фронтальная работа (подготовка к самостоятельной работе)

Дополнительные вопросы к учащимся: 

  • Что называют системой координат на плоскости?
  • Как называют точку пересечения координатных прямых?
  • Как называют плоскость, на которой выбрана система координат?
  • Как называют координатную прямую х?
  • Как называют координатную прямую у?
  • Сколько чисел определяют положение точки на плоскости?
  • Как их называют?
  • Где  находятся точки, абсциссы которых равны нулю?
  • Каким свойством обладают координаты точек 1, 2, 3, 4 четвертей?
  • В каких координатных углах находятся точки, абсциссы которых положительны?
  • В каких четвертях обе координаты одного знака?

Ученики, используя готовую построенную систему координат рассказывают, что знает о декартовой системе  координат на плоскости, как строить точки с заданными координатами, а остальные слушают, анализируют и задают вопросы. Предлагают свои варианты

Умение отвечать на поставленные вопросы, знание теоретического материала и умение объяснять всем. Умение формулировать и задавать вопросы товарищам по изученному материалу.

5Этап.  Закрепление учебного материала. Самостоятельная  работа

Цель:  Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

      Способствовать развитию умения самостоятельно выполнять упражнения;

      Отработка навыков построения на координатной плоскости.

      Способствовать формированию умений:

      осуществлять самоконтроль, осмысливать учебный материал развивать быстроту и точность выполнения заданий.

Предложение, используя систему координат, выполнить творческое задание. Пример (Показать слайд 12 )

 Организация самостоятельности работы учащихся

Мы с вами повторили правила. Сейчас проверим, как вы умеете строить точки по координатам и определять координаты точек. Открываем тетради. Пишем число. Самостоятельная работа, вариант. Внимательно посмотрите на задания, все ли вам понятно?

1 Вариант

Задание 1

По точкам постройте фигуру

1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4),
(9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1),
(- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).

2) Глаз: (- 6; 5) 

2 Вариант

Задание 1

 (- 7; 1), (- 5; 1), (- 4; 2), (-1; 0), (- 1; 3), ( 1; 1), ( 5; 2), (6; 1), (5; 0), (4; 0,5),
(4; 0), (5; - 1), (3; 0), (2; -1), (1; 0), (0; - 1), (- 6; - 1), ( - 8; 0), (-7; 1)

Усы (5; 4), ( 6; 3), (6; 1), (7;  3), (6; 4),

Ноги

1) (- 6; - 1), (- 7; -3), (- 8; - 3),

2) (- 1; - 1), ( 0; - 3), (- 1; -4)

3) ( 3; 0), ( 3; -3), ( 2; - 4),

4) ( 5; - 1), (- 5; -3), ( 6; - 4), ( 7; - 4)

 Глаз: (5; 1)

Предполагается выполнить самопроверку и взаимопроверка, т.е. сверить ответы с предложенными   ответами.

Самостоятельно выполняют работу

По вариантам

Самопроверка и взаимопроверка (слайд 13-14). Ученики меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации;

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Умение читать и записывать координаты точек

Умение быстро строить точки в системе координат

6Этап. Подведение итогов урока.

Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Уточняют, выясняют непонятные моменты, консультируются с учителем

 Получение учащимися информации о  реальных результатах.

7Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Продолжи высказывание об уроке.

  1. Я хотел(а) бы ещё узнать… .
  2. На уроке мне понравилось… .
  3. На уроке мне не понравилось… .

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя

8Этап. Информация о домашнем задании

Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.  Проверка соответствующих записей.

Выполнить № 1316, 1318

Творческое задание:

Построить интересную  фигуру и написать ее координаты

Записывают, уточняют, домашнее задание, консультируются с учителем.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Приложение к технологической карте урока:  

  1. Историческая справка.   (с 6 по 9 слайды)  Более чем за 100 лет до н. э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат. В своем труде «Геометрия» он описал это так:  «Вообразим город (план города), спланированный на американский манер, в котором проспекты идут на юг и на  север, а улицы на восток и запад. Если выбрать некоторый проспект и некоторую улицу в качестве начальных, а их пересечение в качестве начала отсчета, от которого последовательно отсчитываются номера проспектов и улиц. Эти номера дают адрес, по которому представляем  соответствующее место » 2.Фронтальная работа                                                                                                                                                                     Дополнительные вопросы к учащимся: 

  • Что называют системой координат на плоскости?
  • Как называют точку пересечения координатных прямых?
  • Как называют плоскость, на которой выбрана система координат?
  • Как называют координатную прямую х?
  • Как называют координатную прямую у?
  • Сколько чисел определяют положение точки на плоскости?
  • Как их называют?
  • Где  находятся точки, абсциссы которых равны нулю?
  • Каким свойством обладают координаты точек 1, 2, 3, 4 четвертей?
  • В каких координатных углах находятся точки, абсциссы которых положительны?
  • В каких четвертях обе координаты одного знака?

3.Презентация « Декартова система координат в играх нашего детства»

4. Карточка с заданием для самостоятельной работы.

Задание 1

По точкам постройте фигуру

1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4),
(9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1),
(- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).

2) Глаз: (- 6; 5) 

По точкам постройте фигуру

Задание 2

 (- 7; 1), (- 5; 1), (- 4; 2), (-1; 0), (- 1; 3), ( 1; 1), ( 5; 2), (6; 1), (5; 0), (4; 0,5),
(4; 0), (5; - 1), (3; 0), (2; -1), (1; 0), (0; - 1), (- 6; - 1), ( - 8; 0), (-7; 1)

Усы (5; 4), ( 6; 3), (6; 1), (7;  3), (6; 4),

Ноги

1) (- 6; - 1), (- 7; -3), (- 8; - 3),

2) (- 1; - 1), ( 0; - 3), (- 1; -4)

3) ( 3; 0), ( 3; -3), ( 2; - 4),

4) ( 5; - 1), (- 5; -3), ( 6; - 4), ( 7; - 4)

 Глаз: (5; 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе по теме: "Координатная плоскость" с презентациями

Даный урок является обобщающим по теме: "Координатная плоскость". Конспект урока представлен с презентациями к уроку и к творческому заданию на создание своего созвездия. Прививает интерес и проверяет...

разработка урока математики 6 класс по теме "Координатная плоскость"

Разработка урока по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость" с презентацией...

План-конспект с использованием ЭОР по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость"

Конспект с использованием ЭОР по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость"...

Презентация к уроку в 6 классе по теме Координатная плоскость

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Координатная плоскость". Обобщающий урок по теме. Проводится в игровой форме....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: "Координатная плоскость"

План-конспект урока математики в 6 классе по теме: "Координатная плоскость"...

Разработка урока в 6 классе на тему "Координатная плоскость"

Открытый урок разработанный для участия в конкурсе "Молодой учитель математики"...

Урок в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»

3 урока по теме "Координатная плоскость"...