Конспект урока в 6 классе по теме: "Координатная плоскость" с презентациями
материал (6 класс) на тему

Даный урок является обобщающим по теме: "Координатная плоскость". Конспект урока представлен с презентациями к уроку и к творческому заданию на создание своего созвездия. Прививает интерес и проверяет знания используемая на уроке игра "Молчанка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛЬШЕСУДАЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект урока математики в 6 классе
с использованием информационно-коммуникационных технологий со слабоуспевающими учащимися.

Учитель математики МОУ Большесудаченской СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области
Бурлаченко Надежда Васильевна

Тема: «Координатная плоскость».

  1. Цель урока: Повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость» – умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам, умение определять координаты заданной точки, умение строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и определений.
  2. Развивающий аспект. Отработка умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, выбирать подходящий и более рациональный метод решения. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач.
  3. Воспитательный аспект. Организация совместной учебной деятельности в группе. Совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля, коммуникативный навык. Формировать интерес к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные: 

Создать условия для прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для решениязадач на координатной плоскости.

Развивающие:

Развивать внимание память и сообразительность учащихся;

 трудолюбие, самостоятельность в решении заданий;

логическое мышление у детей.

Воспитательные:

Воспитывать уважение друг к другу, уверенность в себе;

способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения математики.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Вид урока:  урок-путешествие.

Возраст учащихся: 12 лет

Программное обеспечение:

  1. Microsoft Office Word(письменный тест),
  2. Microsoft Office Power Point (презентация к уроку),
  3. Компьютер,
  4. Интерактивная доска.

Дидактический материал:

Компьютерные тесты, листы самоконтроля, буклеты, карты звёздного неба.

Наглядные пособия:

Межпредметные связи:

План урока:

1. Подготовительный этап.

2.  Повторение теоретических знаний.

3. Выполнение творческого задания

  1. Творческое домашнее задание.
  2. Рефлексия.
  3. Итог урока.

Ход урока:

  1. Подготовительный этап.

Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор!

Улыбнулись, друг другу создали хорошее настроение и начали работу.

Какую тему мы изучаем?

Сформулировать цель урока.

Хорош не тот, кто знает, а тот, кто умеет применять свои знания. Итак, сегодня на уроке мы будем строить точки по их координатам, и находить координаты построенных точек.

1. Сегодня мы с вами последний урок посвятим координатам на плоскости.

Цель урока– закрепить свои знания и умения находить координаты точек на плоскости, строить точку по ее координатам.

Организационный момент. 

- Сегодня мы будем с вами работать под девизом:

“Начинаем мы опять

Строить, измерять, считать.”

- Как вы понимаете эти строки?

 

 

 

 

- Сегодня на уроке мы будем выполнять то, что умеем.

Я предлагаю начать наш урок с оценки своих знаний  по теме: «Координатная плоскость». Поставьте в листах оценки (карточка 1) себе  отметку над чертой. Критерии отметок вы видите на экране (СЛАЙД 2). 

В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: “Оставьте мне ваши координаты”. Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти. Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.

Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места).

На географии вы знакомились с системой географических координат (долгота и широта).

Те из вас, кто играл в “морской бой”, пользовались при этом соответствующей системой координат. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой, Буквами помечены вертикали игрового поля, а цифрами – горизонтали.

Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске всегда обозначаются латинскими буквами.

Такого рода “клеточные” координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах.

Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.

Повторение теории по слайдам и компьютерное тестирование

Создание портрета координатной области: Обсуждение и выступление учеников (Создание общего поля исследования)

Гр. I Точки А(2;4); В(5;8); D(4;1); С(7;2); Расположены в I координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что они положительны.

Вывод: «Знаки координат в I-й четверти положительны»

На портрете рисуют в первой четверти (+;+).

Гр. II Точки М(-2;6); Р(-3;1); N(-6;3); К(-7;6); расположены во II координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что абсцисса - отрицательное число, а ордината – положительное число.

Вывод: знаки координат во II-й четверти такие: х-положительное, у-отрицательное.

На портрете рисуют в III четверти (-;+).

Гр. III Точки Е (-2;-2), S (-5;-3), R (-7;-2), F (-3;-6). Расположены в III координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что абсцисса - отрицательное число, а ордината – отрицательное число.

Вывод: знаки координат во III-й четверти такие: х- отрицательное, у-отрицательное.

На портрете рисуют в III четверти (-;-).

Гр. IV Точки L( 2;-3), H( 4;-5), G( 6;-2), Q( 8;-6). Расположены в IV координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что абсцисса - положительное число, а ордината – отрицательное число.

На портрете рисуют в IV четверти (+;-).

Гр. V Точки A( 0;5), B( 0;2), C( 0;-3), D( 0;-6). Расположены на оси у. Абсциссы этих точек равны 0, а ординаты различны.

