Урок математики в 5 классе.Шкала. Координатный луч.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Сухоносова Марина Анатольевна

Урок обьяснения нового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_koordinatnyy_luch.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: Шкала. Координатный луч.

5класс, учебник А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.

Цель посещения: Проектно-познавательная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей и творческих способностей обучающихся.

Цели и задачи урока:

Учебная грамотность  

  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
  • выполнять  задание на основе заданного  алгоритма (инструкции);
  • задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику;
  • отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации  учителем;

Информационная  грамотность

  • проводить самостоятельные наблюдения;
  • находить в сообщении информацию в явном  виде;
  • использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы)  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Коммуникативная  грамотность

  • инициировать «умный»  вопрос к взрослому и сверстнику;
  • различать оценку действия и оценку личности;
  • строить полный (устный) ответ на вопрос  учителя, аргументировать  свое согласие (несогласие)  с мнениями  участников   учебного  диалога

УУД- универсальная учебная деятельность

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств его осуществления.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Ход урока.

файла

Цели и задачи

Действия обучающихся

1 Организационный момент

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

            Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2

  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Дети стоят. Проверяют все ли готово к уроку, есть ли порядок на парте.

Детей посадить.

2 Актуализация знаний

 -Какое время года наступило?

-Какая стоит погода?

- Чем это может грозить человеку?

-А когда вызаболеваете, что  надо делать?

- А какое количество лекарства надо принимать за один раз?

- А что произойдет, если принять меньше лекарства?

- А если больше?

3

воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Фронтальный опрос.

3 Игровой момент. целеполагание

- Может быть, кто-то вспомнит сказку, в которой, говорится о лечении?

Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор … Айболит

Давайте вспомним сказку о докторе Айболите и ответим на несколько вопросов.

1.Скольким  животным помог Айболит дома?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И жучок и паучок,

И медведица!

И пришла к Айболиту лиса:

Ой, меня укусила оса…

И прибежала зайчиха …( 7)

 

- Скажите, чем замечательно число 7?

Оно даже используется в пословицах:

 

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь и один раз отрежь.

Как вы понимаете эти пословицы?

Вот и мы сегодня будем следовать этим пословицам. Сначала будем думать, обосновывать свои действия, а только потом делать. Если кто-то не успеет. То вам придется работать немного быстрее.

4

5

6

выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу

  • психологический настрой учащихся;

Фронтальный опрос.

                                                      4 Устный счет                    

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

« Вот АВМ телеграмма

От гиппопотама!»

« Приезжайте доктор

в Африку скорей.

И спасите , доктор,

Наших малышей!»

-Посчитайте , сколько болезней надо вылечить Айболиту?

А теперь внимание на доску, в устном счете у нас присутствует цифра 7.

Запишите ответы в тетрадях для устного счета.

Проверяем.

Пример

Ответ

1)    7 + 12

2)   17 + 13

3)   27 + 15

4)   37 - 1

5)   47 - 0

6)   57 + 0

7)   67 ∙ 100

8)  77 ∙ 3

9) 87 ∙1

10)   30 ∙ 70

7

создать у учащихся ясную
перспективу работы.

Индивидуальная работа в тетрадях для устного счета.

    5 физминутка.

А нам, чтобы не заболеть стоит закаляться и делать по утрам зарядку.

Проведем физкультминутку:

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

    6. Новый материал. создание проблемной ситуации;

 Итак.. продолжим

Доктор Айболит поехал в Африку лечить зверей. С собой он взял своих верных помощников собаку Авву и обезьянку Чичи.

Дал им задание разливать микстуру точно по рецепту:

Бегемотикам по 4 мерки.

Страусятам по 1 мерки.

Тигрятам по 2 мерки.

Верблюжатам по 3 мерки,

Акуле 5 мерок.

Давайте в тетрадях сделаем записи в виде формул.

( вызываю к доске по одному человеку)

Стали они разливать и отмеривать. Но работа продвигалась медленно , и они много разливали.

 -Как можно ускорить их работу?

- На сосуде сделать метки, и поставили числа.

- А какая должна быть мерка? (одинаковая)

- В математике это называется шкала.

А сейчас мы сможем быстро раздать лекарство нашим зверятам?

Раздаем лекарство.

-Для  чего мы сделали метки?

8

подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач

создает у учащихся ясную
перспективу работы.

Небольшая инсценировка

Авва-Жданов

Чичи- Мельникова

Бегемотик –

Страусенок-

Тигренок-

Верблюжонок-

Акула-

В тетрадях запись:

Б =4М

С=1М

Т=2М

В=3М

А=5М

Фронтальная работа.

      7. физминутка.

Вылечили всех зверят и теперь можно порадоваться. Приготовили ручки.

Ваши пальцы все проснутся.

Ваши губы улыбнутся.

Даже ваши пальцы в танце,

И чего же тут скрывать,

Каждым пальцем, каждым пальцем

Можно танец танцевать.

(дети показывают движения)

8 Новый материал. Знакомство со шкалой

- Какую величину измеряем?

Объем.

-А нужны ли такие приборы для других величин? да

Показать виды шкалы для разных величин:

Линейка, транспортир, мерная кружка, часы, весы, спидометр, термометр, мерная детская бутылочка, палетка. Безмен.

Давайте попробуем определить, для измерения  какой величины используется какой прибор?

Длина – линейка,

Обьем – мерная кружка, детская бутылочка

Массы – весы. безмен

Транспортир – углы

Часы – время

Спидометр – скорость

Палетка – площадь          

Термометр- температура

- Что у всех приборов, кроме одного, одинаковы? Чем они похожи?

9

передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;

7 Новый материал. Числовая прямая

Но в тетрадях неудобно рисовать шкалу, причем для каждой величины разную, поэтому ученые математики договорились чертить ее в тетрадях на прямой линии.

Давайте и мы попробуем это сделать.

Раздаю листочки с образцами координатного луча.

- посмотрите на заготовки , найдите ловушки. Объясните, почему?

- итак, мерки у нас есть. А чего не хватает?

Чисел.

Подумайте , какие вопросы нужно задать, прежде чем проставить числа.

Поставить букву О на начало.

Какое число ставят первым? Где? Почему?

Полученную шкалу называют координатным лучом, точку О- началом отсчета, а мерку- единичным отрезком.

(Строим координатный луч)

- Как называется фигура, на которой расставлены мерки? координатный луч.

Посмотрите на доску.

Точка А изображает число 6, точка В- 9.

Говорят, что число 5 является координатой точки А , число 9- координатой точки В.

Можно записать О(0), А(6), В(9), а какая координата у точки С?

Часто вместо слов" отметим точку с координатой, равной...."говорят " отметим число...."

10

развитие познавательной активности творческих способностей.

создает у учащихся ясную
перспективу работы

сообщение новых фактов; 
-введение новых понятий и терминов; 

Индивидуальная работа на карточках

8. Работа по учебнику

№112

Открыли учебник на с.36 и самостоятельно запишите показания термометров, изображенных на рисунке 54.

11

9 Итог урока

-С чем мы сегодня познакомились на уроке?

- На все ли интересующие вопросы нашли ответы?

- Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

12

развивать ассоциативного мышления, воображения.

- планировать свою деятельность

Фронтальная работа.

10 Рефлексия.

А сейчас посмотрите на экран ,выберите ответ и пальчиком покажите мне номер ответа:

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое – что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все таки учиться.

13

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

11 Домашнее задание.

Для того, чтобы завтра продолжить работу с числовой прямой. Вам надо посмотреть мультфильм « 38 попугаев» , узнать какова длина удава в мартышках и слонятах

14

развитие ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей