"Умножение и деление десятичных дробей"
методическая разработка по математике (5 класс)

Оздоева Елена Николаевна

В компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания единицей организации учебного процесса является тема, в ней сначала представляется учащемуся объект изучения целостно, раскрывая структуру и функциональные связи между элементами, а затем включаем учащихся в деятельность по освоению способов деятельности по его использованию. Данный материал содержит структуру темы математики 5 класса "Умножение и деление десятичных дробей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_temy_umnozh_i_delenie_desyat_drobey.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА 5. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Кол-во

уроков

Тема

Результат

Универсальные учебные (познавательные) действия

1

Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичных дробей.

Уметь:

- переводить обыкновенную дробь в десятичную и наоборот;

- выполнять действия с десятичными дробями; - сравнивать десятичные дроби;

- округлять числа;

- умножать и делить десятичную дробь на 10, 100, 1000…, 0,1; 0,01;…;

- находить среднее арифметическое чисел;  - решать задачи на нахождение средней скорости.

Применять алгоритмы вычислений с десятичными дробями к решению примеров и задач.

Округлять натуральные числа и десятичные дроби. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.

Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных.

3

Семинар по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичных дробей».

12

Практикум по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичных дробей».

1

Среднее арифметическое. Средняя скорость.

1

Семинар по теме: «Среднее арифметическое. Средняя скорость».

5

Практикум по теме: «Среднее арифметическое. Средняя скорость».

1

Практическая работа по теме: «Умножение и деление десятичных дробей».

1

Обобщающий урок по теме: «Умножение и деление десятичных дробей».

1

Контрольная работа  по теме: «Умножение и деление десятичных дробей».

Учебно-тематический план – 25 часов

  1. Структура темы

Чтобы умножить десятичную дробь:

на 10; 100; 1000 и т.д.  

на 0,1; 0,01; 0,001

надо в этой дроби перенести запятую

вправо на столько цифр, сколько нулей после единицы в множителе:

0,65 · 100 =           3,4 · 1000 =

влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе

4,6 · 0,1 =        34,6 · 0,001 =

Чтобы разделить десятичную дробь:

на 10; 100; 1000 и т.д.  

на 0,1; 0,01; 0,001

надо в этой дроби перенести запятую

влево на столько цифр, сколько нулей после единицы в множителе:

2156,57 : 1000 =         0,65 : 100 =

вправо на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе:

4,9 : 0,1 =        7,89 : 0,001 =

     Ключевая задача 1: Вычислите: 6,238 : 10;  

7,539 · 100;

57 · 0,001;

2,78 · 1000;

67,2 · 0,01;

93,101 : 0,01 

Умножение десятичных дробей.

  1. Выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
  2. В результате отделить справа столько цифр, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

1,3 · 0,4 =            12 · 0,5 =

Ключевая задача 2: Выполните умножение: 7,4 · 26;

2,39 · 6,7;

0,08 · 10,04;

0,064 · 5

Деление на натуральное число.

  1. Делят целую часть.
  2. Когда закончится деление целой части, нужно поставить запятую в частном.
  3. Продолжить деление дробной части

28,2 : 3 =          1,61 : 7 =      0,832 : 32 =  

Деление на десятичную дробь.

  1. В делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе.
  2. Выполнить деление на натуральное число.

 1,86 : 0, 3 =        97,6 : 0,32 =

Ключевая задача 3: 113,4 : 18;

25,83 : 63;

51 : 136;

544 : 256;

0,783 : 0,09;

86,1 : 0,42

Среднее арифметическое. Средняя скорость.

Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (Количество чисел)

Средняя скорость = (Весь пройденный путь) : (Всё время движения)

Ключевая задача 4:

1) Найдите среднее арифметическое чисел: 0,1; 0,2 и 0,3.

2) Человек шел 2 ч со скоростью 4,6 км/ч и 3 ч со скоростью 5,1 км/ч. Найдите среднюю скорость движения.

2. Задачи для совместной деятельности

  1. Выполните умножение: а) 5,6 · 35;  б) 48 · 6,007; в) 1,8 · 6,5;

г) 8,76 · 3,2; д) 0,08 · 3,4.

  1. Найдите значение выражения 15,653z, если z = 10; z = 100;

 z = 10000; z = 0,1; z = 0,001.

  1. Выполните деление: а) 94,22 : 14;  б) 927,36 : 48;  в) 14,7 : 42;

  г) 19 : 40; д) 0,36 : 48; е) 16,45 : 4,7; ж) 6 : 3,75.

  1. Найдите значение выражения 56,018 : с, если с = 10; с = 100;

с = 0,01; с = 0,001; с = 0,0001.

  1. Найдите среднее арифметическое чисел 38,4;  38,9;  37,3;  39,1;  37,8.
  2. Поезд шел 2 ч со скоростью 80 км/ч и 3 ч со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на пройденном за это время пути.
  3. Представьте в виде десятичной дроби:
  4. Найдите значения выражений:

а) 6,7 · (35,712 : 4,8 + 3,36)

  1. Решите уравнения:

а) 3с + 9с – 5,8 = 3,8

б) (0,8 + х) : 6 = 0,4

  1. Урожайность гороха на поле площадью 30,8 га составила 16,8 ц с 1 га, на поле площадью 42,7 га составила 16,5 ц с 1 га и на поле площадью 42 га составила 17,6 ц с 1 га. Найдите среднюю урожайность гороха на всей площади этих участков.

  1. Задачи для самостоятельной деятельности

  1. Выполните умножение: а) 4,8 · 45;  б) 57 · 8,007; в) 1,7 · 4,5;

г) 9,34 · 5,2; д) 0,06 · 2,8.

  1. Найдите значение выражения 135,98у, если у = 10; у = 100;

 у = 1000; у = 0,01; у = 0,0001.

  1. Выполните деление: а) 45,78 : 14;  б) 1124,72 : 68;  в) 15,3 : 34;

  г) 30 : 80; д) 0,72 : 96; е) 15,48 : 3,6; ж) 10 : 6,25.

  1. Найдите значение выражения 37,2085 : с, если с = 10; с = 100;

с = 0,01; с = 0,001; с = 0,0001.

  1. Найдите среднее арифметическое чисел 4,27;  4,05;  3,22;  3,76;  4;  4,16.
  2. Поезд шел 2 ч со скоростью 80 км/ч и 3 ч со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на пройденном за это время пути.
  3. Представьте в виде десятичной дроби:
  4. Найдите значения выражений:

а) (3,81 + 59,427 : 9,3) · 8,6

б) (2,7 · 2,38 – 2,55) : 6,8

в) (2,6 · 1,34 – 2,269) : 4,5

  1. Решите уравнения:

а) 12а + 14а + 4,2 = 12

б) (9,8 – х) : 9 = 0,7

в) 9,88 : (6,7 – х) = 2,6

г) 41 – 7,08у = 23,3.

д) 18,63 : (4,3 + х) = 2,3

е) 21,71 + 4,06у = 27,8.

  1.  Найдите значение выражения 2,875 + 2,47а + 3,27а + 1,11а,  

если а = 10;  а = 0,01;  а = 5; а = 0,4

  1.  Лодка двигалась 0,4 ч против течения реки и 0,8 ч по течению. Сколько километров проплыла лодка за все это время, если ее собственная скорость 3,5 км/ч, а скорость течения 2,5 км/ч?
  2.  Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ширина 1,2 дм, длина в 1,8 раза больше ширины, а высота на 1,28 дм меньше длины. Результат округлите до десятых кубического дециметра.
  3.  Второй велосипедист едет вслед за первым. Скорость первого велосипедиста 12,6 км/ч, а скорость второго 13,8 км/ч. Сейчас между ними 0,52 км. Какое расстояние было между ними 0,4 ч назад?
  4.  В футбольной команде 4 игрокам по 19 лет, 3 игрокам по 20 лет и 4 игрокам по 21 году. Найдите средний возраст игроков команды.
  5.  Общая масса сома, щуки и карася 4,43 кг. Масса щуки в 1,6 раза больше массы карася, а масса сома на 0,86 кг больше массы щуки. Найдите массу каждой рыбы.
  6. Два велосипедиста едут в противоположных направлениях. Скорость одного из них 18 км/ч, а скорость другого на 5 км/ч меньше. Какое расстояние будет между ними через 0,6 ч, если сейчас между ними 4,4 км?
  7. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ширина 1,4 дм, высота на 0,2 дм меньше ширины, а длина в 1,5 раза больше ширины. Результат округлите до сотых кубического дециметра.
  8.  Из двух пунктов, расстояние между которыми 9 км, одновременно навстречу друг другу выехали на осликах два путника. Один из них ехал со скоростью 7,5 км/ч, а скорость другого была в 1,4 раза больше. Через какое время они встретятся?
  9. Периметр треугольника MNK равен 14,9 см. MN меньше MK в 1,5 раза, а NK больше MK на 0,5 см. Найдите длину каждой стороны.
  10.  Среднее арифметическое двух чисел 1,68. Одно число в 3,2 раза больше другого. Найдите эти числа.
  11. Сумма двух чисел равна 16,2, а их разность равна 2,6. Найдите эти числа.
  12.  Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую на два знака влево, то дробь уменьшится на 51,183. Найдите эту дробь.
  13.  Среднее арифметическое трех чисел 0,43. Первое число в 1,5 раза больше второго, а третье число в 1,8 раза больше второго. Найдите эти числа.
  14.  Скорость моторной лодки по течению реки 15,2 км/ч, а против течения 13,5 км/ч. Найдите собственную скорость моторной лодки и скорость течения.
  15.  Если в данном числе перенести запятую вправо через одну цифру и из результата вычесть данное число, то получится 31,86. Найдите данное число.

  1. Итоговая контрольная работа
  1. Выполните действия:

а) 57,08 · 3,9       б) 0,043 · 20,8     в) 33,947 : 8,3    г) 0,13 : 0,052

2. Вычислите:   (30,09 – 23,6) · 4,5 + 7 : 12,5

3. Автомобилист ехал 3 ч со скоростью 85 км/ч, 2 ч со скоростью

90 км/ч и 5 ч со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля.

4. Решите уравнение:   3,9 + 5,2х – 1,6х = 18,48

5. Из двух городов навстречу друг другу одновременно вышли два поезда, причем скорость одного из них 102,5 км/ч, а скорость другого на 8,2 км/ч меньше, чем скорость первого. Через сколько часов после начала движения поезда встретятся, если расстояние между городами 492 км?

6. Как изменится число, если его разделить на 0,25? Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число

Материал который я поместила в данном сайте можно использовать на уроках математики....

разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

Тест-тренажёр "Умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу". 5класс

Красиво, удобно, детям нравится. Автоматически проверяется....

Умножение и деление десятичных дробей.

Урок проводился по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н.Перовой, В.В.Эк.Урок входит в курс математики для 8 класса. Проводится с ...

Оргпроект урока "Умножение и деление десятичных дробей"

Тема раздела: Умножение и деление десятичных дробей. Тема урока: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: закрепить и проверить вычисли...

Умножение и деление десятичных дробей на десятичную дробь, на 10,100,1000 и т.д

Презентация составлена для индивидуального обучения с детьми ВПР....

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.»

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по  теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,...