Вывод: Если точка лежит на оси ординат, то абсцисса этой точки равна нулю.

На портрете рисуют, на оси у – (0;у)

Гр. VI Точки S (0;5), M (0;2), N (0;-3), P (0;-6). Лежат на оси х. Абсциссы этих точек различны, а ординаты равны 0.

Вывод: Если точка лежит на оси абсцисс, то ордината этой точки равна нулю.

На портрете рисуют, на оси х – (х;0)

Нравится вам портрет координатной плоскости?

Что бы вы добавили к этому портрету?

(Можно, например, указать как находится координата точки).

Вывешиваю плакат с «портретом координатной плоскости».

В математике такой портрет можно назвать опорным конспектом.

Начинается игра «молчанка». Ничего не видно, но отлично все слышно.  В ней проверяется, помнят ли ученики, в какой координатной четверти, находятся точки с заданными координатами.

Дети кладут руки перед собой, опускают на них голову, закрывают глаза, слушают учителя. Учитель называет координаты точки, и говорит в какой четверти она задана. Если ученики согласны с утверждением учителя, то поднимают руку, если не согласны – не поднимают. Естественно учитель не всегда верно указывает верно координатную четверть, чтобы проверить своих «космонавтов».

По слайду сбить корабль

Построить точки:

А(7;2)

В(2;3)

С(0;7)

D(-2;3)

Е(-7;2)

F(-3;-1)

G(-4 ;-6)

К(0;-3)

L(4;-6)

М(3;-1)

  1. Ребята отмечают полученные координаты в координатной плоскости (интерактивная доска).
    В этом году наша страна отмечает 66 годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне. Соедините полученные точки, рисунок, который мы получили, говорит о том, что мы помним о тех, кто жизни не жалел, приближая Победу. Что означает звезда?

Звезда — это небесные тела обладающие свойством светиться. Состоят из газов (в основном водород и гелий). Также из химических элементов составляющих массу звёзд можно выделить кислород, азот, железо, неон. Звездой ближайшей к Земле является Солнце. Ближайшей звездой к Солнечной системе является звезда Альфа-Центавра.

Звезда — это в переносном значении человек, который прославился и получил очень широкую известность в какой-то определённой сфере деятельности, к примеру, в кинематографе, музыке, спорте и других сферах деятельности. Звезды шоу-бизнеса - артисты, которые покорили недостижимые для всех остальных вершины в своей профессии.

  1. Пятиконечная красная или золотая звезда — символы Красной армии и всего СССР.
  2. Слайды:

У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо. Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, интересен и увлекателен. Небо над нашей головой усыпано множеством маленьких сверкающих точек. Они кажутся такими, потому что находятся от нас очень далеко. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Самые горячие из них – голубые, затем – жёлтые, как наше солнце, и красные. Есть звёзды – гиганты и звёзды – карлики. Небо всегда притягивало к себе своей неизвестностью и загадочностью. Когда люди в древности наблюдали звёздное небо, они обратили внимание на отдельные группы звёзд – ярких и таинственных. Это были созвездия. Фантазия помогла им в них увидеть очертания сказочных героев или животных, поэтому почти с каждым созвездием связаны

какая – нибудь легенда или миф. Мы сегодня познакомимся с некоторыми из них, посетив небесный зоопарк. Её обитателей мы будем находить по координатам.

В древности люди очень сильно увлекались астрологией. В наше время она не считается наукой, однако звёзды говорят, что каждый ребёнок рождается талантливым. Дерзайте и будущее будет вашим. Звёзды всегда на стороне весёлых и находчивых.

А теперь вы должны свои умения и знания проявить при выполнении практического задания с элементами творчества.

Представьте, что вы художники. Вам предстоит на координатной плоскости нарисовать свой знак Зодиака, своё зодиакальное созвездие.

Воспитательное слово учителя: При выполнении этого задания вы увидели как важно быть внимательным, аккуратным в работе и хорошо знать алгоритм построения точки по заданным координатам. Чтобы не получился глаз на хвосте, а лапы на голове.

Составляем карту созвездий своего класса.

Домашнее задание:  Дома вам предстоит найти миф или легенду о своём созвездии.

А теперь попробуем с вами написать синквейн:

Синквейн - это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях.

Т.е. синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль;
3-я строка – три глагола, описывающие действия в   рамках темы;
Рисуем, строим, чертим

4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.

  1. 4. Рефлексия деятельности.
  2. Цели этапа: зафиксировать, где были допущены ошибки; алгоритмы, правила, понятия и т.д., в которых были ошибки, способ исправления допущенных ошибок (на основе метода рефлексии.
  3. Организация учебного процесса на этапе 4:
  4. - А теперь подведем итоги. В начале урока вы себя оценили, поставив отметку в карточку над чертой, я предлагаю вам сейчас в конце урока оценить себя ещё раз по тем же критериям и поставить себе отметку за этот урок под чертой. У вас получилась дробь. Поднимите руку те, у кого дробь правильная или равная единице. Я за вас  рада и считаю, что на контрольной работе вы будете на высоте. Те же у кого дробь получилась неправильная  советую вам поработать дома над теорией по этой теме.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Координатная плоскость » 8 класс

Слайд 2

Критерии оценки знаний «5» - я знаю и умею применять алгоритм нахождения точек на координатной плоскости и алгоритм построения точек на координатной плоскости; «4» - я знаю и умею применять алгоритм нахождения точек на координатной плоскости и алгоритм построения точек на координатной плоскости, но ещё допускаю ошибки; «3» – у меня остались неразрешенные вопросы.

Слайд 3

20 a b c d e f g h i k 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 4

Какие из этих прямых не образуют координатную плоскость? А Б В Г Д Х Х Х Х Х У У У У У

Слайд 5

х Y 1 1 ось абсцисс ось ординат начало координат

Слайд 6

1 группа. Построить точки: А(2;4); В(5;8); D(4;1); С(7;2) 2 группа. Построить точки: М(-2;6); Р(-3;1); N(-6;3); К(-7;6) 3 группа. Построить точки: Е (-2;-2), S (-5;-3), R (-7;-2), F (-3;-6). 4 группа. Построить точки: L( 2;-3), H( 4;-5), G( 6;-2), Q( 8;-6)

Слайд 7

у х 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 98765 -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 4 3 2 1 II четверть III четверть I четверть IV четверть (-;+) (+;+) (-;-) (+;-)

Слайд 8

у х 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 98765 -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 4 3 2 1 F S Z K М В А D R Определи координаты точек (-8;-4) В M Z K A R D S F (-8;0) (0;1) (3;-5) (0;-4) (-2;-1) (5;0) (2;6) (-4;5)

Слайд 9

Найди ошибку B ( 5 ; 2 ) C ( 1; 2) D ( 2 ; -2) E ( 2; 1) У Х 0 B E C A D 1 -1 2 3 4 5 1 2 3 -2 -3 -1 -2 A ( 3; 3)

Слайд 10

( 0,3 ; -0,4) (- 0, 1; -0,3) (- 0, 3; -0,1) ( 0, 2; 0,3) (- 0, 4; 0,3) ( 0,3 ; 0,2) Y X 1 0,5 -0,5 - 1 Если нашел три клада щелкни на картинку

Слайд 11

ВЕРНО!!! НАЗАД

Слайд 12

Тебе не повезло !!! НАЗАД

Слайд 14

водолей лев рак козерог близнецы телец стрелец овен рыбы дева весы скорпион

Слайд 15

Большая медведица

Слайд 16

Семь ярких звезд созвездия Большой Медведицы Бенетнаш Мицар Алиот Мегрец Фекда Мерак Дубхе

Слайд 17

Большая Медведица А(1; 1), В(0,8; 1,7), С(1,7; 2,2), D (2,1; 1,7), Е(2,8; 1,8) F (3,4; 1,7), К(4; 2,2) Соединить точки D и А. Согласно греческому мифу это созвездие олицетворяет прекрасную нимфу Каллисто, превращенную Зевсом в Медведицу, чтобы спасти ее от мести Геры

Слайд 18

Итак, в результате получается модель карты созвездий звездного неба, выполненная коллективно. Теперь учащиеся обмениваются сведениями, которые они узнали о созвездиях.

Слайд 19

Критерии оценки знаний «5» - я знаю и умею применять алгоритм нахождения точек на координатной плоскости и алгоритм построения точек на координатной плоскости; «4» - я знаю и умею применять алгоритм нахождения точек на координатной плоскости и алгоритм построения точек на координатной плоскости, но ещё допускаю ошибки; «3» – у меня остались неразрешенные вопросы.

Слайд 20

Домашнее задание Найти миф или легенду о своём созвездии.

Слайд 21

Звёзды советуют: Дерзайте и будущее будет вашим. Звёзды всегда на стороне весёлых и находчивых.

Слайд 22

Спасибо за урок!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»

Изучение нового материала проходит нетрадиционным образом, что очень нравится ученикам....

Конспект урока 5 класс по теме "Упрощение выражений" + презентация

Данный материал содержит в себе конспект урока по математике на тему  "Упрощение выражений" (5 класс) и разработанную к нему презентацию....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»

Разработка урока по математике "Координатная плоскость", рассчитана на учащихся 6 класса...

Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».

Цели урока: Образовательные:  повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению   в координатной плоскости точки по заданным координ...

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по математике для 6-го класса на тему "Координатная плоскость"

Конспект урока  по теме составлен в соответствии с ФГОС, с использованием программы Geogebra, по учебнику  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир....

Конспект урока по математике на тему: "Координатная плоскость"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Кординатная плоскость" для учащихся 6 класса...