Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ
методическая разработка по математике (9 класс)

Гасилина Галина Анатольевна

Методические рекомендации по подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

07.09.2020г.                                         Гасилина Г.А., учитель математики

 Выступление на МО:

«Особенности подготовки учащихся к

итоговой аттестации в форме ОГЭ»

        Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.

Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ГИА, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.

Задачи по подготовке детей к ОГЭ:

1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ГИА) и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников технике сдачи теста;

4. Психологическая подготовка к ГИА;

5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов,

индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную

ответственность школьника за результаты обучения.

Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ГИА?

1) провожу исследование демо-версий ГИА по математике последних лет, взятые на сайте www. fipi. ru. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.

2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.

3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.

4) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними  примеры и задачи подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ГИА. Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену.

Глобальные темы, которые нельзя запускать:

5 класс – обыкновенные дроби

6 класс – положительные и отрицательные числа.

7 класс – формулы сокращенного умножения.

8 класс – решение квадратных уравнений

9 класс – неравенства и прогрессии


         В течение учебного года провожу инструктажи по заполнению бланков, ознакомлению учащихся с демовариантом ОГЭ, правилами поведения на экзамене.

Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

Обучение постоянному жёсткому контролю времени.

На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание.

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.

 Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.

Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа.

Следует учить школьников простым приёмам для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

Обучение приёму «спирального движения» по тесту.

Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №19), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз.

 Важно, чтобы все учащиеся сдали обязательную часть работы. В зачётную работу нужно  включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учащихся). Информация о выполнении зачётных и диагностических  работ  в обязательном порядке доводится до сведений родителей.

Подготовка ко второй части работы осуществляется на уроках (частично), во внеурочное время по желанию учеников. Многие  вопросы разбираем на групповых занятиях, используем сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

Есть и свои трудности по подготовке учеников:

1) низкая мотивация учащихся к сдаче ГИА;

2) низкий уровень вычислительных навыков у учащихся.

Это ежедневные проблемы, над которыми нам ещё предстоит долго работать.

 Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для контроля ЗУН учащихся 9 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА

Данная методическая разработка предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, отвечающих за организацию контроля ЗУН учащихся по всем предметам. В сборнике помещены к...

«Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ»

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни....

Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.

Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....

Особенности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Презентация освещает изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку и обращает внимание педагогов и учащихся на особенности подготовки к сдаче итогового экзамена по русскому языку  в его самой актуа...

Методические рекомендации учащимся по профилактике стресса при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ

Методические рекомендации учащимсяпо профилактикестресса при подготовке к итоговой аттестации  в форме ЕГЭ и ОГЭ...