Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)

Османова Мадинат Хизриевна

Открытый урок  обобщения по математике на тему

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Учитель: Османова Мадинат Хизриевна

Предмет: Математика

Класс: 6 класс

УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др.. Тип урока: урок систематизации знаний.

  Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

  Цель урока: систематизировать  знания по теме «сложения и вычитания десятичных дробей» и применять их при    решении задач; научить видению нового знания в структуре  изучаемой темы с уже приобретённым опытом.

Без урока систематизации знаний нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала.

 

Цель типа урока рефлексии: закрепить усвоенные знания и скорректировать их.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Приёмы:

создание на уроке ситуации занимательности;

создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;

оперативный контроль над выполнением требований

 Задачи:

Предметные:

закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей,

развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи на сложение и вычитание  десятичных дробей.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

МетапредметныеРегулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели деятельности учителя:

Цель: обобщить  знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, работе в парах; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером;  познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: десятичные дроби, сложение, вычитание.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.   (1 минута)

Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок математики проведу  у вас я, зовут меня Светлана Яковлевна, и я рада ребята знакомству с вами.

 

Дать домашнее задание:

В перемену вы получили карточки с самостоятельной домашней работой, выполнив которую вы получите оценку в журнал. Внимательно посмотрите: на оценку «5» необходимо решить все 4 задания, кто не справится с номером 4, то оценка – «4». Дополнительно можно получить оценку, если вы напишите стихотворение или сказку о десятичных дробях, можно в парах сделать книжку с картинками.

 

  1.   Самоопределение. (1,5 минут)

 

Ребята, посмотрите, на улице – зима, но снег сегодня не идёт. Я предлагаю сделать снегопад сегодня самим. Как?  Быть активными на уроке, и за каждый правильный  ответ рисовать себе в тетрадь снежинку, постарайтесь набрать не менее 5 снежинок и в конце урока получите  оценку «пять».  Работать придётся упорно, ведь за урок мы должны не только вспомнить математику, но и построить дом.

Раз, два, три, четыре, пять,

Брёвна будем собирать.

Положили друг на друга,

Не забыли и про мох.

Тяжела эта работа,

Как устала я, ох-ох-ох.

Крышу мы покроем тёсом,

А в углу поставим печь,

Чтобы можно было лечь.

Если надо, и полати,

Обязательно и лавки.

А в углу будет икона,

Мы украсим рушником.

На столе -  коман  мелна,

Когльо, муно пулашка

Шичза, йуза, кочза,

Шергакан уна влакна.

Ребята, я  от нас всех пригласила гостей к нам на урок на моём родном языке. А на стол накрыла марийские национальные блюда.  Кто понял  какие?

Так как строительство дома долгий труд, то мы с вами построим вот такой  сказочный домик и постараемся его обустроить марийским бытом.

 

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. (6,5  минут)

Ребята, какую тему вы проходили на последнем уроке математики?  (Сложение и вычитание десятичных чисел). Хорошо! Вспомните и назовите  какие ассоциации вызывает эта тема?  (Десятичная дробь, сложение, вычитание, запятая, целая часть, дробная часть, сложение и вычитание столбиком, свойства сложения и вычитания). А знаете какая ассоциация сразу возникает у меня? Экзамен! Т.к. для успешной сдачи экзамена в 9-м и в 11-м классах ответ надо записывать  либо в целых числах, с которыми вы познакомитесь в 6 классе, либо в десятичных дробях. Так что наш урок – это  один из шагов к успешной сдаче экзамена.

Назовите тему нашего урока. (Сложение и вычитание десятичных чисел)

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

 

Итак, на предыдущих уроках вы  познакомились с десятичными дробями.  Чему вы научились в работе с десятичными дробямим? (Научились читать, записывать, сравнивать их, а так же складывать и вычитать).

Как вы,  ребята, думаете: какова же цель сегодняшнего урока?   Чем мы с вами займёмся на уроке? Правильно, цель нашего урока повторить то, чему вы научились. Я бы сказала  «обобщить  наши  знания  и умения по теме «Сложение и вычитание десятичных чисел»».  

Дом крепкий, когда крепкий фундамент. Фундаментом нашей темы будет умение работать с натуральными числами. Так как при  строительстве дома очень важно уметь правильно считать, ошибка в расчёте может стоить дорого. Поэтому начнём работу с устного счёта

 Вспомним действия с натуральными числами

 

 

 

 

 

Д

5image64

Й

452image2

Е

400-40

С

1000-48

М

276:3

К

35image20

Ь

136image3

П

522+458

Т

195+65

Я

1050-90

О

742image0

Р

1005:5

 

«Мой дом – моя крепость», как вы понимаете эту фразу? Чем крепче дом, тем надёжнее семья чувствует себя в нём.

Теперь мы готовы к дальнейшему строительству.

 Но начнём мы с «мозговой гимнастики»

 

  1. Занятие начинается с «Мозговой гимнастики». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС (развитию познавательных способностей). Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач. А чем чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с близорукостью.

Упражнение «Качание головой» стимулирует мыслительные процессы. Упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Упражнение «Письмо носом» снижает напряжение в области глаз.

 

Время пришло приступить к серьёзной работе, надо поднять стены у дома. Для этого мы должны справиться с некоторыми примерами. Вот они. Но посмотрите, ребята, кто-то вместо нас вычислил примеры. Правильно? Нет. Как быть?   Цифры менять нельзя, но проблему решить надо? Я даю вам некоторое время подумать в тишине и найти выход из этой ситуации.

 

          а)  5 7 + 2 3 = 8;

         б)  8 + 1 0 3 = 9 0 3;

         в)  3 4 + 2 8 = 3 1 4;

         г)  1  3 –  3 = 1;

         д)  1 0 5 – 4 2 = 6 3.

 

а) 5 ,7 + 2, 3 = 8;

         б) 8 + 1, 0 3 = 9 ,0 3;

         в)   0, 3 4 + 2 , 8 = 3, 1 4;

         г) 1 , 3 –    0, 3 = 1;

         д) 1 0 ,5 – 4 , 2 = 6 , 3.

 

 

Проблемный вопрос: «Что общего между сложением и вычитанием натуральных и десятичных чисел?»

 

 

Ваш ответ и быстр и точен, так  что крепок дом и прочен. (Появился на слайде дом).

 

 

  1. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации (10 минут)

 

Учитель: Теперь можно и обустраивать наш дом. Ребята, как вы думаете, что является главным в деревенском доме? Правильно, печь. (Печь и греет и готовит, если надо и полечит).

Как хозяйка умеет быстро разжигать огонь и поддерживать его долго, так и по нашей теме очень важным является умение складывать и вычитать десятичные дроби. У хозяйки будет тепло в доме, а для нас это хорошая подготовка к экзамену.

Сначала вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей

Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, можно:

  1. записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой;
  2. если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписав справа нули;
  3. выполнить действие не обращая внимания на запятые;
  4. поставить в результате запятую под запятой в данных дробях.

 

 

Вычислите:

 

  1.             1,7+2,8

1.            0,9+3,2

  1.            3,6+9

2.           18+2,7

  1.             2,1+1,36

      3.           24,95+4,3

  1.             4,29+5,634

4.            4, 59+3,842

  1.           103,279+17,72

5.            0,856+0,2

  1.             6,5 – 2,7

6.            9,3 – 5,7

  1.             33,7 – 4

7.           11,8 – 3

  1.            21 – 3,59

8.           18 – 0,247

  1.            7,3 – 4,568

9.           6,3 – 5,423

  1.          0,16 – 0,0913

10.         0,17 – 0,0092

 

Взаимопроверка в парах. (На слайде ответы и критерии оценок)

Молодцы, складывать и вычитать вы умеете,  в доме появилась печь, стало всем тепло. (На слайде появилась печь)

В правом углу каждого дома висела икона, украшенная вышитым полотенцем

Женщины – марийки считаются замечательными вышивальщицами. (на слайде появилась икона)

 

Физкультминутка

 

  1. Закрепление   c проговариванием во внешней речи(7 минут)

 

  1. Решение  практико-ориентированных задач

 

Вместо стульев в домах вдоль стола и стен стояли лавки, на которых усаживали и гостей.  Размер и количество лавок было разное.  Для решения следующей задачи вспомним  формулу вычисления периметра прямоугольника.  

image

 

Задача №1

Как-то летом в деревню к бабушке приехали погостить 12 внуков. Так как лавок не хватило, то дедушка построил 2 новые лавки длиной 1м 60 см, а шириной 50 см каждая. Выполните перевод единиц  в метры и найдите общий периметр этих лавок. (8,4м)

 

 

 (Появилась лавка)

Под иконой – стол. А стол обычно,  какой формы? Правильно, прямоугольной.

Вспомним формулу вычисления площади прямоугольника.

S=a*b

 

Задача №2

В семье моей бабушки семеро детей. Стол  кухонный у них был большой. Ширина - 1,24м, а длина на 0,76м больше.   Вычислите площадь бабушкиного стола.  (2,48 кв.м)

 

 

(Появились лавки)

 

Учитель: Марийцы очень гостеприимные, всё лучшее они выставляют гостям. И обязательно свои национальные блюда – коман мелна, подкогльё, муно пулашка, туара. Такое блюдо как коман мелна пекли в основном на большие праздники, на свадьбу. Я предлагаю испечь коман мелна для гостей  по следующему рецепту рецепту.

 

Задача №3  Вычислите массу всех  необходимых продуктов (кроме яиц). Ответ дайте в килограммах.

 

Продукты

Для 1-го слоя:

мука 

90

г

яйца 

1

шт.

соль 

 

по вкусу

Для 2-го слоя:

мука овсяная 

15

г

или крупа манная 

15

г

молоко 

50

г

или простокваша 

50

г

или кефир 

50

г

сметана 

30

г

Для 3-го слоя:

крупа овсяная 

45

г

сметана 

75

г

Ответ: 0,42 кг

 

 

   
   
 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлексия деятельности. (4 минуты)
  1. Оценки.
  2.  Фразы из рефлексивного экрана на доске:
  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я научился…
  8. у меня получилось …
  9. меня удивило…
  10. урок дал мне для жизни…
  11. мне захотелось…

 

 

 

Используя свойства сложения и вычитания,   вычислите удобным способом:

 

  1.  3,21 + (6,58 + 2,79) = 12,58
  2.  (3,256 + 2,6) + (1,744 + 3, 4) =
  3.  (23,624 + 24,33) – 20,33 =

Решите уравнения

  1. 16,5 – а  = 1,9

а = 16,5 – 1,9             2)    (х – 4,6) + 3,7 = 4,3

                 а = 14,6

 

 

 

 

55555  Ученики ставят десятичную точку т.о., чтобы полученная дробь отражала их мнение об уроке и своей работе. Чем больше дробь, тем выше удовлетворённость уроком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  обобщения по математике на тему

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Учитель: Османова Мадинат Хизриевна

Предмет: Математика

Класс: 6 класс

УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др.. Тип урока: урок систематизации знаний.

  Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

  Цель урока: систематизировать  знания по теме «сложения и вычитания десятичных дробей» и применять их при    решении задач; научить видению нового знания в структуре  изучаемой темы с уже приобретённым опытом.

Без урока систематизации знаний нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала.

Цель типа урока рефлексии: закрепить усвоенные знания и скорректировать их.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Приёмы: 

создание на уроке ситуации занимательности;

создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;

оперативный контроль над выполнением требований

 Задачи:

Предметные:

закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей,

развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи на сложение и вычитание  десятичных дробей.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

МетапредметныеРегулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели деятельности учителя:

Цель: обобщить  знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, работе в парах; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером;  познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: десятичные дроби, сложение, вычитание.

.

Ход урока

  1. Организационный момент.   (1 минута)

Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок математики проведу  у вас я, зовут меня Светлана Яковлевна, и я рада ребята знакомству с вами.

Дать домашнее задание: 

В перемену вы получили карточки с самостоятельной домашней работой, выполнив которую вы получите оценку в журнал. Внимательно посмотрите: на оценку «5» необходимо решить все 4 задания, кто не справится с номером 4, то оценка – «4». Дополнительно можно получить оценку, если вы напишите стихотворение или сказку о десятичных дробях, можно в парах сделать книжку с картинками.

  1.   Самоопределение. (1,5 минут)

Ребята, посмотрите, на улице – зима, но снег сегодня не идёт. Я предлагаю сделать снегопад сегодня самим. Как?  Быть активными на уроке, и за каждый правильный  ответ рисовать себе в тетрадь снежинку, постарайтесь набрать не менее 5 снежинок и в конце урока получите  оценку «пять».  Работать придётся упорно, ведь за урок мы должны не только вспомнить математику, но и построить дом.

Раз, два, три, четыре, пять,

Брёвна будем собирать.

