Рабочая программа факультативного курса Избранные вопросы математики
календарно-тематическое планирование по математике (7 класс)

Ахметзянова Гузель Наилевна

Рабочая программа факультативного курса  по математике для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", примерной программой по математике основного общего образования, 

Курс предназначен для профильной подготовки обучающихся 7 класса. Программа курса рассчитана на 17 часов в год (из расчета 34 учебных недели, 0,5 часа в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izbrannye_voprosy_matematiki_7_klass.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса  по математике для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", примерной программой по математике основного общего образования,

Курс предназначен для профильной подготовки обучающихся 7 класса. Программа курса рассчитана на 17 часов в год (из расчета 34 учебных недели, 0,5 часа в неделю).

Особенностью курса является его практическая направленность, которая служит успешному усвоению курса информатики.

В ходе преподавания элективного курса в 7 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  •  планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  •  исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу, а так же углубляющих и расширяющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала, способствующего полному и углубленное изучению IT дисциплин;. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для обучающихся и планомерное развитие их интереса к предмету.

Изучение программного материала основано на использовании расширения и укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и расширить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

Изучение математики на профильном уровне в рамках проекта «IT-вектор образования» и в соответствии с средним (полным) общим образованием направлено на достижение следующих целей:

  • развитие логического и алгоритмического мышления, а также таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
  • воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике и информатике и ИКТ как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости этих дисциплин  для научно-технического прогресса;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования по инженерно-техническим направлениям;
  • планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирования новых алгоритмов;
  •  решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • освоение исследовательской деятельности: развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  •  проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснование;
  •  освоение методов поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи элективного курса:

  • формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
  • формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности логического, алгоритмического и эвристического;
  • формирование содержания обучения в соответствии с современными требованиями и ориентацией инженерной индустрии;
  • формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора).

Общая характеристика элективного курса математики

Содержание программы учитывает доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции – умения учиться.

Содержание элективного курса математики в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Графы», «Теория чисел».

Содержание раздела Графы» раскрывает прикладное и практическое значение математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения анализировать различную информацию и представлять ее в графическом виде. Использование методов теории графов позволяет существенно облегчить решение и обоснование задач повышенного и высокого уровней сложности.

Содержание раздела «Теория чисел» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Таким образом, изучение этого раздела раскрывает прикладное и теоретическое значение математики в окружающем мире, формирует представления об объектах исследования современной математики. Материал раздела развивает понятие о числе и свойствах чисел.

В 7 классе в рамках элективного курса предусмотрена 1 тематическая контрольная работа

Место элективного курса математики в учебном плане 7 класса

Учебный план отводит на изучение элективного курса 17 часов в год (34 недели по 0,5 учебных часа в неделю).

В седьмом классе реализуется первый год обучения математике в рамках проекта ИТ-вектор.  

Результаты освоения содержания элективного курса математики 7 класса

Личностные результаты:

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • формирование осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ инженерных или IT-специальностей;
  • формирование качеств мышления, необходимых дли адаптации в современном информационном обществе;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения: критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развитие интереса к инженерному творчеству и инженерных способностей.

Метапредметные результаты:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать;
  • развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные результаты:

  • умение находить информацию в различных источниках;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • понимать сущности алгоритмических предписаний;
  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательные рассуждения;
  • умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур;
  • осознание значения математики для повседневной жизни;
  • развитие умений работать с математическим текстом;
  • выражать свои мысли с применением математической терминологии;
  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических задач.

Содержание элективного курса 7 класса

Графы

Понятие графа, его элементов, виды графов, степень вершины, подсчет числа рёбер. Связность.  Применение графов к решению комбинаторных задач.

Теория чисел

Деление с остатком. Решение задач, содержащие определение деления с остатком. НОД. НОК. Признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 10.

Требования к уровню подготовки в конце 7 класса

В результате изучения программы элективного курса на профильном уровне обучающиеся должны:

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Планируемые результаты изучения элективного курса математики в 7 классе

Графы

Выпускник научится:

  • определять степени вершины, числа рёбер;
  • использовать теорему о сумме степеней верши;
  • решать логические задачи с помощью графов.

Выпускник получит возможность:

  • интерпретировать задачи графически;
  • развивать знания о прикладном характере теории графов;
  • применять знания теории графов к решению комбинаторных задач.

Теория чисел

Выпускник научится:

  • использовать определение деления с остатком;
  • использовать понятия НОД и НОК;
  • использовать признаки делимости.

Выпускник получит возможность:

  • применять аппарат теории чисел для решения задач из различных разделов курса;
  • применять знания из теории чисел к решению числовых задач;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами;
  • на основе знаний раздела строить алгоритмы для нахождения НОК и НОД, деления с остатком, использования признаков делимости.

Тематический раздел/ перечень уроков

Кол-во часов

Графы

7

Понятие графа, его элементов, виды графов, подсчет числа ребер (лекция).

1

Понятие графа, его элементов, виды графов, подсчет числа ребер (решение задач).

1

Связность.

1

Применение графов к решению задач.

1

Применение графов к решению задач.

1

Математическая игра

1

Урок обобщения пройденного материала

1

Теория чисел

10

Деление с остатком.

1

Решение задач, содержащие определение деления с остатком.

1

НОД и НОК.

1

Признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 10.

1

Решение задач на использование признаков делимости.

1

Четность и нечетность

1

Решение задач

1

Математическая игра

1

Урок обобщения пройденного материала

1

контрольная работа (по темам «Графы», «Теория чисел»).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа расчитана на 1 час в неделю, целью которой является подготовка учащихся к ГИА....

Программа факультативного курс « Избранные вопросы математики» в 5 – 6 классах ;

Пояснительная записка к программе  факультативного курса.  Темы факультатива « Избранные вопросы математики» дополняют основной курс математики сведениями, важными в общеобразовательном...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс

Рабочая программа элективного  курса «Избранные вопросы математики» 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" 8Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" 8Б КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)...

Рабочая программа. Факультативный курс «Избранные вопросы математики » 10 класс

Рабочая программа. Факультативный курс «Избранные вопросы математики » 10 класс...

Рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики", 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики", 11 класс...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса

Рабочая программа  элективного курса  «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса...