Методическая разработка урока по теме: «Параллелепипед» 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Черевкова Елена Александровна

Изучение темы «Параллелепипед» в 5 классе ориентировано на практику. Формирование у школьников умений, необходимых для решения жизненных задач - одно из ключевых требований ФГОС. Включение практических задач и интерактивных технологий в урок позволяет поддерживать познавательную активность обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 80»

имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ»

Методическая разработка урока по теме: «Параллелепипед»

5 класс

Черевкова Елена Александровна,

учитель математики

10.04.2020 г.

Г. Ростов-на-Дону

Оглавление

  1. Введение

3

  1. Основная часть.

2.1 цели урока

2.2 план урока

2.3 конспект урока

2.4 методические рекомендации по подготовке и проведению урока

2.5 материально-техническое обеспечение содержания урока

4

4

7

14

14

  1. Список использованной литературы

15

  1. Приложения
  1.  приложение 1. Рабочий лист к уроку
  2.  приложение 2. Правила групповой работы и правила безопасной работы с ножницами

16

17

Введение.

Изучение темы «Параллелепипед» в 5 классе ориентировано на практику. Формирование у школьников умений, необходимых для решения жизненных задач - одно из ключевых требований ФГОС. Включение практических задач и интерактивных технологий в урок позволяет поддерживать познавательную активность обучающихся.

Уроки математики, на которых изучается новый материал раздела «Начальные геометрические сведения» невозможно строить только на применении готовых формул. Постановка практических проблем, самостоятельный поиск обучающимися путей их решения, проверка своих гипотез на практике - все это возможно на уроке по теме «Параллелепипед».

Вне урока знания по теме: «Параллелепипед» используются в технологии, физике, химии, строительстве, при решении задач «взрослой» жизни – покраска стен, поклейка обоев и др. На уроке обучающиеся используют ранее изученный материал (арифметические действия с целыми и дробными числами).

 Современный учитель может использовать на своих уроках не только учебник и методические пособия учебно-методического комплекта, по которому он работает, но и разработки других авторов. Конструирование урока математики с использованием информационных технологий: разнообразные электронные пособия и тренажеры, возможности образовательной платформы «Российской электронной школы» (РЭШ)- это действительно творческий процесс.

Методическая разработка урока по теме: «Параллелепипед»

5 класс

Раздел планирования: Геометрические тела

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов «Прямоугольный параллелепипед», «Куб», «Площадь полной поверхности параллелепипеда и куба»

Ожидаемые результаты:

  • личностные результаты - умение организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность; умение сотрудничать, работать в группе; учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;
  • предметные результаты- способность ориентироваться в математическом содержании, умение решать математические задания за курс основной школы (нахождение площади грани и площади полной поверхности параллелепипеда и куба), видеть возможности применения предметного содержания в других областях;
  • метапредметные результаты -  владение  навыками исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; готовность к практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни и способность к дальнейшему саморазвитию.

Таблица №1. План урока.

Основные

этапы

урока

Формы, методы педагогические технологии

требования к результатам обучения

Организа-

ционный

Коммуникативный метод; форма-беседа

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  Определение   темы, целей и задач урока

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи

Актуализация знаний

Информационные технологии (просмотр фрагмента видеоурока и выполнение тренировочных заданий); методы словесный и наглядный, форма-коллективная

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Открытие новых знаний

Информационные технологии (просмотр фрагмента видеоурока), проблемно-поисковая технология; метод частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный; форма работы- парная и индивидуальная.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей. 

Коммуникативные: строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение (точку зрения);  дополнять, уточнять высказанные мнения; отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные: выполнять пробные учебные действия;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

 выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- организовать выполнение заданий учителя.

Обобщение и систематизация знаний

проблемно-поисковая технология; метод практический, форма работы групповая

Познавательные:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

обобщать и классифицировать по признакам;

- выдвигать гипотезы (предположения);

- анализировать, сравнивать, группировать;

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в группе.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания;

- действовать по алгоритму;

контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.

Физкультминутка

(после завершения работы групп)

Продолжение основного этапа

Проблемно-поисковая и информационная технологии; методы практический и коммуникативный, форма работы групповая

Познавательные:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-обобщать и классифицировать по признакам;

- выдвигать гипотезы (предположения);

- анализировать, сравнивать, группировать;

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в паре (в группе).

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания;

- действовать по алгоритму;

контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.

Рефлексия

Итог урока

Коммуникативный метод; форма-беседа

Познавательные:

- систематизировать, обобщить изученное;

Коммуникативные:  высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Регулятивные: оценивать свою работу на уроке на разных этапах; контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. соотносить цели урока с результатом работы 

Таблица №2. Конспект урока

Основные

этапы

урока

Задачи этапа

Действия

учителя

Деятельность

обучающихся

Плани-

руемое

время

Организа-

ционный этап

Подготовка учащихся

к работе на уроке

Приветствует детей; создает эмоциональный настрой  на работу

Бейджи у детей 4-х  цветов, каждый цвет определяет принадлежность к определенной команде.

Здравствуйте, дети!

Мы будем сегодня работать в группах. У вас на столах лежит памятка об основных правилах данной формы работы. За правильно сформулированные, грамотные ответы и творческие находки вы будете получать поощрения. Группу, набравшую наибольшее количество поощрений, ждет сюрприз. Договоримся, что для меня сигналом вашей готовности будет поднятая рука.

И взрослые, и дети любят  праздники!

А с какими атрибутами у вас ассоциируются праздники?

В беседе ответы подводятся к «подаркам».

Приветствуют учителя; настраиваются на работу

2 мин 30с.

  Определение   темы, целей и задач урока

Определить тему, цели и задачи урока.

Постановка проблемы

Конечно, все будут друг другу делать подарки. Это так приятно! Особенно интересен подарок, если он красиво упакован.

Сегодня на нашем уроке мы  будем учиться искусству оформления  подарка.

Какие упаковки чаще всего используют для оформления подарка?

Что вы подразумеваете под словом «коробка»?

Вот вы и сформулировали тему нашего урока: «Прямоугольный параллелепипед»

  На интерактивной доске открываем  тему урока

Записываем тему урока в свои рабочие листы.

Мне интересно, хватит ли ваших знаний для решения задачи, которая стоит перед нами?

если он красиво оформлен

в коробке, обернутой красивой бумагой

Отвечают на вопросы. Учитель подводит к понятию «параллелепипед»

Формулируют тему урока «Параллелепипед» .Определяют задачи урока.

3 мин

Актуализация знаний

Вспомним материал, который поможет нам сегодня в работе.

РЭШ, 5 класс, математика, урок №30. Решение совместно с детьми тренировочных заданий к уроку.

Молодцы!

3 мин

Открытие новых знаний

Теперь откройте свои учебники на стр.110. #494, 495, отвечаем на вопросы.

Для этого нам помогут модели, которые вы видите на столе.

Учитель помогает справиться с заданием, задает наводящие вопросы, консультирует.

На доске открываются листы, на которых написаны термины.(или использование ресурсов интерактивной доски)

Модели каких еще пространственных фигур есть у вас на столе?

Покажите, пожалуйста, модель параллелепипеда и куба.

Как вы считаете, можем ли мы куб назвать параллелепипедом? Если да, то в каком случае?

Как вы считаете, можем ли мы параллелепипед  назвать кубом?

Учитель демонстрирует видеофрагмент урока № 31 РЭШ в целях обобщения.

Покажите еще раз модель параллелепипеда и куба.

Учитель тоже демонстрирует эти модели.

На мой взгляд, это идеальная упаковка для подарков. Но чего-то не хватает. Как вы думаете, что поднимает настроение?

Как мы можем определить, сколько оберточной бумаги нам потребуется? Какого размера нам нужно взять лист для оформления подарка?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать размеры   упаковки и сделать необходимые расчеты

Попробуйте создать формулу нахождения площади поверхности параллелепипеда. (дети обсуждают в парах, записывают в рабочих листах предполагаемую формулу, первый   положительный опыт записываем на доске)

На доске открывается формула для вычисления площади, детям раздается раздаточный материал

Обучающиеся работают в группе, отвечают на вопросы и заносят в листы

 Ответы озвучиваются и обсуждаются

Распечатанная справочная информация выдается детям

да, всегда

если все его измерения равны

праздничное оформление

Обучающиеся отвечают на вопрос: чтобы найти площадь поверхности параллелепипеда, нужно найти площади 6 граней и их сложить.

3 мин

3 мин 30 с

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний

Молодцы! Как эта формула поможет определить,  хватит нам бумаги для украшения или нет?

если коробка в виде куба, сколько бумаги нам потребуется?

Как вычислить площадь полной поверхности куба?

Теоретически вы уже умеете вычислять площадь поверхности куба. Применим эти знания на практике.

Вашим группам предлагается выполнить следующее задание:

  1. выполнить необходимые измерения для определения площади поверхности куба
  2. вычислить  площадь предложенного листа оберточной бумаги
  3. Сравнить площади
  4. Сделать вывод, записать его

Надо сравнить площади

Если  площадь бумаги не меньше площади коробки, то нам хватит одного листа. Если площадь бумаги меньше, то необходим второй лист.

Площадь 1 грани

Умножаем на 6, т.к все грани у него одинаковые

Эти данные в виде формулы на доске на листах

Работают в группах.

Отчет групп о выполненном задании

4 мин

Физкультми-нутка

(после завершения работы групп)

Снять физическую нагрузку, поднять эмоциональный настрой

 Мы все встали, улыбнулись,

 Руки выше потянулись,

Дружно плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь,

Головы своей коснитесь,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали!

 встают, выполняют упражнения

1 мин

Продолжение основного этапа

работа групп

Предлагает учащимся занять свои места за партами.

Мы с вами узнали, какая площадь упаковочной бумаги нам необходима. А какие подарки вы можете положить в наш куб?

Вы правы. Но подарки бывают разного размера и для каждого из них нужна своя упаковка.

Поэтому одним из заданий вашей домашней работы будет следующее:

Вырезать и склеить куб с большим ребром.

Для того, чтобы вам было проще выполнить это задание, я предлагаю совершить путешествие в прошлое. Перед вами уже готовая объемная фигура, но изначально это был лист бумаги. Как произошло это превращение?

Возьмите куб со снежинкой и посмотрите на его ребра- они соединены скотчем. Давайте разрежем этот куб по ребрам, пока не получится плоская фигура. мы с вами «разворачиваем» куб, поэтому эта фигура называется «развертка» .

Учитель открывает это слово на доске

вы можете обвести полученную развертку в тетради и, увеличив длину ребра, выполнить домашнее задание.

Обратите внимание на экран моноблока. Вы видите виртуальную лабораторию, в которой можно сворачивать многогранник.

У нас на экране представлена развертка куба.  

Мы с вами рассмотрели один из способов изготовления развертки куба. Нужно помнить о местах склеивания фигуры.

Теперь вы умеете сами склеить упаковку для подарка нужного размера.

Развертка поможет вам не только склеить упаковку для подарка, но и экономно, аккуратно его украсить праздничной бумагой

Чему вы научились сегодня на уроке?

Теперь вы сможете порадовать своих друзей, близких и гостей собственноручно упакованными  подарками.

Занимают места за партами.

Дети высказывают предположения

Делают развертку куба

 Работа на моноблоках с использованием виртуальной лаборатории

Один из детей выходит к доске и сворачивает куб.(при необходимости возможна помощь остальных детей или учителя)

Во время беседы дети приходят к выводу, что необходимо приложить развертку к бумаге и обвести

Сегодня мы научились делать упаковку для подарка и знаем, как облегчить ее оформление красивой бумагой! Эти знания нам пригодятся в жизни.

1 мин

2 мин

10 мин

Работа с учебником

Выполняют №№ 498(практическая работа)

6 мин

Рефлексия

1 мин

Итог урока

Второе задание вашей домашней работы заключается в том, что в тетрадях вам необходимо записать размеры куба, который вы склеите, и вычислить площадь его поверхности.

Как вы думаете, какие знания вам понадобятся для выполнения этого задания?

А теперь я прошу группы посчитать количество поощрений.

Наибольшее количество  получила группа……

Обещанный сюрприз!

Дети! Я благодарю вас всех за работу на уроке! Урок окончен. До свидания!

Определение прямоугольного параллелепипеда и  куба; грани, вершины, ребра прямоугольного параллелепипеда и куба, площадь грани параллелепипеда и куба, площадь полной поверхности данных многогранников; построение развертки

5 мин

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.

В ходе урока используются слуховой, зрительный и моторный способы получения информации. Необходимо акцентировать внимание на ключевые слова, фразы, особенности геометрических фигур. Важно добиваться исчерпывающих ответов.

В проведении урока с компьютерным сопровождением использованы электронные приложения не только к УМК (математика 5-6 С.М.Никольский), по которому я работаю, но и виртуальные лаборатории УМК «Математика» Е.А. Бунимовича издательства «Сферы», электронное интерактивное приложение по учебнику Н. Я. Виленкина и др. изд.: Планета. Это позволяет выбрать наиболее оптимальную форму использования данных приложений на уроках. Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, использованы фрагменты видеоуроков образовательного портала «Российская электронная школа».

Методика проведения урока позволяет поддерживать познавательную активность и интерес к материалу на протяжении всего учебного времени. Структура урока, изучаемый материал и практические задания логически взаимосвязаны.

Заранее готовятся необходимые модели, проверяется работоспособность технических средств, раздаточный материал раскладывается на каждое рабочее место.

Перед проведением урока класс делится на 4 группы, каждой группе присваиваем цвет (красный, желтый, синий, зеленый). Критерии распределения обучающихся на группы зависят от особенностей конкретного класса. При выполнении заданий допускается общение детей внутри одной группы. Расстановку парт также можно изменить на усмотрение учителя.

Предложенную разработку урока можно трансформировать в зависимости от возрастных и психологических особенностей  учащихся, технических возможностей.

Материально-техническое обеспечение содержания урока.

Демонстрационное оборудование:

компьютер учителя, интернет, экран, интерактивная доска, моноблоки 4 шт (по количеству групп обучающихся, возможно использование ноутбуков, планшетных ПК)

Раздаточный материал: рабочие листы работы учащихся; простые карандаши, линейки, каркасные и клеевые модели прямоугольного параллелепипеда и куба, ножницы, правила групповой деятельности, правила безопасности при работе с режущими предметами

Список использованной литературы:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций /[С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]-М.: Просещение, 2017
  2. Интерактивные дидактические материалы, 5 класс. Электронное интерактивное приложение по учебнику Н. Я. Виленкина и др. изд.: Планета
  3. Электронное приложение к учебнику. УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс»
  4. https://resh.edu.ru/математика

Приложение 1

Рабочий лист к уроку математики

Дата урока     _______.

Тема урока: 

«Параллелепипед»

  1. Ответы на вопросы учебника: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Предполагаемая формула для вычисления площади полной поверхности прямоугольного параллелепипеда

__________________________________________________________________

  1. Практическое задание:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________вывод:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Рефлексия:

я узнал:__________________________________________________________

я научился:_______________________________________________________

было сложно с ____________________________________________________

мне понравилось__________________________________________________

Приложение 2

Правила групповой работы

- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика)

- понять задание и подумать о решении самостоятельно

- говорим по очереди, не перебивая друг друга,

- внимательно слушаем,

- четко высказываем свое мнение,

- найти общее решение

- выбрать выступающего

- соблюдаем порядок на парте,

- уважаем мнение собеседника.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию урок изучения нового материала - вывод формулы объёма прямоугольного параллелепипеда. Среди технологий, применяемых на уроке, ведущее место занимает проблемное изложение мате...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"

Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствуеттребов...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...