Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа по математике для 5 класса содержит: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, календарно-тематический план, материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_m5_2017_bez_uud.docx | 91.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений «Математика 5 класс», автор Жохов В.И.; Мнемозина, 2015 г., в соответствии с Учебным планом общеобразовательного учреждения, ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. (М.: Мнемозина).
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Настоящая программа по математике для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы. В ходе освоения содержания курса математики в 5 классе учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Содержание образования по математике в 5 классе определяет следующие задачи:
- развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
- получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства;
Цели изучения математики
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в 3-ем триместре. Примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.
Основная цель обучения математики в 5 классе:
- выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
- повторение и контроль теоретического материала;
- разбор и анализ домашнего задания;
- устный счет;
- математический диктант;
- самостоятельная работа;
- контрольные срезы.
Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 170 уроков. В том числе 15 контрольных работ, включая диагностическую и итоговую контрольные работы. Уровень обучения – базовый.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
Числа и их вычисления.
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными.
Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами.
Выражения и их преобразование.
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
Уравнения и неравенства.
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.
Отрезок. Длина отрезка.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла.
Математика в историческом развитии.
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи.
Софизм, парадоксы.
Работа с информацией (в течение учебного года).
Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.
Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что ...».
Проверка правильности готового алгоритма.
Понимание и интерпретация таблицы, схемы, круговой диаграммы.
Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
- Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
- понимание роли математических действий в жизни человека;
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о значении математики для познания окружающего мира.
- Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в устной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- строить рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
- корректно формулировать свою точку зрения;
- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
- Предметные результаты:
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Ученик научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
- выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.
Уравнения
Ученик научится:
- решать простейшие уравнения с одной переменной;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Ученик получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений;
- уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Неравенства
Ученик научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
- применять аппарат неравенств, для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
Описательная статистика.
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
- строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
- научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
- решать несложные задачи на построение.
Ученик получит возможность:
- научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
- решать несложные задачи на построение.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
- вычислять площади прямоугольника, квадрата;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
- решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
- вычислять площади прямоугольника, квадрата;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
- решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Координаты
Ученик научится:
- находить координаты точки.
Ученик получит возможность:
- овладеть координатным методом решения задач.
Работа с информацией
Ученик научится:
- заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
- выполнять действия по алгоритму;
- читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
- понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
- выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
- выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
- строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
- составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса
Система оценки достижения планируемых результатов
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
- Письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашнего задания);
- Тестовый (тестирование);
- Устный опрос (собеседование, зачет)
- Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Оценка зачётов (тесты) обучающихся по математике.
- Каждый зачет состоит из обязательной и дополнительной частей. Выполнение каждого задания обязательной части оценивается одним баллом. Оценка выполнения каждого задания дополнительной части приводится рядом с номером задания.
- Общая оценка выполнения любого зачета (тест) осуществляется в соответствии с приведенной ниже таблицей
Отметка | «зачёт» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 6 баллов | 7 баллов | 7 баллов |
Дополнительная часть | 3 балла | 5 баллов |
Таблица показывает, сколько баллов минимум надо набрать при выполнении заданий обязательной и дополнительной частей для получения оценки «Зачет», «4», «5».
- Обязательная часть зачетов направлена на проверку уровня базовой подготовки учащихся по математике.
- Задания дополнительной части зачетов позволяют выявить знания учащихся на более высоком уровне.
В рабочей программе предусмотрено 15 контрольных работ по темам:
- Вводная диагностическая контрольная работа.
- Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы»
- Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
- Контрольная работа №3 «Уравнение»
- Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел»
- Контрольная работа №5 «Упрощение выражений. Квадрат и куб числа»
- Контрольная работа №6 «Площади и объемы»
- Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби»
- Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
- Контрольная работа №9 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
- Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
- Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей»
- Контрольная работа №12 «Проценты»
- Контрольная работа № 13 «Измерение углов. Транспортир»
- Итоговая контрольная работа №14
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1. Вводное повторение | 4 | Диагностическая контрольная работа |
2. Натуральные числа и шкалы | 15 | №1 |
3. Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | №2, №3 |
4. Умножение и деление натуральных чисел | 27 | №4, №5 |
5. Площади и объемы | 12 | №6 |
6. Обыкновенные дроби | 23 | №7, №8 |
7. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | №9 |
8. Умножение и деление десятичных дробей | 26 | №10, №11 |
9. Инструменты для вычислений и измерений | 17 | №12, №13 |
10. Итоговое повторение курса математики 5 класса. | 12 | №14 |
Итого | 170 | 15 |
Календарно-тематический план
№ п\п | Дата | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | |
план | факт |
- Вводное повторение – 4 часа.
1 | Числа и величины. Арифметические действия. | 1 | ||
2 | . | Геометрические фигуры и величины. Пространственные отношения. | 1 | |
3 | Текстовые задачи. | 1 | ||
4 | Входная контрольная работа | 1 |
- Натуральные числа и шкалы – 15 часов.
5 | Обозначение натуральных чисел | 1 | ||
6 | Обозначение натуральных чисел | 1 | ||
7 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 | ||
8 | Треугольник | 1 | ||
9 | Самостоятельная работа. Натуральные числа. Отрезок. Треугольник. | 1 | ||
10 | Плоскость. Прямая. | 1 | ||
11 | Луч | 1 | ||
12 | Шкалы и координаты | 1 | ||
13 | Единицы измерения массы | 1 | ||
14 | Координатный луч | 1 | ||
15 | Меньше и больше | 1 | ||
16 | Понятие неравенства | 1 | ||
17 | Правила сравнения | 1 | ||
18 | Выполнение упражнений | 1 | ||
19 | Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 |
- Сложение и вычитание натуральных чисел – 21 час.
20 | Сложение натуральных чисел | 1 | ||
21 | Свойства сложения | 1 | ||
22 | Разложение чисел по разрядам | 1 | ||
23 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | ||
24 | Вычитание натуральных чисел | 1 | ||
25 | Свойства вычитания | 1 | ||
26 | Вычитание чисел в столбик | 1 | ||
27 | Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | ||
28 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | ||
29 | Числовые и буквенные выражения | 1 | ||
30 | Числовые и буквенные выражения | 1 | ||
31 | Нахождение значений буквенных выражений | 1 | ||
32 | Нахождение значений буквенных выражений | 1 | ||
33 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | ||
34 | Упрощение числовых и буквенных выражений | 1 | ||
35 | Упрощение числовых и буквенных выражений | 1 | ||
36 | Уравнение и его корни. | 1 | ||
37 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | ||
38 | Составление уравнений по условию задачи и их решение | 1 | ||
39 | Повторение по теме «Числовые и буквенные выражения» | 1 | ||
40 | Контрольная работа №3 «Уравнение» | 1 |
- Умножение и деление натуральных чисел – 27 часов.
41 | Умножение натуральных чисел | 1 | ||
42 | Свойства умножения | 1 | ||
43 | Умножение многозначных чисел | 1 | ||
44 | Решение задач на умножение | 1 | ||
45 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | ||
46 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | ||
47 | Деление | 1 | ||
48 | Свойства деления | 1 | ||
49 | Нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя, | 1 | ||
50 | Решение примеров и задач на деление | 1 | ||
51 | Скорость, расстояние, время и связь между ними | 1 | ||
52 | Скорость, расстояние, время и связь между ними | 1 | ||
53 | Деление с остатком | 1 | ||
54 | Решение примеров на деление с остатком | 1 | ||
55 | Обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | ||
56 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | ||
57 | Упрощение выражений | 1 | ||
58 | Использование свойств умножения при упрощении выражений | 1 | ||
59 | Использование свойств умножения при решении уравнений | 1 | ||
60 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
61 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
62 | Порядок выполнения действий | 1 | ||
63 | Изменение порядка действий в примерах | 1 | ||
64 | Решение примеров по схемам | 1 | ||
65 | Квадрат и куб числа | 1 | ||
66 | Вычисление значений выражений, содержащих квадрат и куб числа | 1 | ||
67 | . | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений. Квадрат и куб числа» | 1 |
- Площади и объёмы – 12 часов.
68 | Формула пути | 1 | ||
69 | Формулы периметра прямоугольника и квадрата | 1 | ||
70 | Площадь. | 1 | ||
71 | Формула площади прямоугольника | 1 | ||
72 | Единицы измерения площадей | 1 | ||
73 | Гектар и ар | 1 | ||
74 | Решение задач с использованием единиц измерения площадей | 1 | ||
75 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | ||
76 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
77 | Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
78 | Решение задач по теме «Площади и объемы» | 1 | ||
79 | Контрольная работа №6 «Площади и объемы» | 1 |
- Обыкновенные дроби – 23 часа.
80 | Окружность | 1 | ||
81 | Круг | 1 | ||
82 | Доли. | 1 | ||
83 | Обыкновенные дроби | 1 | ||
84 | Решение задач на нахождение дроби от числа | 1 | ||
85 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | 1 | ||
86 | Сравнение дробей | 1 | ||
87 | Сравнение дробей | 1 | ||
88 | Решение задач по теме: «Сравнение дробей» | 1 | ||
89 | Правильные и неправильные дроби | 1 | ||
90 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
91 | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
92 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | ||
93 | Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | ||
94 | Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | ||
95 | Деление и дроби | 1 | ||
96 | Деление и дроби | 1 | ||
97 | Смешанные числа | 1 | ||
98 | Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби | 1 | ||
99 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | ||
100 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | ||
101 | Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | ||
102 | Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 |
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 13 часов.
103 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | ||
104 | Выражение обыкновенных дробей в виде десятичных | 1 | ||
105 | Сравнение десятичных дробей | 1 | ||
106 | Сравнение десятичных дробей с помощью координатной прямой | 1 | ||
107 | Решение задач на сравнение десятичных дробей | 1 | ||
108 | Сложение десятичных дробей | 1 | ||
109 | Вычитание десятичных дробей | 1 | ||
110 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
111 | Решение задач на сложение и вычитание десятичных дроей | 1 | ||
112 | Приближенные значения чисел | 1 | ||
113 | Округление чисел | 1 | ||
114 | Решение задач на тему «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | ||
115 | Контрольная работа №9 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 |
- Умножение и деление десятичных дробей – 26 часов.
116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | ||
117 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | ||
118 | Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100… | 1 | ||
119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | ||
120 | Решение примеров на деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | ||
121 | Деление десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100.. | 1 | ||
122 | Деление и умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | ||
123 | Решение задач на тему «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | 1 | ||
124 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | ||
125 | Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01.. | 1 | ||
126 | Умножение десятичных дробей | 1 | ||
127 | Решение примеров на умножение десятичных дробей | 1 | ||
128 | Распределительное свойство умножения | 1 | ||
129 | Решение задач на умножение десятичных дробей | 1 | ||
130 | Деление десятичных дробей | 1 | ||
131 | Решение примеров на деление десятичных дробей | 1 | ||
132 | Решение задач на деление десятичных дробей | 1 | ||
133 | Решение задач на деление десятичных дробей | 1 | ||
134 | Деление десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01.. | 1 | ||
Решение примеров на все действия с десятичными дробями | 1 | |||
Задачи на все действия с десятичными дробями | 1 | |||
137 | Среднее арифметическое | 1 | ||
138 | Решение задач на нахождение среднего арифметического | 1 | ||
139 | Решение задач на нахождение средней скорости движения | 1 | ||
140 | Решение задач на тему «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | ||
141 | Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 |
- Инструменты для вычислений и измерений – 17 часов.
142 | Микрокалькулятор | 1 | ||
143 | Нахождение значения выражений с помощью микрокалькулятора | 1 | ||
144 | Проценты | 1 | ||
145 | Нахождение процента от числа | 1 | ||
146 | Решение задач на нахождение процента от числа | 1 | ||
147 | Нахождение числа по его процентам | 1 | ||
148 | Решение задач на нахождение числа по его процентам | 1 | ||
149 | Решение задач по теме «Проценты» | 1 | ||
150 | Контрольная работа №12 «Проценты» | 1 | ||
151 | Угол. Обозначение. Сравнение углов | 1 | ||
152 | Биссектриса угла | 1 | ||
153 | Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | 1 | ||
154 | Измерение углов. Транспортир | 1 | ||
155 | Сравнение величин углов | 1 | ||
156 | Круговые диаграммы | 1 | ||
157 | Построение круговых диаграмм | 1 | ||
158 | Контрольная работа №13 «Измерение углов. Транспортир» | 1 |
- Итоговое повторение курса математики 5 класса – 12 часов.
159 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | ||
160 | Упрощение выражений. | 1 | ||
161 | Порядок выполнения действий. | 1 | ||
162 | Площади и объёмы. | 1 | ||
163 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | ||
164 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 | ||
165 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
166 | Умножение десятичных дробей | 1 | ||
167 | Деление десятичных дробей | 1 | ||
168 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
169 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | ||
170 | Решение текстовых задач | 1 |
Материально-техническое обеспечение программы. Список литературы
Основная литература:
- Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2014.
Дополнительная литература:
- Жохов В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /
- И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011.
- Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2008.
- Ермилова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по математике: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» М.: Мнемозина, 2006.
- Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, JI. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
- Жохов В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. М.: Мнемозина, 2011.
- Жохов В. Я Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М: Мнемозина, 2011.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Классик Стиль, 2009.
- Ерина Т. М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» - М.: Экзамен, 2014.
- Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс»: тренажер по математике. М: Мнемозина, 2010.
Специфическое сопровождение (оборудование)
- классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
- демонстрационные таблицы.
Информационное сопровождение:
1.Федеральный центр информ http://fcior.edu.ru
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
3. «Карман для учителя математики» http://karmanform.ucoz.ru.
4. Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1sepember.ru
5. Уроки – конспекты www.pedsovet.ru
11. http://www.matematika-na.ru/index.php он-лайн тесты по математике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5класс Н.Я.Виленкин
Пояснительная записка....
рабочая программа по математике 5класс
Рабочая программа составлена с учётом программы общеобразовательных учреждений Математика 5- 6 классы. Автор-составитель В.И. Жохов, Москва Мнемозина 2010г. Рабочая программа рассчитана на 210 ч...
Рабочая программа по математике 5класс
Рабочая программа по математике.Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по математике 5класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащихся 5 классов (далее Рабочая программа) на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с:•...
Рабочая программа по математике 5класс (учебник Виленкин Н.Я.)
Рабочая программа создана для учителей математики, работающих по учебнику Виленкина Н.Я. 5 класс (5 часов в неделю). Программа состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки вы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5класс, Н.Я. Виленкин , 6часов в неделю
Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования "Математика", а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образова...
Аннотация к рабочим программам по _математике 5класс базовый уровень
Учебник, УМК: Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И.Шварцбурд.- М.:Мнемозина, 2010г....