Организация повторения при подготовке школьников к ЕГЭ по математике как условие повышения качества образования.
методическая разработка по математике (11 класс) на тему

Нуждина Елена Николаевна

Выступление на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация повторения при подготовке школьников к ЕГЭ как условие повышения качества образования

 

Математическое образование включает в себя овладение системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, её языке и символике, периодах развития, математическом моделировании, специальных математических приёмах, основных общенаучных методах познания. Формирование мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, воспитание нравственности, культуры общения, самостоятельности, активности, воспитание трудолюбия, ответственности за принятие решений, стремление к самореализации - всё это входит в задачи математического образования.

Одним из критериев качества обучения математике является достижение цели процесса обучения.

Критерием оценки эффективности работы учителя является уровень сформированности у учащихся системы знаний, умений и навыков.

Основными целями ЕГЭ являются:

- итоговая аттестация выпускников общеобразовательных школ на соответствие требованиям, единых для всей страны Государственных стандартов;

- отбор наиболее подготовленных выпускников школ, независимо от места их жительства, для продолжения обучения в вузе;

- оценка качества образования в целом по стране и в каждом конкретном регионе.

Информационная работа, которую провожу, включает в себя знакомство учащихся и их родителей с целями ЕГЭ, структурой и содержанием контрольных измерительных материалов, степенью трудности заданий, условиями их успешного выполнения. Включенные в КИМы тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет использую на этапе заключительного повторения.

В связи с внедрением ЕГЭ в практику Российской школы, становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Поскольку основные проблемы были выявлены в подготовке слабых учащихся  и учащихся, желающих получить отличные отметки, необходимо всесторонне развивать разноуровневое обучение и обобщающее повторение. При этом сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся базовых математических умений, необходимых для продолжения их дальнейшего образования, а у сильных учащихся развивать умения решать задачи повышенного и высокого уровня сложности, предусмотреть возможность создания индивидуальных планов обучения для учащихся, сильно выделяющихся (в сильную или слабую сторону) на фоне всего класса.

Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.

В современной дидактике существует классификация уроков по основной образовательной цели. Основная дидактическая цель уроков повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретённых представлений. Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несёт в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы. Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Широкое применение на таких уроках схем и моделей даёт возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений. В своей практике использую различные виды повторения, приведенные в таблице.

Виды уроков повторения

Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке с применением новых способов деятельности.

Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинаю со знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке. В течение учебного года они имеют возможность сверять свои достижения с этими требованиями (приложение). Это готовит учеников к успешной сдаче ЕГЭ и успешному обучению в вузе. К этим требованиям возвращаемся и на уроках заключительного повторения.

Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы я начинаю с обеспечения положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрываю перспективу учебной деятельности, устанавливаю связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны.

В своей практике использую различные виды уроков повторения, но наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач. Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение теоретического материала, даются приёмы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся. На последующих уроках даю  образцы решения задач. Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

В качестве заданий, углубляющих и расширяющих знаний учащихся, использую материалы ЕГЭ прошлых лет.

Тестовая система сдачи экзаменов создает значительные психологические проблемы для школьников с замедленной реакцией. Они нередко обладают хорошими способностями, но не умеют быстро переключаться с одной задачи на другую. Поэтому на уроках заключительного повторения предлагаю тренировочные тесты, которые использовались на ЕГЭ в предыдущие годы.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

В связи с включением в ЕГЭ задач геометрического содержания, возрастает роль повторения и закрепления материала по планиметрии.

База успешного решения стереометрических задач закладывается в 9 классе. При повторении курса концентрирую внимание учащихся на узловых вопросах программы.

При изучении стереометрии широко использую аналогию с планиметрией, уделяю большое внимание обобщению и систематизации сведений, обращаю внимание на соответствие чертежа условию задачи, ученики учатся проведению аргументации в ходе решения задач, обучаются умению выделять ключевые фигуры, выполнять стандартные дополнительные построения.

Важно организовать повторение так, чтобы оно естественным образом вписывалось в урок, проходило на более высоком уровне, устанавливая новые связи между старыми известными звеньями.

В 11 классе при обобщении и систематизации знаний учащихся по основным темам курса уроки провожу в форме деловой игры. За 7 - 10 дней до начала урока класс превращается в исследовательскую лабораторию. Роли распределяются заранее. Назначается руководитель лаборатории (обычно это ученик, проявляющий повышенный интерес к изучению математики).

Руководитель лаборатории получает задание найти различные способы решения поставлённой задачи. Класс разбивается на группы. Каждая группа работает в определённом направлении. Затем на уроке творческие группы отчитываются о проделанной работе. В заключении члены экспертной группы дают оценку проделанной работе.

Традиционные уроки повторения могут стать средством активизации творческой деятельности учащихся. На таких уроках целесообразно подбирать серию задач, выводящих учащихся на новый более качественный виток. Активность школьников усиливается, если требуется найти связь между ранее изученными математическими объектами. Происходит не только систематизация знаний, но и возникает желание импровизировать, составлять новые задачи.

Большую роль в рассматриваемой проблеме играет и самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, пособиями по математике. Моя роль в организации этой работы - рекомендации по выбору тем и задач для самостоятельного решения.

Для систематизации и углубления знаний по геометрии учащиеся готовят доклады по различным темам, с которыми выступают на уроках, в дни проведения недели математики, а также на уроках заключительного повторения.

Одним из аспектов рассматриваемой проблемы является организация работы над ошибками.

Работа над ошибками включает в себя следующее:

• предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;

• обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;

• исправление, учёт, классификация ошибок с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.

На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространённые ошибки, допущенные учащимися в ходе ЕГЭ в предыдущие годы.

 Для подготовки к проведению занятий используется сайт www.ege.edu.ru, где размещаются аналитические отчёты о результатах ЕГЭ.

В последнее время формируется общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). Она включает в себя независимую оценку индивидуальных достижений обучающихся, выпускников образовательных учреждений. ЕГЭ и оценка качества образования тесно связаны друг с другом. Оценка качества образования использует результаты ЕГЭ, ЕГЭ — одна из форм оценки качества образования. Тема ЕГЭ всегда была актуальной

ЕГЭ нужен прежде всего ребенку, потому что дает ему возможность себя объективно оценить.

ЕГЭ показал, что у нас есть КАЖДЫЙ, ОТДЕЛЬНЫЙ, один-единственный ученик. Можно придумать и разработать целые системы, но если не видеть КАЖДОГО ученика, не работать с каждым учеником в отдельности, результата не будет. Здесь в действительности реализуется лозунг дидактов о личностно ориентированном обучении!

Школьное образование  призвано обеспечивать  условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей,  возможностей и интересов.

                Достижение нового образовательного результата заключается в формировании ключевых компетентностей у учащихся.

Для успешной самореализации в условиях современного российского общества человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. Готовностью делать осознанный и ответственный выбор;
  2.  Готовностью к самообразованию (образованию через всю жизнь);
  3. Технологической компетентностью;
  4. Информационной компетентностью;
  5. Коммуникативной  компетентностью;
  6. Социальной компетентностью (готовностью к продуктивному взаимодействию).

От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижение им социальной зрелости.

Организация повторения в сотрудничестве позволяет повысить социальную и коммуникативную компетентность учащихся, не снижая качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного детско-юношеского предпринимательства как условие повышения качества образования»

Предпринимательство – это не только вид деятельности,это особое качество, без которого прожить невозможноА. Адамский. Понятие «предпринимательская деятельность», или «предпринимательство», в обще...

Управление организацией внутришкольного мониторинга как условие повышения качества образования

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают...

Организация подготовки школьников к ЕГЭ по физике как условие повышения качества образования.

ЕГЭ – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками...

Мотивация педагога, как условие повышения качества образования школьников (презентация, анализ семинара)

Анализ системы действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования, способствующих формированию профессиональных кадров, и, как следствие, по...

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...

Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования

Статья по теме: "Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования"....

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования (доклад)

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования...