Статья "Из истории математики: о цифре нуль"
статья по математике

Абрамова Любовь Алексеевна

Эта статья о математике, а точнее, о самом необычном числе — ноле (0). Мы настолько к нему привыкли, постоянно используем этот символ для математических расчетов, а на калькуляторах есть даже по несколько нулей! А ведь когда-то его не было, и люди обходились в математических операциях без этого знака. Когда же и кем был найден этот символ?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_istorii_matematiki_tsifra_0.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из истории математики "О цифре нуль "

Абрамова Любовь Алексеевна – учитель математики

Разделы: математика

Эта статья о математике, а точнее, о самом необычном числе — ноле (0). Мы настолько к нему привыкли, постоянно используем этот символ для математических расчетов, а на калькуляторах есть даже по несколько нулей! А ведь когда-то его не было, и люди обходились в математических операциях без этого знака. Когда же и кем был найден этот символ?

В Древнем Риме не знали ещё об этом символе и расчеты были очень тяжелы. Богатый горожанин хочет расплатиться за постройку дома. При этом он складывает деньги в 14 столбиков по 44 кучки по 12 сестерциев (римская монета). А теперь попробуйте посчитать, сколько это денег? Умножьте в уме XVIII на XLIV на XII Нелегко, правда? Такое вычисление занимало до часа с использованием древнего калькулятора — абака (специально разграфленная доска). Современный школьник сделает это за пару минут, перемножив числа в столбик. Проблема римлян, как видим, состояла в незнании числа 0.

Ноль означает ничего, символ пустоты. Но в комбинации с другими числами ноль приводит к неожиданным и результатам. Добавив один ноль к числу, оно увеличивается в 10 раз. Два ноля — в сто раз, три — в тысячу... Изобретение ноля революционным образом изменило методы математических вычислений. Числа стали определяться не только цифрами, но и их позициями относительно друг друга и ноля. Справа налево цифры стали означать единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Сравните числа CDLXXXVIII и 488. Видно, что в первом случае сам смысл и представление числа были более примитивными — составляющие его просто складывались, в отличие от второго, современного способа, где имеет место комбинированное сложение-умножение.

Второй способ представления чисел — с нолем — позволяет проводить вычисления в уме более простым образом. А как выучить таблицу умножения, выраженную старыми цифрами

В Вавилоне (современный Ирак) ученые изобрели число ноль в 4 веке до нашей эры. Но их изобретение не получило широкого распространения, потому что их математический аппарат базировался не на десятичной, а на 60-ричной системе счисления. Иными словами, в их математике было не 10, а 60 цифр. Зато из их математики люди взяли принципы учета времени - 60 минут по 60 секунд составляют 1 час, 1 градус - 60 минут.

В доколумбовой Америке индейцы Майя также пришли к понятию числа ноль, произошло это примерно в 5 веке нашей эры. Но так как их цивилизация была закрыта для посторонних и территориально обособлена, а впоследствии попросту исчезла, это изобретение снова было потеряно.

Только в 6 веке нашей эры в Индии также изобрели число ноль, после чего разработали позиционную систему счисления. Эта система была перенята арабами, которые называли цифры “индийскими знаками”. В период до 10 века их отображение немного изменилось, прейдя к привычным нам цифрам 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Европа же получила эти цифры уже от арабов, и мы пользуемся нашей системой счисления благодаря ним, называя цифры арабскими.

Вот такая интересная история происхождения казалось бы незначительного знака - цифры 0. И замечательно, что оно такое есть

Повторим свойства нуля

Сложение а+0=а

Вычитание а-0=а а-а=0

Умножение а*0=0

Деление 0:а=0

На 0 делить нельзя

Используемая литература:

За страницами учебника математики./ И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин/ М.: Просвещение 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кружкового занятия с мотивированными детьми по математике "Римские цифры" (5 класс)

Презентация кружкового занятия по математике содержит разнообразный материал об истории римских цифр, занимательные и проблемные задачи, головоломки.Цель (Слайд 2):развитие логического мышления;раскры...

Внеклассное мероприятие по математике «Суд над нулем»

Действующие лица: Нуль, Председатель суда, Присяжные заседатели, Прокурор, Адвокат, Эксперт, Секретарь, Единица, двойка, Знак деления, Алгебраическое выражение, Уравнение, Координатная плоскость, Учен...

Сказка по математике "Чудесная цифра"

Пример реализации творческого задания по математике 5-6 класс, сказка по математике "Чудесная цифра"...

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Суд над нулем"

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Суд над нулем"...

Проектная работа по математике "День рождения нуля!"

Вы  никогда не задумывались, откуда взялись цифры? Кто их придумал? Например, ноль. Всегда ли он был? Эта работа направлена на поиск информации о дне рождения нуля или, хотя бы, века.Цель данной ...

Достижения учеников. III Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по математике «Магия цифр» (10 класс). Рогов А.Д.

Достижения учеников. III Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по математике «Магия цифр» (10 класс). Рогов А.Д....

Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".

Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....