«Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ»
статья по математике на тему

Мачалова Наталья Владимировна

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя математики Мачаловой Н.В.

на МО учителей естественных дисциплин.

«Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ»

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.

Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятикласснику для успешной сдачи ОГЭ и решения пойти учиться дальше, или продолжить своё образование в средней школе. Обучающиеся, родители, учителя-предметники – все, заинтересованы в получении хороших результатов.

Поэтому каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

 Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.

Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 7 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ОГЭ, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.

Задачи по подготовке детей к ОГЭ:

1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ОГЭ) и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников технике сдачи теста;

4. Психологическая подготовка к ОГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (факультативов) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

  Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ:

1) провожу исследование демо-версий ОГЭ по математике последних лет, взятые на сайте www. fipi. ru. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.

2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.

3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.

   Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». Учащиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки. Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними примеры и задачи подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ОГЭ.

Глобальные темы, которые нельзя запускать:

  • 5 класс – обыкновенные дроби
  • 6 класс – десятичные дроби, положительные и отрицательные числа.
  • 7 класс – формулы сокращенного умножения.
  • 8 класс – решение квадратных уравнений
  • 9 класс – неравенства и прогрессии.

  Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

  Задания при проведении экзамена по математике составлены в  тестовой форме, значит, учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями, а также знакомлю с имеющимися сборниками тестовых заданий. Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.

В этом году готовлю учащихся 10 класса к сдаче выпускного экзамена.

В течение учебного года провожу инструктажи по заполнению бланков, ознакомлению учащихся с демовариантом ОГЭ, правилами поведения на экзамене.

При подготовке к выпускным экзаменам я практикую следующее:

  • включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям,
  • в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи,
  • изменяю систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике,
  • итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Для того, чтобы школьник сдал экзамен следует учить «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

  1. Обучение постоянному жёсткому контролю времени.

На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.

  1. Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.

Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.

  1. Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа.

Следует учить школьников проверять результаты сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя» и подчеркнуть его, чтобы это слово было выделено перед глазами, иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

  1. Обучение приёму «спирального движения» по тесту. 

Ученик, просматривая тестовые задания 1 части от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами задания без выбора ответа в первой части, которые «средний» ученик решает без особого напряжения, а затем к заданиям 2 части. После намеченного плана приступить к решению выбранных заданий, при этом проверяя своё решение после каждого решения. Затем можно перейти вновь к выполнению тех заданий, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз.

Важно, чтобы все учащиеся сдали обязательную часть работы. В зачётную работу нужно включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учащихся). Информация о выполнении зачётных и диагностических работ в обязательном порядке доводится до сведений родителей.

Подготовка к экзамену ведется не только на уроке, но и на групповых занятиях, используем сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

Есть и свои трудности по подготовке учеников:

1)  низкая мотивация учащихся к сдаче ОГЭ;

2) низкий уровень вычислительных навыков у учащихся.

Это ежедневные проблемы, над которыми нам ещё предстоит долго работать.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система ранней подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Для разрешения проблем необходима определённая система работы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Эта система включает в себя следующие элементы: 1.Планирование подготовки на уроке и в неурочное время. 2...

Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ

Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе. Из опыта работы в старших классах МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды....

Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....

Презентация по теме "Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по разделу Планиметрия "Вписанные и описанные многоугольники"

Презентация по теме "Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по разделу Планиметрия "Вписанные и описанные многоугольники" создана для качественной подготов...

Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ

Методические рекомендации по подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации по математике....