Методические основы организации повторения при подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
статья по математике (11 класс)

Субботина Наталья Евгеньевна

   Успешность сдачи учащимися ЕГЭ зависит от многих составляющих, и одним из многих факторов является организация повторения. Повторение играет одну из главных ролей на всех этапах обучения математике, но особая роль отводится именно вопросам итогового повторения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические основы организации повторения при подготовке учащимися к ЕГЭ по математике

   Успешность сдачи учащимися ЕГЭ зависит от многих составляющих, и одним из многих факторов является организация повторения. Повторение играет одну из главных ролей на всех этапах обучения математике, но особая роль отводится именно вопросам итогового повторения.

    При организации итогового повторения при подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо учитывать следующее:

  1. ЕГЭ заменяет собой два экзамена- выпускной в школе и вступительный в высшие учебные заведения. В связи с этим в рамках ЕГЭ осуществляется проверка овладения материалом не только курсом алгебры и начала анализа 10-11 классов, но и некоторых тем курса алгебры основной школы, то есть объем повторения увеличивается.
  2. Времени, предусмотренного на итоговое повторение программой, недостаточно.

С учетом вышеизложенного повторение можно организовать следующим образом:

- через использование учебного времени, отводимого на изучение каждой новой темы курса алгебры и начала анализа 11 класса;

- через использование учебного времени, предусмотренного программой на итоговое повторение.

Остановимся именно на методике организации итоговое повторение.

Процесс повторения на заключительном этапе подготовки к экзамену можно построить на следующих методических принципах:

  • Принцип параллельности. Повторение каждой темы лучше начинать с обзора всей темы и проводить повторение, ориентируясь на общие методы решения задач, параллельно по всем разделам темы. Важно учить распознавать идеи и методы решения задач, сравнивать методы по разным критериям.
  • Принцип вертикальности. Все мы сталкиваемся с такой проблемой: при изучении новой темы или при повторении отдельно взятой, учащиеся показывают неплохие результаты, однако с течением времени алгоритмы забываются, и учащиеся допускают ошибки там, где раньше их не было. Избежать этого можно, если решать 1-2 задания из ранее изученного.
  • Принцип оптимальной сложности. Особое внимание нужно уделять отбору заданий, ориентируясь на оптимальной сложности. Уровень сложности заданий не должен быть ни завышен, ни занижен, он должен быть адекватен уровню тех заданий, которые уже встречались на ЕГЭ.
  • Принцип открытых границ. Нужно сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемой темы, изучаемого курса. Необходимо показывать ученикам границы их информированности, развивать любознательность и стремление к познанию и саморазвитию. Правила оценивания результата на ЕГЭ невольно подталкивают учителя к натаскиванию учащихся на определенные виды задач, что не способствует математическому развитию школьника. Создатели тестов пытаются сделать формулировки заданий более оригинальными, и выпускники «не узнают» знакомых заданий. Нужно учить учащихся узнавать знакомые алгоритмы в незнакомых формулировках. Для этого можно предложить им самим изменить формулировку той или иной задачи (например, представить условие в графической форме), при этом не обязательно предлагать сложные задачи.
  • Принцип двойного контроля. Регулярно контролировать подготовку к экзамену должны и учитель, и ученик. Учитель отслеживает степень заинтересованности, уровень понимания, оценивает успехи учащихся на промежуточных этапах. Учащиеся анализируют уровень личной подготовленности, через выполнения блока самостоятельных заданий, через результаты пробных экзаменов, модулирующих ситуацию ЕГЭ.

Повторение необходимо организовать по следующим темам:

  • «Выражения и преобразования»
  • «Функции и графики»
  • «Уравнения и системы уравнений»
  • «Неравенства и системы неравенств»
  • «Элементы математического анализа»

             Работа над каждой темой повторения состоять из нескольких частей:

  1. Рассмотрение вопросов каждой темы повторения параллельно с изучением нового материала.
  2. Самостоятельная работа учащихся по заранее выданным текстам заданий.
  3. Работа на уроках по теме.
  4. Контроль заданий по теме

   При повторении каждой необходимо учитывать следующее:

    - большая часть учащихся испытывает на экзамене нехватку времени при выполнении всех заданий, поэтому необходимо тренировать их на выполнение заданий в условиях ограниченного времени, учить сравнивать затраты по времени на выполнение заданий разными методами, отрабатывать вычислительные навыки;

   - учащимся требуется тренировка не только для того, чтобы решать задачи разной сложности, но и для того, чтобы не запускать в самом экзаменационном блоке, не сомневаться, куда и что вписывать, в какую колонку помещать, что делать, если допущено ошибочное внесение данных в бланк ответа, что делать, если времени нет, а некоторые задания из первой и второй части  не решены. Если учащийся имеет такую тренировку, он чувствует себя намного увереннее, у него будет больше времени для решения заданий. Поэтому в течении года рекомендуется проводить 2-3 пробных экзамена, стараясь модулировать ситуацию экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход при обучении математики: система организации повторения при подготовке к ГИА

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореа...

Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по физике

Тема выступления на ГМО учителей физики г.Сургут 18.03.2021...

Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по физике

Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по физике...