Положили друг на друга,

Не забыли и про мох.

Тяжела эта работа,

Как устала я, ох-ох-ох.

Крышу мы покроем тёсом,

А в углу поставим печь,

Чтобы можно было лечь.

Если надо, и полати,

Обязательно и лавки.

А в углу будет икона,

Мы украсим рушником.

На столе -  коман  мелна,

Когльо, муно пулашка

Шичза, йуза, кочза,

Шергакан уна влакна.

Ребята, я  от нас всех пригласила гостей к нам на урок на моём родном языке. А на стол накрыла марийские национальные блюда.  Кто понял  какие?

Так как строительство дома долгий труд, то мы с вами построим вот такой  сказочный домик и постараемся его обустроить марийским бытом.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. (6,5  минут)

Ребята, какую тему вы проходили на последнем уроке математики?  (Сложение и вычитание десятичных чисел). Хорошо! Вспомните и назовите  какие ассоциации вызывает эта тема?  (Десятичная дробь, сложение, вычитание, запятая, целая часть, дробная часть, сложение и вычитание столбиком, свойства сложения и вычитания). А знаете какая ассоциация сразу возникает у меня? Экзамен! Т.к. для успешной сдачи экзамена в 9-м и в 11-м классах ответ надо записывать  либо в целых числах, с которыми вы познакомитесь в 6 классе, либо в десятичных дробях. Так что наш урок – это  один из шагов к успешной сдаче экзамена.

Назовите тему нашего урока. (Сложение и вычитание десятичных чисел)

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Итак, на предыдущих уроках вы  познакомились с десятичными дробями.  Чему вы научились в работе с десятичными дробямим? (Научились читать, записывать, сравнивать их, а так же складывать и вычитать).

Как вы,  ребята, думаете: какова же цель сегодняшнего урока?   Чем мы с вами займёмся на уроке? Правильно, цель нашего урока повторить то, чему вы научились. Я бы сказала  «обобщить  наши  знания  и умения по теме «Сложение и вычитание десятичных чисел»».  

Дом крепкий, когда крепкий фундамент. Фундаментом нашей темы будет умение работать с натуральными числами. Так как при  строительстве дома очень важно уметь правильно считать, ошибка в расчёте может стоить дорого. Поэтому начнём работу с устного счёта

 Вспомним действия с натуральными числами

Д

564

Й

4522

Е

400-40

С

1000-48

М

276:3

К

3520

Ь

1363

П

522+458

Т

195+65

Я

1050-90

О

7420

Р

1005:5

 

«Мой дом – моя крепость», как вы понимаете эту фразу? Чем крепче дом, тем надёжнее семья чувствует себя в нём.

Теперь мы готовы к дальнейшему строительству.

 Но начнём мы с «мозговой гимнастики»

  1. Занятие начинается с «Мозговой гимнастики». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС (развитию познавательных способностей). Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач. А чем чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с близорукостью.

Упражнение «Качание головой» стимулирует мыслительные процессы. Упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Упражнение «Письмо носом» снижает напряжение в области глаз.

Время пришло приступить к серьёзной работе, надо поднять стены у дома. Для этого мы должны справиться с некоторыми примерами. Вот они. Но посмотрите, ребята, кто-то вместо нас вычислил примеры. Правильно? Нет. Как быть?   Цифры менять нельзя, но проблему решить надо? Я даю вам некоторое время подумать в тишине и найти выход из этой ситуации.

          а)  5 7 + 2 3 = 8;

        б)  8 + 1 0 3 = 9 0 3;

        в)  3 4 + 2 8 = 3 1 4;

        г)  1  3 –  3 = 1;

        д)  1 0 5 – 4 2 = 6 3.

а) 5 ,7 + 2, 3 = 8;

        б) 8 + 1, 0 3 = 9 ,0 3;

        в)   0, 3 4 + 2 , 8 = 3, 1 4;

        г) 1 , 3 –    0, 3 = 1;

        д) 1 0 ,5 – 4 , 2 = 6 , 3.

Проблемный вопрос: «Что общего между сложением и вычитанием натуральных и десятичных чисел?»

Ваш ответ и быстр и точен, так  что крепок дом и прочен. (Появился на слайде дом).

  1. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации (10 минут)

Учитель: Теперь можно и обустраивать наш дом. Ребята, как вы думаете, что является главным в деревенском доме? Правильно, печь. (Печь и греет и готовит, если надо и полечит).

Как хозяйка умеет быстро разжигать огонь и поддерживать его долго, так и по нашей теме очень важным является умение складывать и вычитать десятичные дроби. У хозяйки будет тепло в доме, а для нас это хорошая подготовка к экзамену.

Сначала вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей

Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, можно:

  1. записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой;
  2. если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписав справа нули;
  3. выполнить действие не обращая внимания на запятые;
  4. поставить в результате запятую под запятой в данных дробях.

Вычислите:

  1.             1,7+2,8

1.            0,9+3,2

  1.            3,6+9

2.           18+2,7

  1.             2,1+1,36

      3.           24,95+4,3

  1.             4,29+5,634

4.            4, 59+3,842

  1.           103,279+17,72

5.            0,856+0,2

  1.             6,5 – 2,7

6.            9,3 – 5,7

  1.             33,7 – 4

7.           11,8 – 3

  1.            21 – 3,59

8.           18 – 0,247

  1.            7,3 – 4,568

9.           6,3 – 5,423

  1.          0,16 – 0,0913

10.         0,17 – 0,0092

Взаимопроверка в парах. (На слайде ответы и критерии оценок)

Молодцы, складывать и вычитать вы умеете,  в доме появилась печь, стало всем тепло. (На слайде появилась печь)

В правом углу каждого дома висела икона, украшенная вышитым полотенцем

Женщины – марийки считаются замечательными вышивальщицами. (на слайде появилась икона)

Физкультминутка

  1. Закрепление   c проговариванием во внешней речи(7 минут)

  1. Решение  практико-ориентированных задач

Вместо стульев в домах вдоль стола и стен стояли лавки, на которых усаживали и гостей.  Размер и количество лавок было разное.  Для решения следующей задачи вспомним  формулу вычисления периметра прямоугольника. 

Задача №1

Как-то летом в деревню к бабушке приехали погостить 12 внуков. Так как лавок не хватило, то дедушка построил 2 новые лавки длиной 1м 60 см, а шириной 50 см каждая. Выполните перевод единиц  в метры и найдите общий периметр этих лавок. (8,4м)

 (Появилась лавка)

Под иконой – стол. А стол обычно,  какой формы? Правильно, прямоугольной.

Вспомним формулу вычисления площади прямоугольника.

S=a*b

Задача №2

В семье моей бабушки семеро детей. Стол  кухонный у них был большой. Ширина - 1,24м, а длина на 0,76м больше.   Вычислите площадь бабушкиного стола.  (2,48 кв.м)

(Появились лавки)

Учитель: Марийцы очень гостеприимные, всё лучшее они выставляют гостям. И обязательно свои национальные блюда – коман мелна, подкогльё, муно пулашка, туара. Такое блюдо как коман мелна пекли в основном на большие праздники, на свадьбу. Я предлагаю испечь коман мелна для гостей  по следующему рецепту рецепту.

Задача №3  Вычислите массу всех  необходимых продуктов (кроме яиц). Ответ дайте в килограммах.

Продукты

Для 1-го слоя:

мука 

90

г

яйца 

1

шт.

соль 

 

по вкусу

Для 2-го слоя:

мука овсяная 

15

г

или крупа манная 

15

г

молоко 

50

г

или простокваша 

50

г

или кефир 

50

г

сметана 

30

г

Для 3-го слоя:

крупа овсяная 

45

г

сметана 

75

г

Ответ: 0,42 кг

  1. Рефлексия деятельности. (4 минуты)
  1. Оценки.
  2.  Фразы из рефлексивного экрана на доске:
  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я научился…
  8. у меня получилось …
  9. меня удивило…
  10. урок дал мне для жизни…
  11. мне захотелось…

Используя свойства сложения и вычитания,   вычислите удобным способом:

  1.  3,21 + (6,58 + 2,79) = 12,58
  2.  (3,256 + 2,6) + (1,744 + 3, 4) =
  3.  (23,624 + 24,33) – 20,33 =

Решите уравнения

  1. 16,5 – а  = 1,9

а = 16,5 – 1,9             2)    (х – 4,6) + 3,7 = 4,3

                 а = 14,6

55555  Ученики ставят десятичную точку т.о., чтобы полученная дробь отражала их мнение об уроке и своей работе. Чем больше дробь, тем выше удовлетворённость уроком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...